Андрей Харук
«Подпоручик Дуб убеждал солдат, собравшихся около разбитых орудий и самолётов, что это военные трофеи. Но вдруг он заметил, что неподалёку от него, в центре другой группы, стоит Швейк и тоже что-то объясняет.
Подойдя поближе, подпоручик услышал рассудительный голос Швейка:
— Что там ни говори, а всё же это трофеи. Оно, конечно, на первый взгляд очень подозрительно, особливо когда на лафете ты читаешь «k. u. k. Artillerie-Division». Очевидно, дело обстояло так: орудие попало к русским, и нам пришлось его отбивать, а такие трофеи много ценнее, потому что… Потому что, — вдохновенно воскликнул он, завидев подпоручика Дуба, — ничего нельзя оставлять в руках неприятеля».
Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» Полная запись…
Ярослав Голубинов
В «архитектуре» войн XX века одним из важнейших конструктивных элементов была колючая проволока. Служившая как для формирования поясов заграждений на линии фронта, так и для оцепления концентрационных лагерей, «колючка» быстро обросла не только прагматическими, но и символическими значениями, превратившись в эмблему войны и насилия. Не случайно именно колючая проволока стала частью логотипа одной из крупнейших международных правозащитных организаций — «Amnesty International». Полная запись…
Андрей Харук
В полночь 28 июля 1914 года истекал срок австро-венгерского ультиматума, предъявленного Сербии в связи с убийством эрцгерцога Франца-Фердинанда. Поскольку Сербия отказалась удовлетворить его в полной мере, Австро-Венгрия сочла себя вправе начать боевые действия. 29 июля в 00:30 «заговорила» австро-венгерская артиллерия, расположенная у Белграда (сербская столица находилась почти на самой границе). Первый выстрел произвело орудие 1-й батареи 38-го артполка под командованием капитана Вёдля. На её вооружении состояли 8-см полевые пушки М 1905, составлявшие основу австро-венгерской полевой артиллерии. Полная запись…
Имея на вооружении однозарядную винтовку системы Верндль образца 1867–1877 г. калибра 11-мм, австрийские военные специалисты производили опыты над разными магазинными винтовками. Полная запись…
Андрей Харук
[27] Не без влияния творчества гениального Ярослава Гашека, отнюдь не пылавшего любовью к Австро-Венгрии, сформировалось довольно неприглядное впечатление об этой «лоскутной монархии». Однако, знакомясь с историей техники, мы с удивлением обнаруживаем, что много технических новинок впервые были воплощены в металл именно в этом государстве. Вспомним, например, один из первых боеспособных бронеавтомобилей конструкции Пауля Даймлера (и первый с вращающейся башней — здесь и далее курсивом серым цветом примечания Д. Адаменко) или же первый катер на воздушной подушке фон Мюллера-Томамюля. Накануне и в годы Первой мировой войны в Австро-Венгрии велись и успешные исследования в области вертолетостроения. О них и пойдет речь. Полная запись…
Звонімір Фрайфогель (Німеччина)
авторизований переклад Леоніда Кирилаша (Запоріжжя)
Стаття відомого морського історика Звоніміра Фрайфогеля (хорвата за національністю, який постійно проживає в Німеччині) опублікована у польському часописі «Okręty Wojenne» №3 за 2015 рік. Робота проілюстрована перекладачем матеріалами із власного зібрання. Полная запись…
Звонимир Фрифогель
Николай Митюков
(Так как в оригинале статьи фотографии были плохого качетсва, они заменены другими. — Здесь и далее примечания серым цветом Д. Адаменко)
[34] Летом 1917 г. австрийское командование решило для поддержки приморского фланга своих войск перевести в Триест броненосцы «Вин» и «Будапешт». И поэтому, когда началась битва у Капоретто, тяжелые орудия австрийских кораблей оказали в ней решающее значение. Полная запись…
Три военных корабля этого типа стали первыми в военно-морском флоте двуединой монархии, на которых применили башенные орудия: SMS Monarch, SMS Wien и SMS Budapest были вооружены каждый четырьмя 240-миллиметровыми (9-дюймовыми) морскими орудиями с длиной ствола 40 калибров (24 cm Typ L/40), размещенными по два в носовой и кормовой башнях. Полная запись…
Сферическая форма оболочки первых аэростатов имела большое сопротивление. Так как привязные аэростаты эксплуатируются в приземном турбулентном (возмущенном) слое воздуха, они подвержены сильным колебаниям. Уже при ветре 10 м/с наблюдателям невозможно находиться в гондоле. Для повышения устойчивости оболочки к ней приделывали паруса-стабилизаторы, а в 1885 г. английский профессор Д.Арчибальд создал первый тип змейкового аэростата. Полная запись…
Эдуард Журавлев
Австро-венгерские моряки в XIX веке не принимали участия в проектировании подводных лодок, пока в других странах шли тернистой дорогой первооткрывателей. Поэтому первые субмарины военно-морского флота Габсбургов были иностранной постройки.