Михаил Быков, Юрий Сергиевич
В количественном и организационном отношении немецкая и австрийская истребительная авиация Восточного фронта Первой мировой уступала не только Западному, но и Итальянскому, и даже Балканскому. Даже русская истребительная авиация, при всей её малочисленности, имела перед ней преимущество. Это вовсе не означает, что австро-германцы на востоке были в проигрышном положении — разница была невелика, да и самолёты-разведчики Центральных держав в массе своей отличались высокими лётными данными и неплохой боеспособностью. В итоге Восточный фронт Первой мировой войны дал Центральным державам своих воздушных асов. Полная запись…
Андрей Харук
[27] Не без влияния творчества гениального Ярослава Гашека, отнюдь не пылавшего любовью к Австро-Венгрии, сформировалось довольно неприглядное впечатление об этой «лоскутной монархии». Однако, знакомясь с историей техники, мы с удивлением обнаруживаем, что много технических новинок впервые были воплощены в металл именно в этом государстве. Вспомним, например, один из первых боеспособных бронеавтомобилей конструкции Пауля Даймлера (и первый с вращающейся башней — здесь и далее курсивом серым цветом примечания Д. Адаменко) или же первый катер на воздушной подушке фон Мюллера-Томамюля. Накануне и в годы Первой мировой войны в Австро-Венгрии велись и успешные исследования в области вертолетостроения. О них и пойдет речь. Полная запись…
Сферическая форма оболочки первых аэростатов имела большое сопротивление. Так как привязные аэростаты эксплуатируются в приземном турбулентном (возмущенном) слое воздуха, они подвержены сильным колебаниям. Уже при ветре 10 м/с наблюдателям невозможно находиться в гондоле. Для повышения устойчивости оболочки к ней приделывали паруса-стабилизаторы, а в 1885 г. английский профессор Д.Арчибальд создал первый тип змейкового аэростата. Полная запись…
Третьим в рейтинге австро-Венгерских асов был оберлейтенант резерва Бенно Фиала, рыцарь фон Фернбрюг (Oberleutnant in der Reserve Benno Fiala, Ritter von Fernbrugg) — классический пример человека, влюбленного в авиацию в первые годы ее существования в Европе. Фиала был человеком образованным, прозорливым, храбрым, обладал летным мастерством и административным талантом, и за свою 40-летнюю карьеру он стал активным участником становления авиации: мастером воздушного боя, создателем авиакомпании, руководителем аэропорта и специалистом в авиастроении. Но особенно он прославился в первой из этих областей благодаря тому, что он занял третью строку в рейтинга асов австро-венгерских ВВС (LFT — Luftfahrtruppen), сбив в общей сложности 28 подтвержденных и 5 неподтвержденных самолетов противника за годы Первой мировой войны. Полная запись…
Среди всех летчиков-истребителей австро-венгерской монархии наилучший результат показал гауптман Годвин Брумовский (Godwin Brumowski) — 35 подтвержденных воздушных побед, как одиночных, так и групповых! Оговорка про «групповые победы» сделана не просто так, ведь по правилам австро-венгерских ВВС (LFT — Luftfahrtruppe), если победа была достигнута в результате групповых действий (например два, а иногда и три одноместных истребителя в бою сбивали один самолет противника), то победа зачислялась всем участникам группы. Такое же правило действовало и в отношении второго члена экипажа (как правило, летчика-наблюдателя или корректировщик артиллерийского огня), если самолет был двухместным — ему тоже засчитывалась победа. Причем, если самолет противника не был сбит, а только принужден к посадке (но на своей территории), это тоже считалось победой. А так как Годвин Брумовский сначала летал наблюдателем, а потом командовал истребительным авиаотрядом, в который подбирал других асов, то он на свой счет записал немало побед! Полная запись…
Юлиус Ариги (Julius Arigi) (1895–1981) стал вторым асом (после Годвина Брумовского (Godwin Brumowski)) ВВС Австро-Венгрии, сбив за войну 32 самолета противника. Одновременно он был один из двух австро-венгерских военнослужащих, которые были награждены «Золотой медалью за храбрость» 4 раза! Вторым был официерштельфертретер Курт Грубер (Kurt Gruber), награжденный посмертно — он тоже был пилотом. Полная запись…
Для потребностей императорских и королевский Военно-воздушных сил промышленность Австрии и Венгрии производила ряд марок боевых самолетов, которые с успехом использовались наряду с иностранными (в частности — немецкими) образцами. Полная запись…
Сергей Спичак (С.-Петербург)
Эта статья посвящена самолетам, на которых летал во время Первой мировой войны австро-венгерский «ас № 5» Йозеф Киш. 18-летним он ушел в 1914 году добровольцем на фронт. Во время боев в Карпатах был тяжело ранен, а после выписки из госпиталя подал рапорт о переводе в авиацию. В конце апреля 1916 г. он начал службу уже как военный авиатор. На его счету было 19 побед, но и сам он погиб в воздушном бою 24 мая 1918 г. Полная запись…
Сергей Спичак (С.-Петербург)
Здесь представленные варианты окраски (камуфляжа и нанесения опознавательных знаков) самолетов австро-венгерского «аса № 5» Йозефа Киша. 18-летним подростком он ушел в 1914 году добровольцем на фронт. Во время боев в Карпатах был тяжело ранен, а после выписки из госпиталя подал рапорт о переводе в авиацию. В конце апреля 1916 г. он начал службу уже как военный авиатор. На его счету было 19 побед, но и сам он погиб в воздушном бою 24 мая 1918 г. Полная запись…
Сергей Спичак (С.-Петербург)
Здесь представленные разнообразные фотографии, связанные с австро-венгерским «асом № 5» Йозефом Кишем. Он 18-летним ушел в 1914 году добровольцем на фронт. Во время боев в Карпатах был тяжело ранен, а после выписки из госпиталя подал рапорт о переводе в авиацию. В конце апреля 1916 г. он начал службу уже как военный авиатор. На его счету было 19 побед, но и сам он погиб в воздушном бою 24 мая 1918 г. Полная запись…