Юлиус Ариги (Julius Arigi) (1895–1981) стал вторым асом (после Годвина Брумовского (Godwin Brumowski)) ВВС Австро-Венгрии, сбив за войну 32 самолета противника. Одновременно он был один из двух австро-венгерских военнослужащих, которые были награждены «Золотой медалью за храбрость» 4 раза! Вторым был официерштельфертретер Курт Грубер (Kurt Gruber), награжденный посмертно — он тоже был пилотом.
Юлиус родился 3 октября 1895 года в чешском городке Дечин (Děčín) в семье осевших в Чехии итальянских эмигрантов. Семья потом жила в Мариенбаде (Marienbad). В октябре 1913 года, по окончании электротехнического училища Ариги приехал в Вену и вступил добровольцем в 1-й полк крепостной артиллерии (k.u.k. Festungartillerieregiment No. 1). Полгода спустя Юлиус добился перевода в крепостную воздухоплавательную команду (в то время крепостные воздухоплавательные команды были изъяты из ведения воздухоплавательного отделения военного министерства) и стал наблюдателем привязного аэростата. Одновременно он учился на пилота самолета. В марте 1914 года его воздухоплавательная команда была переквалифицирована в авиационную и влита в состав ВВС (Luftfartruppe — LFT), и в ноябре Ариги получил квалификацию пилота разведывательного самолета (Feldpilot) в воинском звании цугсфюрер (Zugsführer).
Так как война уже была в самом разгаре, Ариги был зачислен в 6-ю авиароту (Fliegerkompanie — Flik-6), базировавшейся на крайне сложном аэродроме Игало (Igalo) в южной Далмации в 50 км на юго-восток от Рагузы (теперь — Дубровник в Хорватии), важнейшой базы австро-венгерских ВМФ в заливе Каттаро. На вооружении части состояли двухместные самолеты Лёнер (Lohner). Юлиус совершил ряд полетов на самолетах Lohner Type C (B II 12-й серии), Type H (B VI 16-й серии) и Type J (B VlI 17-й серии) с целью разведать передвижения сербских и черногорских войск. Про биплан B VlI Ариги сказал, что «...это первый серийный самолет, который полностью эффективен для полетов в горах и, самое главное, которому мы, летчики, можем полностью доверять». Но в одном из вылетов в октябре 1915 г. мотор B VlI Ариги заглох, и ему пришлось совершить аварийную посадку на вражеской территории. В результате австрийский экипаж попал в плен к черногорцам. От офицера-наблюдателя для противника не было никакого толку и его отправили в лагерь для военнопленных. А вот разбиравшемуся в технике Юлиусу у черногорцев нашлась работа, — Ариги пришлось трудиться в авторемонтной мастерской. Охрана следила за пленниками довольно небрежно, и в январе 1916 года ему и еще 5 (!) его товарищам удалось бежать с шестой (!!!) попытки — они угнали лимузин «FIAT», принадлежавший самому принцу Николе Черногорскому! После стремительной гонки по горным дорогам беглецы прорвались через линию фронта и досягли австрийских позиций. А уже через несколько часов после возвращения в свою часть Юлиус совершил очередной боевой вылет.
После падения черногорской крепости Ловчен (Lovcen) в январе 1916 г. Flik-6 под началом оберлейтенанта Эмиля Циолла (Emil Cioll) был передислоцирован южнее на аэродром Скутари (Skutari) (теперь Скадар в Албании), а одно из его подразделений еще дальше к Кавая (Kavaja) примерно в 25 км юго-западнее Тираны. Условия там были просто ужасающими — практически отсутствовали дороги, среди населения были распространены эндемические заболевания. Так как связь этого подразделения с другими австро-венгерскими частями вообще и базами снабжения в частности была наихудшей в армии, то на его вооружении стояли устаревшие и регулярно ремонтируемые машины. Им противостояла италянская 34-я эскадрилья (34 Squadriglia), совершавшая налеты с баз в Валоне (Valona), Бари (Bari) и Бриндизи (Brindisi) на итальянском побережье Адриатики.
22 августа 1916 г. Циолла получил информацию, что 6 итальянских двухместных бипланов «Farman» провели бомбежку порта базы австро-венгерского ВМФ в Дураццо (Durazzo). Узнав об этом, Ариги попросил разрешения вылететь на перехват, но ему было отказано по причине того, что нет офицера-наблюдателя, который в полете должен выполнять функции командира экипажа. Когда отбомбившиеся итальянцы проходили прямо над взлетной полосой аэродрома, Ариги вновь дважды требовал разрешения на взлет, но начальство опять отказало ему, так как не решалось послать на перехват противника разведывательную машину. Однако не выдержавший бездействия Юлиус взял на второе место своего двухместного разведчика «Hansa-Brandenburg С.I» (номер 61.64) фельдфебеля Иоганна Ласи (Johann Lasi), и стремительно стартовал. Схватка быстрого австро-венгерского самолета с медленными итальянскими бомбардировщиками продолжалась всего 30 минут. На глазах десятков тысяч жителей города два пораженных огнем австрийского самолета «Фармана» рухнули в воду Котторского залива, еще три итальянца из-за тяжелых повреждений совершили аварийные посадки в окрестностях города и попали в плен. Правда, по итальянским данным были сбиты только два самолета, а остальные 4 успешно вернулись на базу — по австро-венгерским сведениям только один вражеский самолет сумел вырваться. Это был уникальный случай: пилот-разведчик в первом своем воздушном бою одержал сразу пять побед, став асом, и это на двухместном аэроплане! Вскоре после боя из штаба пришла телеграмма командования: «Почему на борту самолета не было ни одного офицера?!» Ответ был блестящим: «Потому, что он уже не поместился».
После этого случая Ариги стал чаще вылетать на перехват самолетов противника, одержав за сентябрь еще 2 победы. Среди его побед на «Lohner B VlI» было и повреждение итальянского парохода в бухте Валоны (теперь Влоре (Vlore)). В результате командование решило использовать этого пилота более рационально и в конце 1916 г. Юлиуса перевели на Итальянский фронт на Изонцо (Isonzo) в 1-ю авиационную эскадрилью (Fluggeschwader I), где он летал на одноместных истребителях «Hansa-Brandenburg D.I». На одном из них (номер 28.06) он добился своих восьмой, девятой и десятой побед, на другом (28.08) — одиннадцатой и двенадцатой, все в течении апреля и мая 1917 г. Однако Ариги был недоволен курсовой устойчивостью этого истребителя, который к тому же был склонен сваливаться в штопор из-за очень маленького вертикального хвостового оперения. Ариги лично сконструировал неподвижное продолжение киля на фюзеляже самолета и установил его у себя — впоследствии это улучшение было внедрено в серию.
Затем Юлиус Ариги был переведен в 41-й истребительный авиаотряд (Flik-41J — Jagdfliegerkompanie), которым командовал австро-венгерский ас «номер 1» гауптман Годвин Брумовский. Однако здесь Ариги служил недолго, так как не нашел с командиром общего языка, и впоследствии был переведен во новосозданный 55-й истребительный авиаотряд (Flik-55J), в составе которого продолжил войну на Изонцо в районе Гайденшафта (Haidenschaft).
15 сентября 1917 г., пилотируя свой «Albatros D.III» (153.15), он одержал тринадцатую победу — в районе Гёрца (Görz) сбил итальянский истребитель «SPAD». В ноябре Flik-55J был передислоцирован в Перджине (Pergine) в районе Вальсугана (Val Sugana) — в южную часть Тирольского фронта, в 115 км на северо-запад от Венеции. Здесь авиаотряд заработал себе славу и прозвище «Императорская эскадрилья» (Kaiser Staffel) благодаря победам своих летчиков: командира отряда гауптмана Йозефа фон Маера (Josef von Maier) (7 побед), Юлиуса Ариги (11 побед) и официерштельфертретера (буквально — «заместитель офицера», воинское звание старших унтер-офицеров, введенное в 1915 г.) Йозефа Киша (Josef Kiss) (19 побед и звание «лучшего венгерского аса»). Ариги в это время летал на двух «Albatros D.III» (153.36 и 153.80). Из своих 11 побед минимум 8 он достиг в совместных боях с фон Маером и Кишем. Эти три пилота считались одними из лучших истребителей в ВВС Австро-Венгрии и среди их совместных подвигов были воздушные бои под Азиаго (Asiago), в которых они 15 ноября сбили три итальянских трех-моторных бомбардировщика «Savoia-Pomilio» и разведчик «SAML». Когда в апреле 1918 года Юлиус Ариги был переведен обратно на Албанский фронт в родной Flik-6, на его счету числилось 25 воздушных побед.
Главной задачей Flik-6 по-прежнему была оборона военно-морской базы Котторо, но теперь от налетов британских бомбардировщиков. 17 апреля недалеко от Сингиерц (Singjerc) Ариги, пилотируя «Aviatik D.I» (238.30), сбил «Nieuport» — это была его 26-я победа. 27 апреля он записал на свой счет 2 последние победы на Албанском фронте, когда пилотируя «Aviatik D.I» (238.51) потопил под Дураццо лва гидроплана противника. В июне 1918 г. Юлиус вернулся на аэродром Игало в Далмации и влился в состав 1-го истребительного авиаотряда (Flik-1J), в котором и служил до конца войны. Там он получил два истребителя «Aviatik D.I» (338.01 и 338.02) в личное пользование. На втором из них он совершил очередную двойную победу, сбив два итальянских гидросамолета, а на первом — завершил боевой счетв Первой мировой войне, одержав 32-ю победу.
После этого Юлиус Ариги был отозван в Вену, на испытательный аэродром авиазавода «WKF» в Хеннерсдорфе (Hennersdorf). После войны Юлиус вернулся в Чехию и стал летчиком-испытателем фирмы «Аэро». В конце 20-х годов он перебрался в Австрию и поселился в Вене. После аннексии Австрии гитлеровской Германией Ариги был мобилизован в Люфтваффе и приступил к обязанностям коменданта авиашколы в Швехате. Юлиус учил летать многих будущих известных асов — среди его учеников были такие выдающиеся воздушные бойцы, как Вальтер Новотны (Waiter Nowotny) и Ганс-Иоахим Марсель (Hans-Joachim Marseille), которые добились 258 и 158 воздушных побед соответственно. В 1942 г. Ариги присвоили звание гауптмана. После окончания Второй мировой войны Юлиус больше не летал. Перебравшись в небольшой австрийский городок Зеервальхен, он стал жить тихо, избегая общения с журналистами. Умер 1 августа 1981 г. в возрасте 86 лет.
Список побед Юлиуса Ариги
Дата | Время (если известно) |
Подразделение | Марка (и номер) самолета |
Марка сбитого самолета | Место победы |
|
1 | 22 августа 1916 г. | 07:45 | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 1 | Farman | Skumbi Estuary |
2 | 22 августа 1916 г. | 07:45 | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 1 | Farman | Skumbi Estuary |
3 | 22 августа 1916 г. | 07:45 | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 1 | Farman | Skumbi Estuary |
4 | 22 августа 1916 г. | 07:45 | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 1 | Farman | Skumbi Estuary |
5 | 22 августа 1916 г. | 07:45 | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 1 | Farman | Skumbi Estuary |
6 | 04 сентября 1916 г. | Утро | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 2 | Farman (захвачен) | Fjeri |
7 | 18 сентября 1916 г. | Утро | Flik 6 | Hansa-Brandenburg C.I (61.64) 3 | Caproni | Arta |
8 | 24 апреля 1917 г. | FI | Hansa-Brandenburg D.I (28.06) | Voisin | Farra | |
9 | 03 мая 1917 г. | FI | Hansa-Brandenburg D.I (28.06) | Farman | Nogaredo | |
10 | 04 мая 1917 г. | 17:00 | FI | Hansa-Brandenburg D.I (28.06) | Farman | К северу от Podgora |
11 | 14 мая 1917 г. | FI | Hansa-Brandenburg D.I (28.08) | Farman | Gradiscutta | |
12 | 15 мая 1917 г. | FI | Hansa-Brandenburg D.I (28.08) | Voisin | San Canziano | |
13 | 15 сентября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.15) | SPAD 1 | К юго-востоку от Gorizia | |
14 | 29 сентября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) | Nieuport Scout | Tolmein | |
15 | 15 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | Caproni | Monte Cimano | |
16 | 15 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | Caproni | Monte Cimano | |
17 | 15 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | Caproni | Monte Cimano | |
18 | 17 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | Savoia-Pomilio | К юго-востоку от Asiago | |
19 | 17 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | SAML 2 | К юго-востоку от Asiago | |
20 | 17 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | SAML 2 | Cima Ecker | |
21 | 18 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | Savoia-Pomilio | Monte Cengio | |
22 | 18 ноября 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.36) 4 | неизвестный | К северу отArsiero | |
23 | 07 декабря 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.80) 4 | Pomilio PE.2 | К востоку от Asiago | |
24 | 07 декабря 1917 г. | Flik 55J | Albatros D.III (153.80) 4 | SAML 2 | Monte Sprung | |
25 | 16 декабря 1917 г. | 14:50 | Flik 55J | Albatros D.III (153.80) 5 | SAML 2 | Arten, near Feltre |
26 | 17 апреля 1918 г. | Утро | Flik 6 | Aviatik D.I (238.30) | Nieuport Scout | Singjerc |
27 | 27 мая 1918 г. | 10:00 | Flik 6 | Aviatik D.I (258.51) | гидросамолет | К западу от Durazzo |
28 | 27 мая 1918 г. | 10:00 | Flik 6 | Aviatik D.I (258.51) | гидросамолет | К западу от Durazzo |
29 | 24 июля 1918 г. | Утро | Flik 1J | Aviatik D.I 6 | D.H.4 | Адриатика |
30 | 06 августа 1918 г. | Утро | Flik 1J | Aviatik D.I (338.02) | гидросамолет | Skumbi Estuary |
31 | 06 августа 1918 г. | Утро | Flik 1J | Aviatik D.I (338.02) | гидросамолет | Skumbi Estuary |
32 | 23 августа 1918 г. | 08Утро10 | Flik 1J | Aviatik D.I (338.01) | D.H.4 | К юго-западу от Punta d’Ostro |
1) с наблюдателем Иоганном Ласи (Johann Lasi)
2) с наблюдателем лейтенантом Фабианом Лукаш-Слуя (Fabian Lukas-Sluja)
3) с наблюдателем Виктором Ренвецом (Viktor Renvez)
4) в звене с Йозефом фон Маером (Josef von Maier) и Йозефом Кишем (Josef Kiss)
5) в звене с Францем Ланером (Franz Lahner) и Йозефом Кишем (Josef Kiss)
6) в звене с фригаттен-лейтенантом Стефаном фон Гроссшмидом (Stefan von Grosschmid)