Среди всех летчиков-истребителей австро-венгерской монархии наилучший результат показал гауптман Годвин Брумовский (Godwin Brumowski) — 35 подтвержденных воздушных побед, как одиночных, так и групповых! Оговорка про «групповые победы» сделана не просто так, ведь по правилам австро-венгерских ВВС (LFT — Luftfahrtruppe), если победа была достигнута в результате групповых действий (например два, а иногда и три одноместных истребителя в бою сбивали один самолет противника), то победа зачислялась всем участникам группы. Такое же правило действовало и в отношении второго члена экипажа (как правило, летчика-наблюдателя или корректировщик артиллерийского огня), если самолет был двухместным — ему тоже засчитывалась победа. Причем, если самолет противника не был сбит, а только принужден к посадке (но на своей территории), это тоже считалось победой. А так как Годвин Брумовский сначала летал наблюдателем, а потом командовал истребительным авиаотрядом, в который подбирал других асов, то он на свой счет записал немало побед!
Также следует учитывать тот факт, что воздушная война на Восточном фронте была в значительно меньших масштабах, чем на Итальянском и, даже, Южном фронтах, что она де факто закончилась в середине 1917 г. и вообще в 1918 г., в то время как на Итальянском фронте активно продолжалась до ноября 1918 г. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что большинство австро-венгерских асов истребительной авиации достигли большинства своих успехов на фронте в Италии. Конечно же были исключения — некоторые асы служили только на Восточном фронте. Некоторые — только на Итальянском, но почти половина успели повоевать как минимум на двух из трех фронтов. Типичным представителем этих «воздушных тузов», воевавших на двух фронтах, был самый результативный летчик-истребитель LFT гауптман Годвин Брумовский.
Брумовский родился 26 июля 1886 г. в деревне Вадовице (Wadowice) (теперь в Польше на юго-запад от Кракова) в северо-восточной части Галиции в семье военного и учитывая это, а также льготы, которые правительство предоставляло офицерам и военным чиновникам, он получил высшее военное образование в Военно-технической академии в Мёдлинге (Mödling) недалеко от Вены. После окончания училище он в звании лейтенанта был назначен в 29-й полк полевой артиллерии, а к началу Первой мировой войны уже имел звание оберлейтенант и был полковым адъютантом 6-й артиллерийской дивизии. Он в рядах этого соединения начал войну на Восточном фронте и продолжал ее артиллеристом до июля 1915 г., пока он был назначен офицером-наблюдателем в 1-й авиаотряд (Flik 1 — Fliegerkompanie)), который базировался на аэродроме в Черновцах и которым командовал другой известный впоследствии ас (16-й в списке лучших истребителей австро-венгерских ВВС) гауптман Отто Индра (Otto Jindra).
Брумовский вскоре проявил себя одним из лучших наблюдателей Восточного фронта и, как наблюдатель Отто Индры, который летал на самолете «Albatros B.I» (постройки Knoller), принял участие в выдающемся бою 12 апреля 1916 г.: вместе с шестью другими австро-венгерскими самолетами они бомбили русские позиции около Хотина, которые посетил царя Николай II и генерал А.А. Брусилов. Визит высоких гостей прикрывали семь «Morane-Saulnier Parasol», из которых Индра и Брумовский сбили два. Это были первые подтвержденные воздушные победы Годвина. Третьей стала победа 2 мая, когда он и его пилот цугсфюрер Курт Грубер (Kurt Gruber) (впоследствии № 11 в списке австро-венгерских асов), летавший на другом «Albatros B.I», сбили еще один русский моноплан «Morane-Saulnier Parasol».
Годвин Брумовский решил получить полноценную летную подготовку и, когда ему было присвоена квалификация пилота (Feldpilot), он вновь был направлен в свой 1-й авиаотряд 3 июля 1916 г. Но в ноябре он был переведен во Flik 12, отряд, воевавший на Итальянском фронте. Им командовал гауптман Арпад Грубер (Arpad Gruber). 3 декабря Брумовский одержал свою четвертую победу — вместе с линиеншифтслейтенантом (Linienschiffsleutnant — звание в австро-венгерском ВМФ) Готфридом Банфилдом Gottfried Banfield) (15-й в списке австро-венгерских асов), который вылетел из Триеста с базы гидросамолетов, и цугсфюрером Карлом Цислаги (Karl Cislaghi) из Flik-28 они сбили около Мавинье (Mavhinje) итальянский бомбардировщик «Caproni Ca. I». В этот раз Брумовский пилотировал «Hansa Brandenburg D.I» (65,53), который недавно прибыл на фронт и был вооружен на месте.
В список асов Брумовский вошел 2 января 1917 г., когда одержал победу над двухместным «Farman» в районе озера Добердо (Doberdo). Годвин и его наблюдатель оберлейтенант Юлиус Дьорфи фон Телекеш (Julius Györffy von Telekes) летели на «Hansa Brandenburg C.I». В феврале был создан первый специализированный истребительный авиаотряд — Flik 41J (Jagdfliegerkompanie) и Брумовский был назначен его командиром. Однако, прежде чем приступить к своим новым обязанностям, Годвин был ненадолго откомандирован на Западный фронт в немецкий 24-й истребительный авиаотряд (Jagdstaffel 24), чтобы перенять опыт в самых передовых оперативных условиях, которые были доступны. Он находился в Jasta 24 с 19 по 27 марта и за это время сделал четыре оперативных вылета, а также встречался с Манфредом фон Рихтгофеном (Manfred von Richthofen) — восходящей звездой германской военной авиации, который успел за это время записать на свой счет 29-ю, 30-ю и 31-ю победы.
Брумовский принял командование Flik 41J в апреле и оставался во главе авиаотряда до конца 1918 г. За это время в отряде служили многие из выдающихся австро-венгерских летчиков-истребителей: Франк Линке-Кроуфорд (Frank Linke-Crawford), Курт Грубер, Карл Касала (Karl Kaszala), Йозеф Новак (Josef Novak), Фридрих Навратил (Friedrich Navratil), Рудольф Сепеши-Сокол (Rudolf Szepessy -Sokoll) и непродолжительное время Юлиус Ариги и Бенно Фиала фон Фернбрюг (Benno Fiala von Fernbrugg). Поэтому Flik 41J был, возможно, лучшей авиационной частью Австро-Венгрии.
В июне 1917 г. Брумовский дважды летал на втором типе истребителя «Aviatik D.I» (38.02), которые были выделены во Flik 12. С мая по июль он совершил 4 подтвержденных и 2 неподтвержденных победы, но 10 августа ему записали первую, как «убил». За девять дней с 10 по 18 августа он одержал 12 подтвержденных и 6 неподтвержденных побед. Большей частью этот успех стал возможном благодаря увеличению темпов и масштабов воздушных боев, связанных с Второй битвой при Изонцо (18 августа — 15 сентября 1917 г.). Большинство побед было достигнуто на его любимом самолете «Hansa Brandenburg D.I» (или «Hansa Brandenburg KD») с серийным номером 28.69. Пилотируя другой «D.I», Брумовский начал второй десяток в списке своих побед, сбив истребитель «Nieuport» возле Чиповано (Chiapovano). Странностью австро-венгерской системы было то, что в одном авиаотряде было несколько типов самолетов и летчики могли воспользоваться любой машиной — 19 августа Брумовский вылетал дважды, сначала на своем любимом «D.I», на котором сбил один самолет противника, но победа не была подтверждена, и потом на истребителе «Albatros D.III» (153.06) постройки Oeffag, на котором он сбил двухместный «Caudron» возле Карбинье-Иванград (Karbinje-Ivangrad), что стало его 15-й победой.
23 августа Брумовский вместе с оберлейтенантом Фрианком Линке-Кроуфордом и капралом Генрихом Маербаурл (Heinrich Mayrbäurl) сбил двухместный «Savoia Pomilio» из итальянской 45-й разведывательной эскадрильи (45a Squodriglia da Ricognizione), что стало его двадцатой победой. Экипаж итальянского самолета — пилот сержант и офицер наблюдателя — были взяты в плен после того6 как их самолет сел на австро-венгерской территории.
22-й по счету победой Брумовского стало уничтожение итальянского наблюдательного привязного аэростата — 9 октября он напал на него около острова Морозина (Isola Morosina). Аэростат загорелся, но экипаж прыгнул с парашютом. Это было первая победа на новом истребителе «Albatros D.III» (153.45) — машина была окрашена в красный цвет, как у фон Рихтгофена на Западном фронте, но дополнена изображениями по бокам фюзеляжа и сверху сзади за кабиной белыми черепами с толстой черной окантовкой. Такой цветовой гаммы Брумовский придерживался и позже на своих истребителях.
Зима 1917/1918 гг. была сравнительно спокойно, но в феврале 1918 г. Брумовский неожиданно оказался в гуще событий, которые лишь случайно не стали для него последними. В первый день месяца он совершал полет на своем «Albatros D.III» (153.45), когда внезапно стал участником боя с семью или восемью итальянскими истребителями. В результате его самолет был пробит 26 пулевыми отверстиями, был также поврежден топливный бак в верхнем крыле — выливающееся топливо загорелось и подожгло дерево и ткань верхнего крыла, а затем и правую часть нижнего крыла. Годвин мало что мог сделать, кроме того, чтобы прервать бой и постараться вернуться на свой аэродром, пытаясь избежать того, чтобы и самому сильно обгореть.
Всего три дня спустя Брумовский летел на еще одном «D.III» (153.52), когда в районе Пассарелла (Passarella), он столкнулся, как он описал, с «восемью английскими истребителями». Его самолет был снова засыпан пулеметным огнем — отошла ткань нижнего крыла и был поврежден лонжерон правого нижнего крыла. Он снова был вынужден бежать с «поля боя» из-за сильных повреждений самолета, и совершил вынужденную посадку на аэродроме в Пассарелла. Самолет при посадке повернулся на спину, но Брумовский выбрался из-под обломков без серьезных травм.
К июню 1918 г. Брумовский имел 31 подтвержденную победу и его последние четыре пришлись на время последнего австро-венгерского наступления Первой мировой войны — Битвы на Пьяве, 15–23 июня. Уже на следующий день после начала битвы он, пилотируя «Albatros D.III» (153.209), он поджег аэростат наблюдения в районе Сперииано (Spresiano) — это была 32-я победа. Три дня спустя он добился еще одной двойной победы — около Пассарелла австро-венгерский ас напал и поджег привязной аэростат, а потом немного позже сбил и поджег итальянский двухместный разведывательный наблюдательный артиллерийский самолет-корректировщик возле Комти (Comtee) к югу от Канделу (Candelu). Последней подтвержденной победой Брумовского стал бой на следующий день, когда он патрулировал в воздухе, обороняя последний неповрежденный мост через реку Пьяве, по которому в срочном порядке переправлялись австро-венгерские войска. Он напал на «Ansaldo SVA-5», который попытался бомбить мост и в ожесточенном бою (его «Albatros» был поражен не меньше, чем 37 раз в фюзеляж) сбил его вниз под Монтелло (Montello).
23 июня Брумовскей совершил без проблем свой последний в войне вылет на «Albatros D.III» (153.209) — это был его 439-й вылет в качестве наблюдателя или пилота. 25 июня он получил приказ командования фронта про длительный отпуск — на его счету было 35 подтвержденных и 8 неподтвержденных побед, благодаря чему он заслужил верхнюю строчку списка австро-венгерских асов. 11 октября 1918 г. Годвин Брумовский был назначен командиром эскадрильи истребителей в составе австро-венгерской Армии Изонцо. Как и следовало ожидать, он получил практически все награды, которые мог получить офицер австро-венгерской армии, за исключением «Рыцарского креста Военного ордена Марии-Терезии», самый высокого в иерархии военных наград. Но о ее получении надо было хлопотать лично, а Брумовский отказался это делать. Среди других его наград были «3-я степень ордена Железной Короны с Военным отличием»; «Рыцарский крест ордена Леопольда с Военным отличием и Мечами» и «Золотая медаль за храбрость для офицеров» — всего лишь одна из девяти, полученных офицерами ВВС!
После войны Брумовский остался не у дел — в 1920 г. он переехал в Трансильванию, чтобы управлять недвижимостью, доставшейся в наследство жене. Но его темперамент и профессиональный уровень были чужды для этой работы, поэтому в 1930 г. он вернулся в Вену и нанялся в летную школу под столицей в Асперне (Aspern). 3 июня 1936 г. Годвин Брумовский был смертельно ранен в авиакатастрофе в аэропорту Шипхол (Schiphol) близ Амстердама в Нидерландах.
Список побед Годвина Брумовского
Дата | Время (если известно) | Подразделение | Марка (и номер) самолета | Марка сбитого самолета | Место победы | |
1 | 12 апреля 1916 г. | Flik 1 | Albatros B.I (22.23) | Morane P | Ишковцы | |
2 | 12 апреля 1916 г. | Flik 1 | Albatros B.I (22.23) | Morane P | На запад от Хотина | |
3 | 2 мая 1916 г. | 09:45 | Flik 1 | Albatros B.I (22.30) | Morane P | Лысковцы |
4 | 3 декабря 1916 г. | вторая половина дня | Flik 12 | Hansa-Brandenburg D.I (65.53) | Caproni Ca. I | На вотсток от Mavhinje |
5 | 2 января 1917 г. | вторая половина дня | Flik 12 | Hansa-Brandenburg C.I (68.24) | Farman | Около озера Doberdo |
6 | 10 мая 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.10) | Voisin | Monfalcone | |
н/п | 12 мая 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.10) | Farman | ||
7 | 12 мая 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.10) | Nieuport Scout | ||
н/п | 13 мая 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.11) | Voisin | ||
8 | 20 мая 1917 г. | 10:30 | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.10) | SPAD 2 | Monte Santo |
9 | 17 июля 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.57) | Voisin | На реке Isonzo | |
10 | 10 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Nieuport Scout | Chiapovano | |
11 | 11 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.57) | Caudron | Plava | |
12 | 11 августа 1917 г. | 20:00 | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Caudron | На запад от Plava |
13 | 14 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Scout | Около Grado | |
н/п | 14 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Scout | Около Grado | |
н/п | 18 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Caudron | Monte Santo | |
14 | 18 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Caudron | Monte Santo | |
н/п | 19 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Scout | ||
н/п | 19 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Scout | ||
15 | 19 августа 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.06) | Caudron | Karbinje-Ivangrad | |
16 | 20 августа 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.06) | Caudron | San Giovanni | |
17 | 20 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Caudron | Около Vertojba | |
18 | 20 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | EA | Monte Santo | |
19 | 22 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Savoia-Pomilio | Gorizia | |
20 | 23 августа 1917 г. | 10:40 | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Savoia-Pomilio | Bate |
н/п | 25 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Sopwith 2 | ||
21 | 26 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | SPAD 1 | Monte San Gabriele | |
н/п | 28 августа 1917 г. | Flik 41J | Hansa-Brandenburg D.I (28.69) | Savoia-Pomilio | ||
22 | 9 октября 1917 г. | 17:00 | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Привязной аэростат | В устье реки Shobba |
23 | 5 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Macchi L3 | На запад от Latisana | |
24 | 5 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Macchi L3 | На запад от Latisana | |
25 | 17 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Balloon | В устье реки Piave | |
26 | 23 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Nieuport Scout | В устье реки Piave | |
27 | 23 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Nieuport Scout | В устье реки Piave | |
28 | 28 ноября 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.52) | Savoia-Pomilio | Casa Serpo | |
29 | 13 декабря 1917 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.52) | Balloon | Около Meolo | |
30 | 25 марта 1918 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | SIA 7b | На восток от Oderzo | |
31 | 17 апреля 1918 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.45) | Sopwith Camel | Arcade | |
32 | 16 июня 1918 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.209) | Привязной аэростат | Spresiano | |
33 | 19 июня 1918 г. | 15:45 | Flik 41J | Albatros D.III (153.209) | Привязной аэростат | Около Passarella |
34 | 19 июня 1918 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.209) | Two-seater | На юг от Candelu | |
35 | 19 июня 1918 г. | Flik 41J | Albatros D.III (153.209) | Ansaldo S.V.A.5 | Montello |
«н/п» — не подтверждена.