Йозеф Киш

Сергей Спичак (С.-Петербург)

Утром 27 мая 1918 г. на аэродроме Пергине заканчивались последние приготовления к траурной церемонии, когда послышался шум моторов. Появилась большая группа английских, французских и итальянских самолетов. Неприятельские машины без единого выстрела прошли над летным полем. С одного из самолетов был сброшен ящик, в котором оказался траурный венок с надписью на ленте: «Наш последний салют мужественному врагу» на трех языках. Таких почестей, нечастых даже во времена Первой Мировой войны, удостоился Йозеф Киш, один из лучших асов Австро-Венгерской империи.

Штабсфельдфебель Йозеф Киш, Flik 24, июль 1917 г.

26 января 1896 г. в старинном венгерском городе Пожонь (Pozsony), в свое время бывшем столицей Венгерского королевства, но вот уже несколько веков известном под своим немецким названием Пресcбург (Pressburg) (После раздела империи отошел Чехословакии и стал Братиславой, теперь это столица Словакии – здесь и далее примечания курсивом серого цвета Aвтора) (На венгерских картах того времени Братислава имела венгерское название, на немецких немецкое — здесь и далее примечания курсивом красного цвета Адаменко Д.В.), в смешанной венгеро-словацкой семье родился ребенок, которого назвали Йожеф (Jozsef). Мальчик был потомком благородной фамилии Киш-Иттебеи-и-Элемери (Kiss Ittebei es Elemeri). Один из предков Йожефа получил этот титул в середине XVIII века от императрицы Марии-Терезии. Прадед мальчика, генерал Эрно Киш долгое время верой и правдой служил австрийской короне, но затем принял деятельное участие в венгерском восстании 1848–49 гг. и был казнен вместе с другими «бунтовщиками», а его наследники лишились всех владений. По этой причине генеральский внук — отец Йожефа — работал садовником в кадетской школе Прессбурга. Главным государственным языком двуединой империи Габсбургов был немецкий, поэтому во всех официальных документах будущего аса значился «германский» вариант его имени — Йозеф (Josef) (языком документов венгерского гонведа был венгерский, а австрийского ландвера и общей армии — немецкий. Так как Киш служил в общей армии, то и именовался в документах по немецки. Но не по «германски»!).

С началом мировой войны восемнадцатилетний молодой человек, движимый патриотическими чувствами, бросил школу и записался добровольцем в армию. После краткого курса военной подготовки он попал в 72-й Пехотный Полк (Infantrieregiment 72), отправленный на русский фронт 26 октября 1914 г. Часть приняла участие в боях в Карпатах и понесла значительные потери. Во время одной из атак Киш был тяжело ранен и следующие несколько месяцев провел в тыловом госпитале. К этому времени мундир молодого солдата уже украшала «Бронзовая Медаль За Храбрость» (Bronzen Tapferkeitsmedaile (Более высокими степенями этой награды были «Серебряная» (Silber) двух классов и «Золотая» (Goldene) медали)).

По завершении лечения Йозеф подал рапорт о переводе в авиацию – Императорские и Королевские Воздушные Силы (Kaiserliche und Königliche Luftfahrtruppen) и зимой 1915/16 гг получил направление в летную школу. Обучение полетам прошло успешно, и в конце апреля 1916 г. цугсфюрер (приблизительно можно приравнять к привычному нам современному сержант) Киш прибыл для дальнейшего прохождения службы в Flik 24 (Fliegerkomgpanie, дословно «Авиарота» — основная тактическая единица австро-венгерской боевой авиации. «Авиароты» истребителей, разведчиков и бомбардировщиков имели разную штатную численость и примерно соответствовали немецким частям аналогичного назначения: разведывательным авиаотрядам (Flieger Abteilung), истребительным эскадрильям (Jagdstaffel) и бомбардировочным эскадрам (Geschwader). Для сохранения единого стиля в данной статье все они именуются эскадрильями). Эта часть была сформирована месяцем раньше и только что начала боевую работу в Южном Тироле. Кроме «двадцать четвертой», в составе 11-й армии действовали еще несколько эскадрилий, базировавшихся на аэродроме Пергине (Pergine) в долине Валь Сугана (Val Sugana), в 110 км к северо-западу от Венеции.

Первый боевой вылет новоиспеченного летчика едва не окончился конфузом: самолет, подхваченный сильным порывом ветра, обычным для этой местности, едва не разбился. Но все закончилось благополучно, и вскоре Киш снова был в воздухе. Всего за первый месяц работы он совершил шесть боевых вылетов, в одном из которых вступил в воздушный бой, помогая разведчику из другой эскадрильи отбиваться от трех итальянских самолетов. После первых успехов командир эскадрильи гауптман Густав Студени (Gustav Studenщ) торжественно вручил молодому авиатору нагрудный знак фельдпилота (военного пилота), но официальный сертификат летчика за номером 724 «Йоша», как его называли друзья, получил только 16 июля 1917 г.

20 июня в очередном разведывательном полете Киш встретил над горой Чимоне итальянский «Фарман», совершивший вынужденную посадку после меткого огня наблюдателя оберлейтенанта Георга Кенциана фон Кенцианхаузена (Georg Kenzian von Kenzianhausen). Согласно данным радиоперехвата, оба итальянских летчика были ранены, но пережили падение своего самолета. Это была первая победа Йозефа и вторая – его наблюдателя.

Свою вторую победу Киш одержал 25 августа с летнабом лейтенантом Куртом Фидлером (Kurt Fiedler) над более серьезным противником — трехмоторным бомбрадировщиком «Капрони», хорошо защищенным двумя стрелками, имевшими большие сектора обстрела. После ожесточённого боя на австрийском самолете насчитали 70 пробоин, а «итальянец» упал поблизости от аэродрома Flik 24.

“Капрони” Ca-1 (сер.є 1179) из 5-й эскадрильи, сбитый Кишем 25.8.16.

Через три недели после этого встреча с «Бранденбургом» Киша, который летел тогда с наблюдателем оберлейтенантом Карлом Кaйцаром (Karl Keizar) и таким же «Бранденбургом» из Flik 17, экипаж фельдфебель Карл Маурер / лейтенант Альберт Элишак (Karl Maurer / Albert Elischak) стоила Италии еще одного «Капрони», который, едва сумев перетянуть через линию фронта, сел на вынужденную на своей территории, но был затем уничтожен австрийской артиллерией.

В течение последующих девяти месяцев Киш много раз летал на разведку и бомбометание, провел несколько воздушных боев. Он заслужил повышение по службе, став фельдфебелем, но так и не получил ни одной возможности увеличить свой боевой счет. Возможно, так продолжалось бы до конца войны, но в июне 1917 г. в эскадрилью прибыл первый «Бранденбург» D.I, которым по праву лучшего летчика части завладел Йозеф. Вскоре выяснилось, что истребитель получен вовремя: 9 июня итальянцы начали наступление на Южно-Тирольском участке фронта (так называемое «Сражение при Ортигаре», 9–26 июня 1917), во время которого австрийская авиация была практически парализована превосходящими силами противника.

Киш в кабине своего “Бранденбурга” D.I.

Для организации хоть какого-то противодействия неприятельской авиации из лучших летчиков 11-й армии создали временное подразделение, известное как «Alarm-Bereitschaft Pergine» (по названию аэродрома) или «Jagdstaffel Oberleutnant Elssler» (по имени командира). В новую часть были сведены все имеющиеся на этом участке фронта истребители, первоначально — всего три «Бранденбурга» D.I (два из Flik 21 и машина Киша), в дополнение к которым из Flek 6 (Fliegerersatzkompagnieучебно-тренировочное подразделение. Flek 6 занималась подготовкой летчиков-истребителей и изучением новых самолетов — ) срочно были доставлены три новейших «Альбатроса» D.II. В последствии прибыли и более новые и совершенные «Альбатросы» D.III.

10 июня, на второй день наступления, Киш опробовал в бою новый аэроплан, атаковав в районе Азиаго «Ньюпор», эскортировавший бомбардировщик «Капрони». После недолгого боя итальянский истребитель упал на нейтральной полосе, ближе к своим траншеям. Все, что осталось от самолета, затем превратила в щепки австрийская артиллерия (на этом настаивают австрийцы, но итальянцы потерю отрицают). 14-го числа Йозеф Киш отличился в пятый раз, принудив к посадке SAML (итальянский разведчик, «потомок» немецкого «Авиатика»), экипаж которого был взят в плен. За эти две победы летчик был награжден «Золотой Медалью За Храбрость» (второй раз) и 1 июля получил очередное звание — штабсфельдфебель.

Самолеты SAML S2 113-й эскадрильи, лето 1917 г. 14 июня Киш “пленил” разведчик из этой части.

13 июля Киш снова сумел «посадить» на своей территории неприятельский разведчик, на этот раз типа S.P.2 (по другим данным S.P.3), а затем приземлился рядом с ним и не позволил летчику (итальянский наблюдатель погиб) сжечь свой самолет. Так в руках австрийцев оказалась первая трофейная «Савойя-Помилио». В бою также участвовали «Альбатрос» D.III (летчик — фельдфебель Виктор Циммерман (Viktor Zimmermann) из Flik 48) и «Бранденбург» C.I из Flik 17 (летчик — фельдфебель Карл Маурер (уже вторая победа совместно с Кишем), наблюдатель оберлейтенант Ерих Кюне (Erich Kuehne)), разделившие победу с Кишем, который на самом деле один выполнил всю работу.

Йозеф Киш (в центре снимка) перед своим трофеем – “Савойей-Помилио” S.P.2 или 3 (сер. No.4530) из 26-й эскадрильи.

Таким образом, Йозеф Киш с шестью победами стал самым результативным венгерским асом (вернее — асом-венгром, так как авиация существовала только в составе общей армии). В следующий раз он отличился 11 сентября (По другим данным 14-го, но, судя по всему, более вероятна приведённая дата, т.к. на фотографиях, датированных 14.9.17, присутствует только единственный «Бранденбург» D.I (28.71 из Flik 21)), когда после его атаки некий «итальянский фюзеляжный биплан» (Скорее всего, SAML, но точно сказать нельзя, т.к. итальянцы не признают никаких потерь), приземлился с разбитым мотором за линией фронта. Однако на этот раз и для австрийца не все прошло гладко: затянув преследование, он израсходовал весь бензин и в непосредственной близости от своего аэродрома, когда до посадки оставалась меньше минуты, двигатель остановился… Затем было планирование, неудачный расчет, и самолет снёс шасси и перевернулся. Внешне машина осталась целой, за исключением шасси и киля, но этот эпизод стал последним в ее биографии. Однако все имеет и свои положительные стороны: то, что Киш оказался «безлошадным», позволило ему летать на «Альбатросах», которые по всем параметрам были гораздо лучше его старого «Бранденбурга».

Последняя посадка “Бранденбурга” 28.37.

Октябрь для летчиков 11-й армии выдался тихим, основные силы итальянской авиации находились южнее, где началось австро-германское наступление. Встречи с противником стали редкостью. Единственным заметным эпизодом стал бой двух «Спадов» с «Бранденбургом» C.I, прикрываемым «Альбатросом» D.III, в результате которого произошел «размен» «Бранденбурга» на «Спад» (Киш в этом бою не участвовал).

В начале ноября с реки Изонцо в Южный Тироль была переброшена 55-я истребительная эскадрилья. После ее прибытия на аэродром Пергине подразделение оберлейтенанта Элсслера прекратило свое существование, а все летчики, кроме Киша, получившего назначение в Flik 55J, вернулись в свои части. Всего к этому времени он совершил 112 боевых вылетов, одержал семь побед в воздушных боях и был 8 раз награжден, в т.ч. «Серебряной Медалью За Храбрость 1 Класса» — три раза и «Золотой Медалью За Храбрость» — два раза.

В новой части Киш стал «асом номер 2« после Юлиуса Ариги (Julius Arigi), на счету которого в то время было уже 14 побед. Командир эскадрильи гауптман Йозеф фон Майер (Josef von Maier) включил их обоих в свое Kette (звено) (Официально Kette подобно, английскому Flight, должно было состоять из 6 самолетов, а Jagd-Flik — из трех Kette, т.е. из 18 истребителей. Однако такого числа самолетов австрийские истребительные эскадрильи практически никогда не имели, и звеном обычно считалась минимальная группа истребителей, действующая совместно. В Flik 55 это была тройка), сразу ставшее основной ударной силой эскадрильи.

В ноябре 11-я австро-венгерская армия нанесла фланговый удар по отступающим итальянским войскам. Затишье в тирольском небе закончилось. 15 ноября большая группа итальянских бомбардировщиков в сопровождении нескольких истребителей направилась на бомбежку австрийских позиций. На перехват поднялись летчики 55-й эскадрильи. «Капрони», атакованный звеном Майера-Ариги-Киша, начал маневрировать в «истребительном» стиле, совершая крутые виражи и даже петли и одновременно отстреливаясь из всех стволов. Пытаясь уйти от преследователей, он дважды срывался в штопор. Переведя во второй раз свой самолет в горизонтальный полет, итальянский экипаж наконец-то оказался один в небе, но тут прямо по курсу вырос склон горы. Бомбовоз был поврежден, либо его конструкция просто не выдержала неподобающих ей нагрузок, но разминуться с преградой не удалось… Всё это выглядит весьма странным и не совсем правдоподобным, но таково официальное описание этого боя, за который командир экипажа «Капрони» сотто-тененте (лейтенант) Джино Лиза (Gino Lisa) посмертно был награжден высшей наградой Италии для младших офицеров — «Золотой Медалью за Воинскую Доблесть» (Medaglia d’Oro al Valor Militare).

Сотто-тененте Джино Лиза (слева) вместе со своим экипажем. Снимок сделан за несколько месяцев до гибели летчика, когда он служил в 8-й эскадрилье.

Затем командирское звено сбило еще два «Капрони», экипажи которых не могли похвастаться особым мастерством и погибли, не доставив особых хлопот своим противникам. Один из трех сбитых был записан только на счет Ариги, остальные «поделены» на всех. Немного позднее два других летчика Flik 55J сбили S.P. Таким образом всего было одержано 4 победы за день (все, кроме одного из «Капрони», подтверждаются итальянскими данными).

Через два дня все повторилось, главные действующие лица у австрийцев были те же, но на этот раз они воевали с другим противником. Звено фон Майера заявило об уничтожении двух SAML и одного S.P. Снова партию «первой скрипки» сыграл Юлиус Ариги, которому записали все три победы, в то время как счет командира увеличился на двух, а Киша всего на одного сбитого. Справедливости ради стоит отметить, что на самом деле итальянцы потеряли только один SAML и, судя по месту гибели экипажа, это была победа, засчитанная Кишу. Четвертой жертвой 55-й эскадрильи в тот день стал «Ньюпор», записаный на счет другого звена, но эту потерю итальянцы также не признают.

Днем позже «троица» снова вступила в бой. Сначала была сбита «Савойя-Помилио», а затем неидентифицированный разведчик (в последнем случае фон Майеру победу не записали), после чего командир эскадрильи уже в одиночку сбил SAML (Эта победа значится только в одном из источников. Вполне возможно, что ее на самом деле не было, тем более что с ее учетом общее число побед за месяц превосходит на одну то, что указано во всех публикациях. Но есть еще одна победа, в реальности которой есть оснавания сомневаться (см. также примечания к победам 27 ноября и 7 декабря)) (в воздушных боях итальянцы потеряли SAML и S.P.).

SAML из 115-й эскадрильи (сер.є 2941), который был сбит в воздушном бою 18.11.17.

27 ноября Киш, к этому времени уже офицер-стеллвертретер (правильно — «официер-стельфертретер», «заместитель офицера»), пошел в бой в паре с оберлейтенантом Кенцианом (бывший наблюдатель Flik 24, вместе с которым Киш одержал свою первую победу). Противником Flik 55J в этом бою снова были SAML, два из которых «свалили» Киш и Кенциан (второй засчитан одному Кишу), а третий — пара лейтенант Энгельберт Люпфер / капрал Франц Ланер (Engelbert Lupfer / Franz Lahner) (Один из источников объединяет вторую и третью победы в одну, одержаную соответственно вчетвером, но засчитаную троим (См. также примечания к победам 18 ноября и 7 декабря)). Согласно итальянским источникам в этом бою было сбито только два разведчика.

Всего за ноябрь эскадрилья одержала 15 побед, не потеряв ни одного своего самолета. Более того, ни один из ее «Альбатросов» за это время не имел сколько-нибудь серьезных боевых повреждений. После такого успеха Flik 55J получила неофициальное название «Kaiser Staffel» (Императорская Эскадрилья), во многом благодаря заслугам командирского звена, летчики которого одержали 10 (или 11) побед.

7 декабря итальянцы отправили для бомбардировки австрийских позиций большую группу двухместных машин, почему-то не выделив для сопровождения ни одного истребителя. Эта ошибка стоила Италии четырех самолетов, сбитых взлетевшими по тревоге летчиками «Кайзер-Штаффеля». Как это уже случалось не раз, все победы, за исключением одной, одержала неразлучная троица, кстати, последний раз выступавшая в таком составе. В этом бою им засчитали одну совместную победу и по одной индивидуальной — Кишу и Ариги (В разных источниках приводятся различные версии относительно событий этого боя, а число одержаных побед равно трем, четырем или пяти. Все сходятся только в том, что все победы, кроме одной, одержаны командирским звеном. В качестве основного «варианта» здесь выбран тот, в котором число побед совпадает с количеством реально сбитых самолетов (т.е. 4). Вот еще три версии. Первая: каждому по индивидуальной победе, плюс одна совместная для Ариги и Киша (всего 5). Вторая: две победы, одержанные всем звеном (всего 3), в этом же источнике отсутствует одиночная победа комэска 18-го ноября. И третья: одна победа звена и по одной – каждого летчика в отдельности, включая ноябрьскую победу фон Майера, которую этот источник датирует данным числом (всего 5 побед)(См. также примечания к победам 18 и 27 ноября)).

Этот “Помилио” PE (сер. No. 6867) из 134-й эскадрильи стал одним из 4 самолетов, сбитых “Кайзер-Штаффелем” 7.12.17

К этому времени австрийское наступление захлебнулось и линия фронта стабилизировалась. Активность в небе над тирольскими Альпами снова пошла на убыль. Также как и двумя месяцами ранее, встречи с противником стали редкостью.

Следующую победу Киш одержал 16 декабря, сбив в группе с Ариги и Ланером один SAML (подтверждается итальянской стороной). Затем последовал четырехнедельный перерыв до 12 января, когда Киш, Кенциан и цугсфюрер Александер Каса (Alexander Kasza) принудили к посадке на своей территории разведчик R.E.8, ставший первым «британцем», плененным австрийскими летчиками. В январе 1918 г. с появлением над тирольскими Альпами английских аэропланов интенсивность воздушных операций снова начала рости. Ровно через две недели после предыдущего успеха Киш делает себе подарок на 22-й день рождения: его счет пополняется очередной победой — SAML. Итальянцы подтверждают лишь повреждение самолета в воздушном бою (в одном из источников эта победа значится днем раньше как «британский разведчик», но на эту дату нет даже поврежденных самолетов).

Трофейный RAF R.E.8 (сер.є A4445) из 42-й эскадрильи RFC на австрийском аэродроме.

27.1.18 над Пергине был замечен неприятельский самолет и Киш в одиночку поднялся на перехват, но так не смог догнать уходящего противника. Вскоре после этого он встретил тройку истребителей противника и вступил в бой, который быстро превратился в единоборство один-на-один с ведущим вражеской группы. На этот раз судьба явно отвернулась от венгерского аса: его пулеметы заело после первых же выстрелов, причем это случилось впервые за всю его авиационную карьеру, а так как одной из особенностей австрийской конструкторской мысли было размещение синхронных пулеметов под обшивкой фюзеляжа, то и исправить оружие было невозможно.

После этого оставалось только попытаться бежать. Киш использовал буквально все возможные маневры, постепенно приближаясь к земле, но его противник тоже был мастером, и этот «танец со смертью» не мог продолжаться вечно. На десятой минуте, когда два истребителя вертелись уже всего в сотне метрах от горных склонов, по фюзеляжу «Альбатроса» ударила очередь. Летчик был ранен в живот и, выходя из под удара, перевел самолет в пикирование. Его противник, посчитав, что дело сделано, отправился восвояси. Однако он ошибся: внизу оказалось ущелье, глубины которого хватило для вывода, и Киш, истекая кровью и страдая от сильной боли, сумел дотянуть до аэродрома, потеряв сознание сразу после приземления.

Как только стало известно об обстоятельствах ранения Киша, то лавры его победителя получил итальянский ас No. 2 тененте (старший лейтенант) Сильвио Скарони (Silvio Scaroni). Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в списке тридцати двух побед Скарони (включая шесть незасчитанных) такая победа отсутствует. Другим кандидатом был английский ас из 45-й эскадрильи RFC капитан Мэтью Фрю (Matthew B.Frew, 23 победы), который в настоящее время признан победителем Киша. Но и в этом случае не все гладко: 27 января после утреннего боя Фрю заявил о немецком разведчике DFW C.V Drived Down, в следующем вылете он сбил In Flames два «Альбатроса» D.III, один из которых ему не засчитали. Второй бой, в принципе, может сойти за искомый, но в нем также участвовал еще один ас — лейтенант Ричард Доус (Richard J.Dawes, 9 побед), которому записали победу Out of Control над DFW C.V (место и время совпадают). Другими победами этого дня у союзников были «истребитель» и «неприятельский самолет», заявленные двумя летчиками из 78-й итальянской эскадрильи. Первую одержал серженте-мажоре (фельдфебель) Гульельмо Форнаджари (Guglielmo Fornagiari, 6 побед), а вторую — капитан Антонио Рива (Antonio Riva, 7 побед).

Согласно австрийским данным, Киш вел бой над долиной Валь Сугана, которая выходит к городу Вальстанья (Valstagna), где одержали свои победы итальянцы, в то время как Конельяно (Conegliano), где действовали англичане, находится достаточно далеко. Таким образом, наиболее вероятным противником венгерского аса в этом бою были пилоты из 78-й эскадрильи.

Вскоре после того как Киша отправили в госпиталь, с боевого задания вернулся Юлиус Ариги. Узнав, что случилась с его другом, он бросился в госпиталь. Оказалось, что раненому даже не сделали перевязку, и он истекал кровью, в то время как хирург госпиталя наслаждался обедом («Ведь это даже не офицер…»). Положение исправило только рукоприкладство взбешенного таким ответом Ариги. «Аргументация» оказалась достаточно весомой, и летчик был немедленно прооперирован.

В то время еще не существовало антибиотиков, и ранение в живот или же серьезная полостная операция означали практически верную смерть. Именно этим можно объяснить нежелание местного хирурга делать бесполезную работу. Тем более, как он справедливо заметил, Киш действительно не был офицером (в армии Австро-Венгрии офицера от солдата отделяла настоящая пропасть, большая, чем где-либо ещё (это утверждение абсолютно не соответствует действительности хотя бы потому, что убыль обер-офиценров в первые два года войны была столь катастрофической, что правила присвоения нижним чинам младших офицерских званий были сильно упрощены). Однако произошло чудо, и летчик выжил, оставив в операционной часть своих внутренностей. После такого ранения ему была прямая дорога в тыл, в мирное время он никак не мог бы вернуться в свою часть, тем более так рано (самое позднее в середине марта), но шла война и никто не удерживал желающих вернуться на фронт.

Последствия ранения давали о себе знать, и весной 1918 г. Йозеф Киш летает не слишком часто, и его имя уже не фигурирует в отчетах о сколько-нибудь примечательных боевых вылетах. К тому времени он стал командиром звена, его ведомыми были цугсфюреры Александер Каса и Штефан Кирьяк (Stefan Kirjak). В мае 55-я эскадрилья была перевооружена на самолеты «Феникс» D.II и D.IIa, причем звено Киша получила более мощьные истребители модификации D.IIa.

“Кетте” Киша (слева-направо): сам Йозеф, Каса и Кирьяк

Утром 24 мая Йозеф Киш повел своё «кетте» в очередной боевой вылет. Шло время, но ни один из трёх летчиков на аэродром не вернулся. Через несколько часов пришло сообщение о падении австрийского истребителя и гибели пилота, при котором не было документов. К тому времени оба ведомых уже успели позвонить в штаб эскадрильи и сообщить о своей вынужденной посадке, так что сомнений не оставалось: лучший венгерский ас уже никогда не вернется на свой аэродром…

Относительно обстоятельств последнего боя Киша существует несколько противоречивых версий. Попытки свести их воедино положительного результата не дают. Единственное, что можно утверждать с увереностью – это то, что Йозеф Киш был сбит одним из летчиков 66-й эскадрильи RAF.

Согласно австрийской версии, звено «Фениксов» сначала погналось за группой «Капрони», но затем появились три «Кэмела» и австрийские летчики переключились на более опасного противника. На такой случай у Йозефа был заготовлен план, согласно которому он и Кирьяк начали уходить со снижением, имитируя бегство, а Каса, имевший хорошую пилотажную подготовку, отстал от них. Англичане, «заглотив приманку», ринулись в атаку, подставив свои хвосты под удар пары Киша. Британцам пришлось бы туго, но вдруг откуда-то появились еще несколько «Кэмелов», которые сломали все планы.

Если учесть, что английский истребитель в маневренном бою превосходил «Феникс» по всем параметрам, за исключением прочности и способности к пикированию, то при численном перевесе со стороны противника австрицы оказались в критической ситуации. Штефан Кирьяк, не имевший такого опыта, как его коллеги, оторвался от своего ведущего и был сразу сбит (точнее — подбит и пошел на посадку). Киш сумел зайти в хвост одному из противников, но и сам стал мишенью. Каса попытался прийти на помощь своему командиру и «снять» британца с его хвоста, но у третьего англичанина на этот счет «имелось собственное мнение». Истребители практически одновременно открыли огонь. Сильнее всего досталось Кишу, и его зелёный «Феникс» рухнул на склон холма.

Место падения самолета Йозефа Киша

Англичане те же события описывают несколько иначе. Около половины одиннадцатого утра 24 мая тройка «Кэмелов» 66-й эскадрильи во главе с одним из лучших британских истребителей Первой Мировой войны капитаном Уильямом Баркером (William G.Barker, 50 побед) встретила такую же по численности группу австрийских истребителей. Баркер атаковал замыкающего, и после короткой очереди неприятельский самолет сорвался в штопор (но сбит не был). Затем Уильям наблюдал за тем, как после атаки лейтенанта Джеральда Беркса (Gerald A.Birks, 12 побед) у «Берга» разрушились крылья (Возможно, имеется в виду тот самолет, который перед этим обстрелял Баркер. В настоящее время считается общепризнанным, что «Берг» в действительности был «Фёниксом» Киша, но имеющиеся материалы не дают никаких оснований для подобной уверенности). В это время капитан заметил, что на его ведомых, которые ведут бой с двумя оставшимися австрийцами, пикирует тройка «Альбатросов». К несчастью для себя, новоприбывшие не заметили Баркера, и он спокойно сделал 40 выстрелов по «брюху» одного из «Альбатросов», который после этого врезался в землю, взорвавшись при падении. Два других австрийца вышли из боя (Судя по всему, так как в рапорте о них больше не упоминается). К тому времени лейтенант Гордон Эппс (Gordon F.M.Apps, 10 побед) уже разделался со «своим» противником, и вместе с Берксом гонялся за последним оставшимся вражеским аппаратом. Австрийский летчик оказался настоящим мастером, он «вертелся» так, что оба англичанина никак не могли поймать его в прицел, и только вмешательство Баркера позволило поставить финальную точку: «Альбатрос» в отвесном пикировании упал рядом с обломками первого сбитого «Берга».

Все 4 британские победы этого боя проходили по категории Destroyed, а значит летчики «видели» падение всех своих жертв. В действительности, как было указано выше, сбит был только Киш, а два его ведомых совершили вынужденные посадки. Австрийцы же со своей стороны честно признали отсутствие каких-либо успехов, хотя после войны Александер Каса утверждал, что он и Киш сбили по «Кэмелу», падение которых якобы подтвердили наземные войска. Но на самом деле ничего этого не было: ни самого падения, ни засчитаных побед, не известно даже о каких-либо заявках на победы.

Известие о гибели четвертого по результативности летчика-истребителя (Имеется в виду на май 1918 г; по итогам войны Киш стал асом No. 5) стало тяжелым ударом для австрийской авиации, тем более, что неделей раньше погиб лейтенант Франц Грезер (Franz Graser), имевший на счету 18 побед. Особенно сильно пострадала 55-я эскадрилья, лишившаяся уже второго «мастера». Первым был Ариги, переведенный на другой фронт сразу же после того, как стало известно о его нападении на офицера медицинской службы. Все это стало началом конца для эскадрильи, которая была расформирована после напряженных боёв июля 1918 г.

Но это случилось позднее, а теперь для того, чтобы почтить память погибшего летчика, в Пергине прилетали и приезжали представители практически всех авиационных частей, находившихся в пределах досягаемости. О дате похорон стало известно и по другую сторону фронта. Союзники также сочли своим долгом отдать дань уважения павшему противнику. Описание этого эпизода вынесено в начало статьи, правда, есть ещё версия, что венок был сброшен с одиночного «Бристоля», прошедшего высоко над аэродромом. Оба описания основаны на свидетельствах очевидцев, какое из них верно — не ясно, но второе можно попытаться проверить по английским источникам. Самолеты «Бристоль F2B Файтер» на итальянском фронте были только во флайте «Z» 34-й эскадрильи RAF. Однако ни в одной работе, посвященной «Брисфиту» или истории 141-й эскадрильи (ею впоследствии стал флайт «Z») нет упоминания о подобном эпизоде.

Похороны аса. Йозеф фон Майер бросает первую горсть земли

Весомость заслуг Йозефа Киша признало и собственное командование: кайзер «задним числом» подписал приказ о присвоении летчику звания «лейтенант резерва», что явилось беспрецедентным случаем для австрийской армии с кастовой замкнутостью её офицерского корпуса (выше уже было указано, что в течении войны эта «кастовость» была существенно нарушена). Это стало возможным, видимо, только потому, что это звание присвоили посмертно (присвоение очередных/внеочередных воинских званий в качестве поощерения в австро-венгерской армии было скорее исключением, чем правилом, так как считалось, что офицер в первую очередь – это командир над подчиненными и поэтому должен иметь под своим началом достаточное количество военнослужащих).


Список использованной литературы:


Материал опубликован на сайте “Авиа-хобби: Сайт любителей истории авиации”

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 21 Червня 2010
Рубрика: Біографії, Перша світова війна
Позначки:, , ,

Последние опубликование статьи