Германские змейковые привязные аэростаты типа Parseval-Sigsfeld «Drachen» и «Аe 800»

Сферическая форма оболочки первых аэростатов имела большое сопротивление. Так как привязные аэростаты эксплуатируются в приземном турбулентном (возмущенном) слое воздуха, они подвержены сильным колебаниям. Уже при ветре 10 м/с наблюдателям невозможно находиться в гондоле. Для повышения устойчивости оболочки к ней приделывали паруса-стабилизаторы, а в 1885 г. английский профессор Д.Арчибальд создал первый тип змейкового аэростата. Такое название он получил из-за того, что в его устройстве использовался принцип поддержания устойчивого положения в воздухе, как у воздушного змея, за счет взаимодействия скоростного напора воздуха с оболочкой. В 1893 г. изобретатели Зигсфельд и Парсеваль придали окончательную форму змейковому аэростату — удлиненную. В 1896 г. эта модель была принята на вооружение германской армией.

Австрийский привязной змейковый аэростат системы Персеваля–Зигсфельда

Австрийский привязной змейковый аэростат системы Персеваля–Зигсфельда

Германский змейковый аэростат известен был под названием «Drachen», что в буквальном переводе означает «дракон». Внешней особенностью змейкового аэростата является его удлиненная форма. Британцы и русские называли их «колбаса», по понятным причинам. Сходство с МПХ дало ему еще одно прозвище — «Testicle» («Яичко»). Аэростаты «Парсеваль» по аэродинамическим качествам были лучше сферических аэростатов наблюдения, и поэтому они их очень скоро вытеснили.

Схема змейкового аэростата

Схема змейкового аэростата

Из схемы аэростата «Парсеваль» видно, что средняя его часть представляет собой цилиндр, заканчивающийся на носу и корме полусферами. В кормовой части внутри основного баллона аэростат имеет баллонет (отметим, что послевоенные конструкции часто не имеют баллонета, а его роль выполняет саморастягивающаяся система), надуваемый встречным потоком воздуха через ветроулавливатель в рулевом мешке.

Неудобство этой конструкции аэростата заключалось в том, что при ветре он был неустойчив и требовалось к его корме прикреплять мягкий тканевый хвост из малых (до 1,9 м по ширине) стабилизаторов в количестве иногда до 8–10 штук. Они затрудняли работу, создавали излишнее натяжение в привязном тросе и снижали высоту подъема, которая даже при слабом ветре не превышала 800 м, так как снос аэростата по ветру при парашютах был тем больше, чем больше их ставилось. К тому же и сам аэростат имел наклон около 45° к потоку ветра.

Windewagen — шасси с двигателем и лебедкой для опускания змейкового аэростата. Хорошо видны обвисшие прямоугольные стабилизаторы

Windewagen — шасси с двигателем и лебедкой для опускания змейкового аэростата. Хорошо видны обвисшие прямоугольные стабилизаторы

До войны 1914–1918 гг. змейковый аэростат в европейских государствах за исключением Германии не пользовался особой популярностью, так как его считали слишком легкой для поражения артиллерией целью. Но союзники вскоре убедились, что аэростат приносит очень большую пользу. Поэтому во время войны над передовыми линиями союзников висел тот же «Парсеваль», что и у немцев.

Привязной змейковый аэростат из состава 1-го воздухоплавательного отделения над Овцья-Драга (16 апреля 1916 г.)

Привязной змейковый аэростат из состава 1-го воздухоплавательного отделения над Овцья-Драга (16 апреля 1916 г.)

В дальнейшем аэростаты системы «Parseval-Sigsfeld» были усовершенствован и послужили исходным типом для других, более современных систем.

Французы не удовольствовались простым копированием германского «Парсеваля». Германский аэростат обладал плохими аэродинамическими качествами. Кроме того, стабилизаторы и рулевой мешок увеличивали и без того высокое лобовое сопротивление аэростата. Как уже упоминалось, это сопротивление создавало большое натяжение привязного троса, вследствие чего аэростаты при попадании в большой ветер постоянно обрывались. Кроме того, и летные качества аэростата «Парсеваль» были невысоки. Скорость выбирания троса была мала, и это обстоятельство делало аэростат легкой добычей для авиации противника.

Австрийский привязной змейковый аэростат когнструкции Персеваля–Зигсфельда

Австрийский привязной змейковый аэростат когнструкции Персеваля–Зигсфельда

Французы эти недостатки в значительной мере искоренили. Большая часть усовершенствований принадлежала майору французской воздухоплавательной службы Како (Albert Caquot). Он создал аэростат обтекаемой формы с тремя стабилизаторами на корме, известный под названием тип «М».

Эти стабилизаторы, так же как и рулевой мешок в германском типе аэростата, наполнялись воздухом, но они мало увеличивали лобовое сопротивление аэростата, так как по объему были небольшими. В аэростате Како отсутствовали кормовые стабилизаторы. Все это улучшило летные качества аэростата, сделав возможным производство подъема его при ветре до 20 м/сек. Угол наклона оси аэростата уменьшился с 45° до приблизительно 15°, что способствовало уменьшению сопротивления аэростата. В 1917 г. появился аэростат «Како» с двумя корзинами.

Германская копия французского привязного змейкового аэростата типа «М» — аэростат типа «Ae 800»

Германская копия французского привязного змейкового аэростата типа «М» — аэростат типа «Ae 800»

Вскоре же после появления на фронте один из таких усовершенствованных аэростатов оборвался и опустился в германском расположении. Теперь немцы, в свою очередь, в точности скопировали этот аэростат и уже в 1916 г. заменили им почти все свои «Парсевали». Модель получила обозначение «Аe 800».

Вывод австрийского приваязного змейкового аэростата системы Персеваля–Зигсфельда из ангара (Вербив около Бережан, 1916 г.)

Вывод австрийского приваязного змейкового аэростата системы Персеваля–Зигсфельда из ангара (Вербив около Бережан, 1916 г.)

До войны, вследствие редкого участия аэростатов в скоротечных маневрах мирного времени, командование и артиллеристы всех стран не смогли по достоинству оценить их значение для армии. Только успешная работа аэростатов наблюдения с началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. показала ценность аэростатов и необходимость их применения как для сухопутной армии, так и для морского флота. Из опыта использования аэростатов видно, что они имели весьма широкое поле деятельности, чрезвычайно большую разносторонность боевого применения с большим кругом задач, но одновременно надлежащее их использование, как всякого технического средства, могло быть только в том случае, если войсковое командование, в подчинение которого аэростаты придаются, хорошо знает условия их службы и их свойства.


Опубликовано в ЖЖ http://sassik.livejournal.com/177281.html

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 8 Травня 2015
Рубрика: Авіація та повітряплавання, Озброєння
Позначки:, , ,

Последние опубликование статьи