Seiner Majestät Unterseebooten
Эдуард Журавлев
Австро-венгерские моряки в XIX веке не принимали участия в проектировании подводных лодок, пока в других странах шли тернистой дорогой первооткрывателей. Поэтому первые субмарины военно-морского флота Габсбургов были иностранной постройки.
До 1904 года «Морской технический комитет (k.u.k. Marine technisches Komitee — MTK) не выдавал заказов на проектирование подводных лодок, и только в этом году главный конструктор флота Пауль Поппер представил на рассмотрение МТК первый проект подводной лодки.
Проект был сырой, попытки его улучшить ни к чему не привели, и было принято решение провести конкурс, в котором могли принять участие все желающие. Результата он не принёс — ни проект МТК, ни проекты частных фирм не соответствовали условиям. Поэтому было решено заказать подводные лодки у трёх разных фирм — выбраны были: «Германия», «Лэк», «Уайтхед» (по проекту Холланда). Лодки всех трех проектов были длиной по 30–40 метров и имели примерно одинаковое водоизмещение — 230–240 тонн. После завершения испытаний было утверждено новое задание разработчикам.
Австро-Венгерский флот вступил в Первую мировую войну, располагая шестью лодками. Две из них (SMU-1 и SMU-2) стояли на верфи — на них шли работы по замене бензинового двигателя на дизель. Первым шагом к усилению подводных сил стало приобретение построенной верфью Уайтхеда по откорректированному проекту Холланда 1911 г. подводной лодки SS-3. До войны её два раза предлагали флоту и два раза предложение было отвергнуто. Но на третий раз лодку пришлось купить и она вошла в состав флота как SMU-12. Еще одним типом, пополнившим подводные силы, стали четыре лодки, построенные на верфи Уайтхеда. Они были однотипны с датскими субмаринами типа «Havmanden». Подводники Австро-Венгрии были не в восторге от проекта, но он был единственным, который можно было сразу запустить в производство. Серию пришлось поделить между австрийскими и венгерскими верфями. Построенные лодки SMU-20–SMU-23 были неудачными и несчастливыми. В строй они вступили в 1917 г., успехов не добились, две из них погибли.
Совершенно неожиданным приобретением стала французская лодка «Curie» — она попала в сеть у входа в бухту Полы при попытке проникнуть в гавань для атаки австрийских кораблей, но была обнаружена и потоплена. Позднее была поднята, отремонтирована и зачислена в состав флота двуединой монархии как SMU-14. Она стала одной из самых результативных подводных лодок Австро-Венгрии.
Следующее пополнение прибыло более традиционным путем — им стали германские подводные лодки типа UB I. Строили их в Германии очень быстро по упрощённой технологии, перевозили разобранными на несколько частей по железной дороге в Пола, а на месте проводилась только сборка. Первый контракт был подписан в феврале 1915 г., когда были куплены готовые UB 1 и UB 15 (переименованы в SMU-10 и SMU-11), а верфи AG Weser были дополнительно заказаны SMU-15—SMU-17.
Следующим шагом стала покупка лицензии на тип UB II. На австрийских верфях было развернуто строительство подводных лодок по слегка измененному проекту, с учетом австрийской специфики.
В 1916 г. для флота Австро-Венгрии строились 18 подводных лодок. Из них восемь были типа UB II, четыре — типа «Havmanden», шесть (SMU-51–SMU-56) океанских лодок по типу немецких, которые строили на трех различных верфях по трем незначительно отличающимся проектам. Но из-за нехватки сырья и рабочей силы работы продвигались медленно. В 1917 г. в составе подводных сил было всего 17 боеспособных лодок, да и те находились в плохом техническом состоянии, остальные подводные лодки можно было использовать только для обеспечения боевой подготовки. Когда строительство UB II и датских копий завершилось, все силы были брошены на строительство океанских лодок. В декабре 1917 г. было заказано шесть лодок этого типа. Последняя программа развития подводных сил империи была разработана в 1918 г. — в строю предполагалось иметь 63 подводные лодки (из расчета 42 на позиции и 21 в базах), ещё 12 лодок должны были выполнять задания в Адриатике, но с ними проблем не было — они уже имелись в наличии. Из 63 лодок 22 уже строили: SMU-54–SMU-59, SMU-101–SMU-110. До распада империи были выданы заказы на SMU-111—SMU-120, но ни одна из этих лодок до окончания войны в строй не вступила, работы тормозило отсутствие материалов и рабочей силы.
Во время войны рассматривали три интересных проекта, но по разным причинам от них отказались. Первым из них был проект лодки «Loligo» (44,1\50 т, 12,3х2,7х2,3 м) с электрическим мотором мощностью 30 л.с. и скоростью хода 4 узла. Эти сверхмалые подводные лодки должна была применять против итальянцев на озере Гарда. Второй проект был предложен Австрийской Морской Лигой и разработан по образцу немецкой подводной лодки «Deutchland». Основным назначением новой лодки должны были стать торговые рейсы в Испанию и другие нейтральные страны Средиземного моря. Финансировать строительство должны были частные лица. Командование флота отказалось от этого предложения, так как мощности верфей требовались для строительства боевых кораблей. Но Лига была настолько влюблена в эту лодку, что предложила проект снова, изменив предназначение — планировали использовать ее для перевозки боеприпасов в Турцию. Окончательно от проекта отказались в августе 1916 г.
Осенью 1916 г. командование австрийской армии запросило флот о возможности создания лодки для действий в сербской и болгарской частях Дуная. Задачи лодки были сформулированы следующим образом: разрушение мостов и портовых сооружений, борьба с судоходством, обнаружение мин, уничтожение подводных препятствий. От проекта отказались в пользу более традиционных боевых лодок.
Подводники Австро-Венгрии никогда не достигали успехов, сопоставимых с результатами их немецких коллег. Но тем не менее они потопили 108 торговых судов общим тоннажем 196 102 БРТ, среди них много парусных и паровых каботажников. На их счету потопленные броненосные крейсера «Leon Gamdetta» и «Guizeppe Garibaldi», эсминцы «Phoenix», «Renaudin», «Fourshe», «Impetuoso» и «Nembo», подводные лодки «Nereide» и «Circe». Повреждены были французский линкор «Jean Bart», английские легкие крейсера «Dublin» и «Weymouth», японский эсминец «Sakaki».
SMU-1 и SMU-2
После посещения в США фирмы Симона Лэка, австро-венгерская делегация заказала ему проект подводной лодки. Лэк убрал из своего проекта такой экзотический узел, как выход водолазов в подводном положении, но оставил зато колёса для движения по дну и добавил торпедное вооружение. Контракт был подписан 24 ноября 1906 г. Лодки строил свой Военно-морской Арсенал в Поле (теперь Пула в Хорватии). Строительство SMU-1 началось 2 июля 1907 г., а 10 февраля 1910 г. она была представлена на испытания. SMU-2 заложили 18 августа 1907, а 3 апреля 1909 г. спустили на воду и после обширных испытаний в 1909–1910 гг. приняли в состав флота. Основной конструктивной особенностью новых лодок стали внешние балластные цистерны над прочным корпусом и тяжелый киль. Скорость погружения — 8 минут, воду закачивали в балластные цистерны с помощью насосов. Двигателем надводного хода выбрали бензиновый мотор, а в 1914–1915 гг. на субмаринах были установлены дизельные двигатели и новые аккумуляторные батареи.
SMU-1 в 1911–1914 гг. активно использовали в учебных целях, делая до 10 выходов в море за месяц. В одном из походов лодку, находящуюся в подводном положении, случайно протаранил броненосный крейсер «Sankt-Georg», но к счастью повреждён был только перископ. С начала войны подлодка входила в состав учебного отряда, а в ноябре 1915 г. была введена в состав дозорных сил Триеста. С декабря использовалась в системе обороны Пола, в феврале 1918 г. была выведена из боевого состава флота и передана учебной флотилии. После войны передана Италии, где разобрана металл в начале двадцатых годов.
Служба SMU-2 протекала тек же, как у SMU-1. Во время ремонта вместе с заменой дизелей и аккумуляторных батарей было установлено новое постоянное ограждение на рубке и изменена форма носовой оконечности. После войны подлодку передали Италии, где впоследствии разобрали на металл в начале 20-х годов.
SMU-3 и SMU-4
Эти большие двухкорпусные лодки были построены на верфи «Germaniawerft» (Киль), принадлежащей концерну Круппа. После устранения некоторых недоразумений, вызванных откровенным желанием немцев сэкономить, и убрав из проекта некоторые дорогостоящие решения, австрийская делегация подписала контракт на постройку двух лодок по проекту верфи.
- Водоизмещение:
- надводное — 240 тонн
- подводное — 300 тонн
- Размеры:
- длина — 43,2 метра
- ширина — 3,8 метра
- осадка — 2,95 метра
- Двигатели:
- 2 бензиновых мотора по 600 л.с.
- 2 электромотора по 200 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 12 узлов
- подводная — 8,5 узлов
- Дальность:
- надводная — 1200 миль со скоростью 12 узлов
- подводная — 40 миль при скорости 3 узла
- Вооружение:
- 2 носовых 450-мм торпедных аппарата.
- в ходе войны было установлено 37-мм артиллерийское орудие SFK, впоследствии добавили 70-мм орудие L/26
- Экипаж: 21 офицер и матрос
Австрийский заказ был выполнен меньше чем за два года. После завершения работ лодки были отбуксированы вокруг Европы в Полу.
Морские качества и условия обитаемости этого проекта были гораздо лучше, чем у конкурентов. Основным недостатком же была неудачная конструкция рулей глубины. Поэтому во время ремонта носовые рули демонтировали, форму кормовых изменили, но до начала войны этот недостаток так и не был устранён до конца. Обе подводные лодки принимали активное участие в Первой Мировой войне.
SMU-3
12.03.1907 — заложена
20.08.1908 — спущена на воду
24.01.1909 — прибыла в Полу
12.09.1909 — после обширных испытаний принята в состав ВМФ Австро-Венгрии
В 1910–1914 гг. активно использовали в учебных целях. С августа 1914 г. она базировалась на курортном острове Бриония, с началом войны превращённом в главную базу подводников Австро-Венгрии. С 27 сентября подлодка выполняла разведывательные походы, базируясь в Каттаро (теперь Котор в Черногории). В апреле 1915 г. на лодку установили 37-мм пушку, но место установки было выбрано крайне неудачно — глядя на фото, вообще не понятно как из неё стреляли.
10 августа лодка вышла в поход под командованием Карла Стрнада на позицию к северу от Бриндизи и 12 августа неудачно атаковала итальянский вспомогательный крейсер «Citta di Catania» — во время маневрирования была им протаранена. С повреждённым перископом лодка всплыла и её тут же атаковал французский миноносец «Bisson». Получив повреждения, лодка погрузилась и легла на грунт. Пролежав почти сутки, после устранения повреждений лодка всплыла, но миноносец не ушёл из этого района и сразу же бросился в атаку. 13 августа в 4:55 лодка пошла ко дну, потопленная артиллерийским огнем миноносца. 7 членов экипажа погибли, 14 попали в плен.
SMU-4
12.03.1907 — заложена
20.08.1908 — спущена на воду
24.01.1909 — прибыла в Полу
12.09.1909 — после обширных испытаний, включена в состав ВМФ Австро-Венгрии
В 1910–1914 гг. активно использовалась как учебная. С 27 сентября 1914 г. она базировалась в Каттаро, совершая разведывательные выходы в море. 28 ноября потопила албанский парусник «Fiore del Mare». В декабре на лодку установили радиостанцию. 19 февраля 1915 г. возле побережья Черногории она захватила три вражеских рыболовных парусника. 26 апреля лодку поставили на ремонт, в ходе которого установили 37-мм орудие, но также как и на SMU-3 им было крайне неудобно пользоваться. 14 мая лодка отправлена на поиск пропавшей SMU-3. 24 мая в заливе Дрин неудачно атаковала итальянский крейсер «Puglia». 9 июня торпедировала и повредила британский крейсер «Dublin», возвращавшийся после обстрела албанского побережья в окружении шести миноносцев. Крейсер потерял ход, был взят на буксир и с трудом отбуксирован на базу. 28 июня лодка обнаружила пропавший гидросамолёт L-43 и отбуксировала его к своему берегу. 18 июля лодка на основе агентурных данных была послана к острову Пелагоса для противодействия попыткам захвата его врагом. Данные оказались верными и лодка двумя торпедами потопила броненосный крейсер «Guiseppe Garibaldi». 14 августа к югу от Таранто она потопила итальянский Q-ship «Pantelleria». 8 ноября неудачно атаковала британский крейсер «Diamond». 9 декабря в заливе Дрин захватила приз — албанский парусник. В конце декабря на лодку установили новые гирокомпас и перископы. 2 февраля 1916 г. у мыса Лахи она потопила французский пароход «Jean Bart» (475 BRT). 7 февраля неудачно атаковала британский крейсер типа «Birmingham». 26 и 27 марта участвовала в поисках пропавшей субмарины SMU-24. 30 марта у острова Антипаксос потопила британский парусник «John Pritchard of Carnar» (271 BRT) c грузом взрывчатых веществ. В июле на лодку установили орудие калибром 70 мм, но при этом не демонтировали 37-мм пушку. 2 августа лодка неудачно атаковала итальянский крейсер «Nino Bixio». 5 августа попытка торпедировать вражескую субмарину не увенчалась успехом — обе торпеды прошли мимо. 12 августа вблизи Бриндизи торпедой была потоплена итальянская шхуна «Ponte Maria». 14 августа у мыса Нау был потоплен торпедой британский пароход «Inverberbie» (4390 BRT). 30 мая 1917 г. у Керкиры был торпедирован и потоплен итальянский пароход «Italia» (1305 BRT). 19 июня у Таранто были потоплены французский пароход «Edouarde Corbiere» (475 BRT) и греческий пароход «Cefira» (411 BRT), 12 июля у мыса Стило было торпедировано французское спасательное судно «Berthilde». В сентябре 1917 г. на рубке установили новое постоянное ограждение.
SMU-4 прослужила в составе флота больше, чем какая либо другая подлодка Австро-Венгрии. После окончания войны находилась в Фиуме, по решению Парижской конференции была передана Франции, которая продала её на слом.
SMU-5, SMU-6 и SMU-12
Американец ирландского происхождения Джон Холланд, занимавшийся разработкой подводных лодок с 1890-х годов, достиг впечатляющих успехов, выиграв в 1893 г. конкурс на постройку субмарины для флота США. Его фирма — «Holland Boat Company» — заняла видное место среди строителей подводных лодок и оставалась в этом бизнесе много десятилетий. Базирующаяся в Фиуме фирма Уайтхеда, решила войти в этот перспективный бизнес и начала с покупки лицензии на постройку двух субмарин по проекту Холланда. Прототипом стала американская подводная лодка «Octopus».
- Верфь: Whitehead, Fiume.
- Водоизмещение:
- надводное — 240 тонн
- подводное — 273 тонны
- Размеры:
- длина — 32 метра
- ширина — 4,2 метра
- осадка — 3,9 метра
- Двигатели:
- 2 бензиновых мотора по 500 л.с.
- 2 электромотора по 230 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 10,75 узлов
- подводная — 8,5 узлов
- Дальность:
- надводная — 800 миль со скоростью 8,5 узлов
- подводная — 48 миль при скорости 6 узла
- Вооружение:
- 2 носовых 450-мм торпедных аппарата
- в ходе войны было установлено 37-мм артиллерийское орудие SFK, впоследствии добавили 70-мм орудие
- Экипаж: 19 офицеров и матросов
Сначала лодки двуединой монархии собирались на верфи в Ньюпорте, затем перевозились в Фиуме, где верфью Уайтхеда производилась окончательная сборка. Особенностью проекта было наличие снимаемого мостика, с которым лодки могли совершать походы только в надводном положении. Если планировалось погружение, мостик оставляли на берегу, а вахтенный офицер балансировал на крышке люка. Присутствовали и традиционные проблемы, связанные с использованием бензинового двигателя. Позднее были выполнены работы по монтажу нового ходового мостика и установке дизельных двигателей. Третью лодку фирма строила по улучшенному проекту, не имея контракта. Достроив лодку и столкнувшись с нежеланием флота её покупать, субмарину стали предлагать флотам Перу, Португалии, Голландии, Болгарии и Бразилии. После начала войны моряки Австро-Венгрии стали значительно сговорчивее, и лодка вошла в состав флота как SMU-7, но в конце августа 1914 г. номер сменили на SMU-12.
Лодки имели каплеобразный корпус и обтекатели носовых торпедных аппаратов, вращающиеся вокруг своей оси. Эти конструктивные решения сильно улучшили их обтекаемость в подводном положении.
SMU-5
9.04.1908 — заложена
10.02.1909 — спущена на воду
17.08.1909. — отбуксирована в Полу для окончательной сборки
1.04.1910 — вступила в строй флота
С 1 апреля 1910 г., вступив в строй флота, активно занималась боевой подготовкой. 1 мая 1911 г. ее показали делегации перуанских офицеров. 10 июня 1912 г. были проведены опыты по обнаружению субмарины с воздушного шара, на основе которых была рекомендована окраска, более подходящая для боевых действий в бассейне Адриатического моря. С началом войны подлодка базировалась на острове Бриония, а c 22 октября действовала из Каттаро. 3 ноября у мыса Стило лодка вышла в атаку на эскадру французских линейных кораблей, но промахнулась. 6 декабря лодка была оснащена приёмной радиостанцией и 37-мм орудием.
27 апреля 1915 г. вскоре после полуночи подводная лодка потопила находившийся в дозоре французский броненосный крейсер «Leon Gambetta» — это случилось у Санта-Мария-де-Леука. Для отечественного читателя этот боевой эпизод примечателен тем, что на борту крейсера погиб контр-адмирал Виктор Санес, командовавший крейсером «Pascal» в 1904 году в Чемульпо, который принял на борт львиную долю экипажей «Варяга» и «Корейца» после их боя с японской эскадрой.
1 июня подлодка принимала участие в поисках пропавшего гидросамолёта L-41. 2 июля на неё установили более совершенную приёмо-передающую радиостанцию и 47-мм орудие. 5 августа у острова Пелагоса она потопила итальянскую подводную лодку «Nereide». 29 августа у Дураццо был захвачен греческий пароход «Cefalonia» (1034 BRT). 26 апреля 1916 г. в Отрантском проливе лодка неудачно атаковала артиллерийским огнём вражеский конвой, шедший, как вначале казалось, без охранения. 7 июня лодка вышла в атаку на итальянский эсминец «Indomito», но обе выпущенные торпеды прошли мимо. 8 июня у Лингуетты ею был торпедирован итальянский вспомогательный крейсер «Principe Umberto» (7919 BRT), при этом на корабле погибли 1800 человек. В сентябре–ноябре лодка прошла ремонт, в ходе которого была оснащена постоянным ограждением на рубке и 70-мм орудием. 16 мая 1917 г. во время тренировочного похода, следуя каналом Фасана, лодка подорвалась кормой на мине и быстро затонула, причем спаслось 13 членов экипажа, а шестеро погибли. 24 июня субмарину подняли с глубины 36 метров и отбуксировали на верфь, где её ремонтировали до августа 1918 года. Войдя опять в состав флота, лодка в походы больше не ходила, её использовали как учебную. 23 марта 1919 г. она была захвачена итальянцами и переведена из Пола в Венецию, а 25 марта участвовала в параде Победы. В конце января 1920 г. во исполнение решений Парижской конференции она была уже официально передана итальянцам. В том же году её разобрали на металл.
SMU-6
21.02.1908 — заложена
12.06.1909. — спущена
1.07.1909 — принята в состав флота
7 ноября 1910 г. лодку продемонстрировали делегации норвежских моряков, прибывших в Фиуме на верфь Уайтхеда с целью, чтобы они заказали постройку подводной лодки. 26 июня 1912 г. во время всплытия с большой глубины лодка была случайно протаранена базой подводных лодок «Pelican». С декабря 1914 г. подлодка базировалась в Каттаро. В декабре 1915 г. на лодку установили 37-мм орудие. 23 февраля 1916 г. она неудачно атаковала итальянский эсминец типа «Indomito». 18 марта в бухте Лахи торпедировала и потопила французский миноносец «Renaudin», вскоре после этого промахнулась по миноносцу «Bisson». 13 мая 1916 г. при попытке форсирования Отрантского барража попала в сети. Не сумев освободиться, экипаж сдался в плен, предварительно затопив лодку.
SMU-12
В 1909 г. — заложена
14.03.1911 — спущена на воду
21.08.1914 — вскоре после начала войны была куплена и вошла в состав флота
Единственным командиром этой подлодки был Эгон Лерх — легендарная личность, отчаянно смелый офицер, его возлюбленной была внучка самого императора Франца Иосифа! До самой смерти в 1962 г., она держала в своей спальне фото Лерха. Фон Трапп, бывший близким другом Лерха, сразу после его гибели уничтожил всю личную переписку, предотвратив таким образом огласку его связи с внучкой монарха.
14 ноября 1914 г. лодку оснастили 37-мм орудием. С 17 декабря она базировалась в Каттаро. 21 декабря в проливе Отранто, Лерх вывел лодку в атаку на французский дредноут «Jean Bart». Выстрелив двумя торпедами, попал в нос дредноута одной торпедой, но повреждения были не опасны, хотя сам факт торпедирования сыграл свою роль — до конца войны ни один французский линейный корабль не приблизился к Адриатическому морю. 22 марта 1915 г. лодкой были захвачены две шхуны у побережья Черногории. 31 марта 1916 г. лодка захватила ещё одну черногорскую шхуну. 28 июня её вооружение усилили двумя наружными торпедными аппаратами. Примерно 12 августа лодка подорвалась на минном заграждении при попытке проникнуть в гавань Венеции, при этом погиб весь экипаж. Поднята она была итальянцами в том же 1916 г. и передана в морской арсенал Венеции. Останки экипажа похоронены на кладбище San Michele в Венеции.
SMU-14 (ex Curie)
Под этим номером в состав австро-венгерского ВМФ вошла трофейная французская подлодка.
SMU-7–SMU-11
Как уже было упомянуто в самом начале статьи, после испытаний подводной лодки Пауля Поппера было разработано новое техническое задание. Новая лодка должна была быть двухкорпусной, водоизмещением около 500 тонн, с надводной скоростью 16–18 узлов и подводной 12 узлов. Двигатель надводного хода — дизель. Вооружение: 2–3 носовых, 2–3 бортовых или кормовых 450-мм торпедных аппарата. В конкурсе приняли участие:
- австрийская фирма «Уайтхед» представила выполненный ею для голландского флота проект К1;
- немецкая верфь «Germaniaweft» представила проект 506с — дальнейшие развитие немецкого типа U3–U4;
- австрийская верфь «Стабилименто Технико Триестино», основным недостатком которой было полное отсутствие опыта проектирования подводных лодок. Представленный ею проект сразу же стал аутсайдером.
Подлодки, построенные по этому заданию, должны были стать следующим поколением сумбарин двуединой монархии. Проектирование осуществлялось в несколько этапов, а в финал вышли проекты фирм «Уайтхеда» и крупповская «Germaniawerft». Победителем был признана немецкая верфь и ее проект получил два условных обозначения: австрийское — 506D и немецкое — UD. Основным доводом в пользу этого проекта стала низкая цена — на 8% ниже, чем у конкурента. Субмарины закладывали на стапелях с 1 ноября 1913 г. по 11 февраля 1914 г. Они получили заводские номера 203–207 и флотские обозначения — SMU-7–SMU-11. Работы на лодках проводились под контролем представителей флота и промышленности Австро-Венгрии. Спущены на воду они были соответственно 22 апреля, 15 мая, 1 июня , 24 июня и 20 июля 1915 г.
- Верфь: Germaniawerft (Киль)
- Водоизмещение:
- надводное — 635 тонн
- подводное — 810 тонн
- Размеры:
- длина — 65,7 метра
- ширина — 6,15 метра
- осадка — 4,05 метра
- Двигатели:
- 2 дизеля по 1150 л.с.
- 2 электромотора по 680 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 17 узлов
- подводная — 11 узлов
- Дальность:
- надводная — 1200 миль со скоростью 12 узлов
- подводная — 40 миль при скорости 3 узла
- Вооружение:
- 4 носовых 450-мм торпедных аппарата
- 2 кормовых 450-мм торпедных аппарата
- одно 66-мм орудие
- Экипаж: 4 офицера и 32 матроса
Поскольку шла война, в руководстве австро-венгерского флота была признана невозможность перехода подводных лодок в Адриатику через контролируемые противником воды, а перевозка по железной дороге — из-за размеров лодок. 28 ноября 1914 г. они недостроенными были проданы Германии и получили в её флоте новые номера U66–U70.
Вскоре после их продажи немецкая подводная лодка U21 под командованием оберлейтенанта-цур-зее Отто Херзинга совершила переход из Вильгельмсгафена в Каттаро, тем самым доказав возможность перехода лодок на столь большие расстояния во враждебных водах. Австрийцы просили вернуть им лодки обратно, но немцы ограничились передачей двух лодок типа UB I. Таким образом, флот Австро-Венгрии лишился пяти, очень нужных ему лодок, способных действовать по всему Средиземному морю.
SMU-10, SMU-11, SMU-15, SMU-16, SMU-17
В начале Первой Мировой войны, состояние подводных сил Австро-Венгрии было катастрофическим, пополнения ждать было неоткуда. На своих верфях ничего не строили, лодки заказанные в Германии, как считалось не могли быль доставлены заказчику — переход вокруг Европы в то время казался чем-то немыслимым. Начало строительства в Германии малых подводных лодок, приспособленных к перевозке по железной дороге, подсказало выход их создавшейся ситуации. Немцы, заинтересованные в расширении подводной войны в Средиземном море, не стали упрямиться, и две лодки из 15 построенных передали союзнику.
Германские подводные лодки типа UB I были вынужденным проектом. До начала войны никто и подумать не мог, что нужны будут лодки, способные действовать на мелководье и в прибрежной зоне. Захват бельгийского побережья обеспечил немцев базами расположенными вблизи Ла-Манша, но все лодки, построенные и находившиеся на верфях, были слишком велики для этих баз. В срочном порядке были разработаны лодки небольшого размера, приспособленные для перевозки по железной дороге в разобранном виде. Серия состояла из 15 лодок, восемь из которых строила крупповская верфь «Germaniawerft» и семь — верфь «AG Vulkan». Австро-венграм передали лодки UB 1 и UB 15, переименованные в SMU-10 и SMU-11. Весной 1915 года лодки в разобранном виде привезли в Полу, собрали и всесторонне испытали.
Лодки понравились подводникам Австро-Венгрии, а командование флотом осталось довольным скоростью, с которой был выполнен заказ. После детального ознакомления с лодками на верфи Германия заказали ещё три лодки этого типа. После предварительной сборки они была доставлены в Полу по железной дороге и окончательно собраны на верфи в течение недели. Они получили номера SMU-15, SMU-16 и SMU-17 и вошли в строй осенью 1915 г. Как и в германском флоте, лодки доказали свою боеспособность, хотя их техническое обслуживание и оставляло желать лучшего — возможности верфей Австро-Венгрии не шли ни в какое сравнение с Германскими.
- Верфи: Germaniawerft (Kиль) и AG Weser (Бремен)
- Водоизмещение:
- надводное — 127 тонн
- подводное — 142 тонны
- Размеры:
- длина — 28,1 м
- ширина — 3,15 м
- осадка — 3 м
- Двигатели:
- дизель 60 л.с.
- электромотор 120 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 6 узлов
- подводная — 5 узлов
- Дальность:
- надводная — 1600 миль
- подводная — 45 миль
- Вооружение:
- 2 носовых 450-мм торпедных аппарата
- Экипаж: 2 офицера, 12–14 матросов
SMU-10 19 января 1915 г. была заложена как UB 1, а в мае передана австрийцам. 4 июня лодка после окончательной сборки вошла в состав флота Австро-Венгрии как SMU-10. Первоначально, экипаж был немецким, командовал им оберлейтенант-цур-зее Франц Вагер. 26 июня 1915 г. под его командованием на позиции в Венецианском заливе лодка потопила итальянский миноносец «5 PN». В июле подлодка была передана австрийскому экипажу. На ней установили 37-мм орудие и постоянное ограждение рубки. 9 июля 1918 г. лодка под командованием Йохана фон Ульмански, находясь на позиции у итальянского порта Каорле, подорвалась на мине, экипаж посадил лодку на мель. После экстренного ремонта, удалось самостоятельно сняться с мели и дойти до места рандеву с высланным на помощь миноносцем, который отбуксировал лодку в Триест. В конце января 1920 года по решению Парижской конференции передана Италии, вскоре разобрана.
SMU-11 была заложена 2 февраля 1915 г. как UB 15, а 4 апреля 1ее приняли в состав германского флота и уже 16 мая лодка в разобранном виде прибыла в Полу. 4 июня, после сборки, она была включена в состав австрийского флота как SMU-11. Она совершила свой первый боевой поход с немецкой экипажем и под командой фон Хеймбурга. 10 июля ему сопутствовал успех — возле Венеции он потопил итальянскую подводную лодку «Medusa». В дальнейшем SMU-11 принял австрийский экипаж, но до конца войны она более ни чем не отличилась. Лодка получила постоянное ограждение рубки и 37-мм орудие на тумбе перед рубкой. Досталась Италии в счёт репараций и была разобрана на металл.
SMU-15 была заложена 2 февраля 1915 г. на верфи «Германия». 4 июня после окончательной сборки вступила в строй австрийского флота как SMU-15. В ходе эксплуатации на лодку установили постоянное ограждение рубки и вооружили 37-мм орудием. Установка орудия в передней части рубки оказалась на редкость неудачной и вскоре его переместили на более привычную позицию — на тумбу перед рубкой. До конца войны лодка не добилась никаких успехов и была передана Италии в счёт репараций. После 1920 г. её разобрали на металл.
SMU-16 была заложена 2 февраля 1915 г. на верфи «Германия». 4 июня после окончательной сборки вступила в состав подводного флота Австро-Венгрии как SMU-16. В ходе войны была оборудована постоянным ограждением мостика и получила 37-мм орудие, установленное на тумбе перед рубкой. 16 мая 1917 г. под командованием Ореста Риттера фон Зоппа торпедировала итальянский эсминец «Nembo», но всплыв попала под удар парохода «Bormida». Лодка затонула, погибли два члена экипажа, 14 попали в плен.
SMU-17 была заложена 2 февраля 1915 г. на верфи «Германия». 4 июня после окончательной сборки вступила в состав подводного флота Австро-Венгрии как SMU-17. В ходе войны была оборудована постоянным ограждением мостика и получила 37-мм орудие, установленное на тумбе перед рубкой. 10 июля 1916 г. в проливе Отранто торпедировала итальянский миноносец «Impetuozo». После войны по репарации досталась Италии и в двадцатых годах пошла на слом.
SMU-20, SMU-21, SMU-22, SMU-23
Войдя в бизнес по постройке подводных лодок, фирма Уайтхеда продолжала развивать сотрудничество с американской фирмой «Электрик Боат Компании». Результатом их взаимодействия стали три подводные лодки, построенные для датского флота. Они были дальнейшим развитием голландовских лодок и строились по лицензии — их именовали «тип “Хавманден А”». Датское правительство купило лицензию, и в Копенгагене построили ещё четыре подводные лодки по этому проекту, они получили наименование «Хавманден В». За деятельностью фирмы Уайтхеда вели наблюдение специально уполномоченные флотом офицеры и чиновники. Наблюдатели отмечали хорошие условия обитаемости на лодке и отменное качество постройки, обеспеченное фирмой.
С началом войны подводные силы требовали срочного усиления. Начались поиски выхода из создавшейся патовой ситуации — в Берлин обратились в просьбой продать лицензию на лодки типа UB I, а у фирмы Уайтхед купили неликвидную лодку, включив её в состав флота как SMU-7 (тут же переименованную в SMU-12). Также к фирме Уайтхеда обратились с предложением построить для флота еще четыре лодки по уже хорошо отработанному проекту. Фирма с радостью взялась за дело, но была проблема — часть комплектующих изготавливали в ставших нейтральными и от этого недосягаемыми США. Чтобы обойти эмбарго, в Фиуме зарегистрировали фирму «Ungarishe Unterseebootbau AG», которую полностью контролировал Австро-Венгерский флот, а рабочих перевели с верфи Уайтхеда. Планировалось строительство 10 лодок, но предполагаемые к строительству субмарины были прибрежными, а командование хотело иметь большие лодки для действий по всему Средиземноморью. Окончательно решили построить четыре лодки, но тут возникли проблемы несколько необычного характера для страны, находящейся в состоянии войны. Двуединая политическая система вызвала ожесточённые споры по поводу предстоящего строительства — Венгрия требовала своей доли от военных заказов. Дебаты были горячими, доводы обеих сторон убедительными, но компромисс был достигнут. Две лодки поручили построить Военно-Морскому арсеналу в Пола, заказ на строительство двух других получила венгерская «Стабилименто Технико Триестино». Раздел очень плохо повлиял на выполнение заказа, сроки неоднократно срывались, рабочих нехватало, те, что были в наличии, не обладали нужной квалификацией, сырьё поступало с перебоями, имели место и диверсии… Всё это затянуло сроки строительства и к моменту вступления в строй в конце 1917 г., лодки были уже далеко не последним писком моды.
- Верфи: Seearsenal, Пола (SMU-20, SMU-23), Whitehead AG, Фиуме (SMU-21, SMU-22)
- Водоизмещение:
- надводное — 173 тонны
- подводное — 210 тонн
- Размеры:
- длина — 38,76 м
- ширина — 3,64 м
- осадка — 2,75 м
- Двигатели:
- дизель 450 л.с.
- электромотор 160 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 12 узлов
- подводная — 9 узлов
- Вооружение:
- 2 носовых 450-мм торпедных аппарата
- 70-мм орудие
- Экипаж: 18 офицеров и матросов
18 сентября 1916 г. лодку SMU-20 спустили на воду, а 20 октября приняли в состав флота. Уже при вступлении в строй лодка была вооружена 70-мм орудием. 17 декабря в проливе Отранто она потопила дрифтер «Fisher Girl». 15 марта 1917 г. во время тренировочного погружения была случайно протаранена лёгким крейсером «Admiral Shpaun», но повреждения оказались незначительными. В ночь с 4 на 5 июля 1918 г. лодку, находившуюся на позиции у устья реки Тальяменто под командованием Людвига Мюллера, торпедировала итальянская подводная лодка «F 12». Весь экипаж погиб. В 1962 году часть корпуса лодки была поднята и в настоящий момент ее рубка находится в экспозиции в Военно-исторического музея в Вене (Heeresgeschichtliches Museum).
Лодку SMU-21 заложили 25 августа 1916 г. и она вступила в строй 15 августа 1917 г. За время войны лодка ничем не отличилась и была сдана итальянцам после окончания войны. 25 марта 1919 г. она участвовала в Параде победы, устроенном итальянцами в Венеции. Вскоре была отправлена на слом.
Лодка SMU-22 была заложена 27 января 1917 г., а вступила в строй 23 ноября. Находясь на достройке, затонула у причала верфи на глубине 9 метров, но была быстро поднята. Поэтому вновь вступила в строй с опозданием в 2,5 месяца. За время службы ничего героического не совершила, после окончания войны досталась французам и была отправлена на слом.
SMU-23 была заложена 5 января 1917 г. и вступила в строй 25 ноября. 8 августа 1918 г. в проливе Отранто во время атаки итальянского войскового транспорта «Memfis» в свою очередь была атакована и потоплена миноноцем «Airone». Погиб весь экипаж во главе с командиром Клеменсом Риттером фон Безардом.
SMU-27–SMU-32, SMU-40–SMU-41
25 августа 1915 г. было подписано соглашение между немецкой фирмой «AG Weser» и австрийской «Кантиери Навале Триестино» (CNT) о лицензионной постройке на австро-венгерских верфях подводных лодок типа UB II. Верфь CNT бралась построить SMU-27, SMU-28, SMU-40 и SMU-41. На верфи «Ganz & Co Danubius» в Фиуме и Будапеште планировалось построить SMU-29, SMU-30, SMU-31 и SMU-32. Фирма с венгерским капиталом получила заказ, не смотря на явную слабость производственной базы, но политика и здесь сыграла свою роль. Обе фирмы строили лодки с отставанием от графика, нехватка материалов и постоянные проблемы с контрагентами сильно затянули сдачу лодок. Флот начал получать лодки с января 1917 г., последней вступила в строй SMU-41 — эта лодка оказалась последней не только в серии, но и вообще последней лодкой, вступившей в состав флота Австро-Венгрии во время Первой мировой войны.
- Верфи: «CNT» (SMU-27, SMU-28, SMU-40 и SMU-41) и «Ganz & Co Danubius» (SMU-29, SMU-30, SMU-31 и SMU-32)
- Водоизмещение:
- надводное — 268 тонны
- подводное — 306 тонн
- Размеры:
- длина — 37,67 м
- ширина — 4,37 м
- осадка — 3,72м
- Двигатели:
- 2 дизеля по 270 л.с.
- 2 электромотора 280 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 9 узлов
- подводная — 7,5 узлов
- Дальность:
- надводная — 6650 миль со скоростью 5 узлов
- подводная — 45 миль со скоростью 5 узлов
- Вооружение:
- 2 носовых 450-мм торпедных аппарата
- 75-мм орудие L/30 SK70
- Экипаж: 23 офицера и матроса
SMU-27 была заложена 19 октября 1916 г., и спущена на воду 24 февраля 1917 г. После вступления в строй и до конца войны она совершила 10 боевых походов и стала самой результативной лодкой флота. Первым командиром был назначен Роберт Теуфл фон Фернланд.
12 апреля 1917 г. экипажем был потоплен греческий пароход «Niritos» (2500 BRT), 16 апреля пущен ко дну тоже греческий пароход «Zinovia» (3500 BRT). 9 июня — французский парусник «Roland» (720 BRT). 11 июня у острова Цериго торпедирован японский эсминец «Sakaki», после чего лодку долго преследовали и забрасывали глубинными бомбами, а эсминец отбуксировали а Пирей.
22 января 1918 г. были потоплены английские пароходы «Anglo Canadian» (4239 BRT), «Manchester Spinner» (4247 BRT). 29 апреля потоплен греческий парусник апреля «Maria» (40 BRT). 1 мая потоплен итальянский парусник «S. Nicola» (7,5 BRT).
3 мая итальянский парусник «Panagnia» (6 BRT), 6 мая греческие парусники «Agios Dimitrios» (40 BRT), «Taxiarchis» (40 BRT), «Evangelistria» (46 BRT). 14 мая торпедирован и затонул британский миноносец «Phoenix».
3 июля потоплены греческие парусники «Evangelistria» (9 BRT), «Agia Trias» (14 BRT), «Panagnia» (12 BRT), 6 июля итальянский парусник «San Nicola» (29 BRT). 9 июля пущен ко дну греческий парусник «Treis Adelphoi» (53 BRT), 10 июля «Agios Georgios» (17 BRT) и «Agios Lovcas» (11 BRT), 11 июля «Agios Konstantinos» (14 BRT) и «Marigo» (9 BRT).
13 августа потоплен британский «Anhui» (2209 BRT), 11 сентября французский парусник «Antoinette» (3 BRT), 14 сентября греческий «Agios Nicolas» (113 BRT), 17 сентября итальянские парусники «Portaritissa» (16 BRT) и «Sofia» (6 BRT). 18 сентября потоплены греческие парусники «Adelphotis» (26 BRT) и «Agios Amma» (16 BRT), 19 сентября «Agios Spiridion» (58 BRT), 20 сентября «Agios Nicolas» (13 BRT), «Agios Spiridion» (18 BRT), «Prof Elias» (5 BRT), «Theolos» (103 BRT), «Aghios Nikolaos» (7 BRT), «Aghios Nicolaos» (10 BRT), «Dragonos» (6 BRT).
Во флоте Австро-Венгрии не существовало махрового армейского засилья немцев — офицерский состав отличался редким национальным разнообразием. Самым результативным подводником был чех Зденко Худечек. Под его командованием SMU-27 стала самой результативной лодкой во флоте двуединой монархии. После окончания войны она досталась Италии и в начале 20-х годов была отправлена на слом.
SMU-28 заложили 8 января 1917 г., а 26 мая спустили на воду. 16 августа 1918 г. в Мессинском заливе она потопила британское судно-ловушку «Bradford-City» (3683 BRT).
На момент заключения перемирия лодка находилась в Поле. 23 марта 1919 г. она была переведена итальянцами в Венецию для участия в Параде Победы, который состоялся 25 марта. В конце января 1920 г. на Парижской конференции было принято решение о передачи лодки Италии. Разобрана в Венеции.
SMU-29 была заложена 21 октября 1916 г., а 21 января 1917 г. спустили на воду. За время службы ничем не отличилась. После окончания войны досталась Италии, и была разобрана в начале 20-х годов.
SMU-30 была заложена 27 декабря 1916 г. и спущена на воду 17 февраля 1917 г. 31 марта вышла в патрулирование в район между Критом и Мальтой, но из похода не вернулась и считается пропавшей без вести.
SMU-31 была заложена 20 марта 1917 г. и 24 апреля спущена на воду. 27 октября лодка затонула у причала на глубине 8 метров из-за ошибки экипажа. Лодку подняли на следующий день, но в инциденте погиб один матрос.
2 октября 1918 г. SMU-31 находилась на позиции у побережья Албании, прикрывая эвакуацию австрийских войск. В районе порта Дураццо лодка в последний раз в истории австро-венгерского флота вышла в атаку на вражеский корабль — ей удалось торпедировать английский крейсер «Weymouth», которому взрывом торпеды оторвало корму.
На момент заключения перемирия лодка находилась в Каттаро. В конце января 1920 г. на Парижской конференции была передана Италии, и в конце года разобрана в Венеции.
SMU-32 была заложена 11 мая 1917 г. и спущена на воду 29 июня. Участвовала в боевых действиях, но ничем не отличилась. Перемирие застало подводную лодку в Каттаро. Передана Италии, в конце 1920 г. разобрана в Венеции.
SMU-40 была заложена 21 апреля 1917 г. и спущена на воду 4 августа. Строилась на деньги «Австрийского союза содействия флоту». Корпус лодки собирался в Будапеште (завод «DDSG»), а окончательная сборка производилась в Поле. Участвовала в войне. Завершение военных действий застало подводную лодку в Фиуме. 23 марта 1919 г. она была переведена итальянцами из Полы в Венецию для участия в Параде Победы, который состоялся 25 марта. В конце января 1920 г. на Парижской конференции субмарина была передана итальянцам.
SMU-41 была заложена 11 ноября 1917 г. и спущена на воду 19 февраля 1918 г. Принимала участие в боевых действиях. В момент окончания войны находилась в Каттаро, потом передана Франции в счёт репараций. Вскоре разобрана на металл.
SMU-43, SMU-47
1 ноября 1916 г. австрийский военно-морской атташе в Берлине был вызван в морское министерство, где состоялась его беседа с капитаном 3-го ранга Арно Спиндлером. Немецкий офицер предложил купить несколько подводных лодок из состава Средиземноморской флотилии. При этом он привел следующие объяснение: в Германии разворачивается грандиозная программа строительства подводных лодок, в их экипажах должен быть хотя бы минимум людей имеющих боевой опыт, и в силу этого принято решение избавиться от устаревших подлодок. Несмотря на катастрофическое состояние золотого запаса империи, было принято решение о покупке подводных лодок. Германия продала две подводные лодки типа UB II, а именно UB-43 и UB-47 — заслуженные лодки, но вследствие интенсивной эксплуатации, находившиеся в плачевном техническом состоянии.
- Верфь: AG Weser, Бремен.
- Водоизмещение:
- надводное — 268 тонны
- подводное — 306 тонн
- Размеры:
- длина — 37,67 м
- ширина — 4,37 м
- осадка — 3,72 м
- Механизмы:
- 2 дизеля по 270 л.с.
- 2 электромотора 280 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 9 узлов
- подводная — 5,8 узлов
- Дальность:
- надводная — 6650 миль со скоростью 5 узлов
- подводная — 45 миль со скоростью 5 узлов
- Вооружение:
- 2 носовых 500 мм торпедных аппарата
- 88 мм орудие
- Экипаж: 23 офицера и матроса
SMU-43 вступила в состав немецкого флота 8 апреля 1916 г. как UB-43. Её перевезли по железной дороге в Полу и 24 апреля она пополнила ряды немецкой флотилии «Pola». Под немецким флагом совершила 10 боевых походов, потопив 22 вражеских судна общим водоизмещением 99202 BRT. Продана Австро-Венгрии, и 21 июля 1917 г. исключена из списков флота Германии. 30 июля подняла флаг Австро-Венгрии как SMU-43.
Участвовала в боевых действиях, 17 марта 1918 г. столкнулась с эсминцем «Dinara» без особых повреждений. Окончание войны застало подводную лодку в Каттаро. В конце января 1920 г. на Парижской конференции было решено передать лодку Франции, и вскоре она была разобрана на металл.
SMU-47 вступила в состав немецкого флота 17 июня 1916 г. как UB-47, её перевезли по железной дороге в Полу и она 4 июля пополнила ряды Флотилии «Pola». Под немецким флагом лодка совершила 7 боевых походов, потопила 20 кораблей противника общим водоизмещением 75834 BRT. 21 июля 1917 г. была продана и 30 июля подняла флаг двуединой монархии уже как SMU-47.
26 июля 1918 г. сразу после полуночи лодка вышла в атаку на французскую подводную лодку «Le Verrier», но торпеды в цель не попали и командир пошёл на таран. Однако «француженке» удалось уйти. 20 сентября SMU-47 атаковала ещё одну французскую подлодку — «Circe», но торпеды опять в цель не попали. Перезарядив аппараты, лодка вышла в повторную, уже удачную атаку — «Circe» затонула так быстро, что спастись удалось только вахтенному начальнику, перебывавшему в момент атаки на ходовом мостике.
Конец войны застал лодку в Каттаро. На Парижской конференции было принято решение о передаче Франции. Получив подлодку, французы тут же продали её на слом.
SMU-50, SMU-51, SMU-56, SMU-57
11 июля 1915 г. была достигнута договоренность о передаче Германией Австро-Венгрии чертежей и лицензии на строительство подводной лодки водоизмещением 700/840 тонн, разработанной фирмой «Germaniawerft» из Киля. После длительных политических переговоров заказ был выдан верфи «Ganz & Co Danubius», а будущие лодки были зачислены в состав флота как SMU-50 и SMU-51. В ноябре 1918 г. SMU-50 находилась в 90% готовности, SMU-51 — в 60%. По условиям мирного договора после окончания войны обе субмарины были разобраны.
24 сентября 1918 г. был выдан заказ на строительство еще двух подлодок, зачисленных в состав флота как SMU-56 и SMU-57. Однако они так и не были заложены на стапелях.
- Верфь: Ganz & Co Danubius
- Водоизмещение:
- надводное — 840 тонн
- подводное — 1100 тонн
- Размеры:
- длина — 71,6 м
- ширина — 6,3 м
- осадка — 3,8 м
- Механизмы:
- 2 дизеля по 1150 л.с.
- 2 электромотора 600 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 16,5 узлов
- подводная — 9 узлов
- Вооружение:
- 4 носовых 450-мм торпедных аппарата
- 2 кормовых 450-мм торпедных аппарата
- два 100-мм орудия
- Экипаж: 33 офицера и матроса
SMU-52–SMU-55
В борьбу за военные заказы весьма агрессивно ринулись австрийские судостроительные фирмы «Стабилименто Технико Триестино» (SТТ) и «Cantiere Navale». Из представленных ими проектов командованию флота больше понравился проект «А-6», выполненный фирмой STT. Именно его выбрали для постройки четырех новых субмарин. 24 августа 1916 г. были выданы заказы на строительство двух подводных лодок, получивших номера SMU-52 и SMU-53. На момент заключения послевоенного перемирия их готовность по корпусу была равна всего 2%. 24 сентября 1918 г. были выданы заказы на строительство еще двух подводных лодок этого типа, получивших номера SMU-54 и SMU-55. Эти лодки до капитуляции так и не были даже заложены на стапелях.
- Верфь: STT
- Водоизмещение:
- надводное — 848 тонны
- подводное — 1136 тонн
- Размеры:
- длина — 76 м
- ширина — 6,79 м
- осадка — 3,47 м
- Механизмы:
- 2 дизеля по 1240 л.с.
- 2 электромотора 600 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 15,75 узлов
- подводная — 9 узлов
- Вооружение:
- 4 носовых 450-мм торпедных аппарата
- 2 кормовых 450-мм торпедных аппарата
- два 100-мм орудия
- Экипаж: 40 офицера и матроса
SMU-101–SMU-106 и SMU-118–SMU-120
В мае 1916 г. у правления фирмы «Cantiere Navale» возникла идея приобрести техническую документацию на очень удачный и надежный тип германских подводных лодок UВ III. Вскоре у бременской «AG Weser» была приобретена лицензия на строительство, по которой планировали построить 10 подлодок. После ставшей уже традиционной длительной дискуссии между правительствами Австрии и Венгрии, заказ был поделен следующим образом: шесть лодок должны были построить на австрийских верфях, четыре — на венгерских. В ноябре 1918 г. готовность подводных лодок была следующей: SMU-101 — 47%, SMU-102 — 30%, SMU-103–U 106 —15%. По условиям послевоенного мирного договора они были разобраны на стапелях.
24 сентября 1918 г. заказали еще три подводные лодки: SMU-118–SMU-120. Но их не успели до капитуляции даже заложить на стапелях.
- Верфь: Cantiere Navale
- Водоизмещение:
- надводное — 516 тонны
- подводное — 651 тонн
- Размеры:
- длина — 55,3 м
- ширина — 5,82 м
- осадка — 3,6 м
- Механизмы:
- 2 дизеля по 530 л.с.
- 2 электромотора по 380 л.с.
- Скорость хода:
- надводная — 13,6 узлов
- подводная — 8 узлов
- Дальность:
- надводная — 9040 миль со скоростью 6 узлов
- подводная — 55 миль со скоростью 4 узла
- Вооружение:
- 4 носовых 500-мм торпедных аппарата
- 1 кормовой 500-мм торпедный аппарат
- 100-мм орудие
- Экипаж: 34 офицера и матроса
SMU-107–SMU-114
После того как «Cantiere Navale» получила заказ на строительство шести 500-тонных подводных лодок, встал вопрос о дальнейшим использование венгерской квоты. Оставшаяся часть заказа была передана фирме «Ganz & Co Danubius». Для выполнения этого важного контракта верфь вошла в контакт с германской верфью «Germaniawerft». Были приобретены чертежи подводных лодок серии UB 66 — UB 77, принадлежавших к типу UB III. Вскоре австро-венгерские лодки были заложены на стапелях, однако на момент окончания войны их готовность была следующей: SMU-107 — 35%, SMU-108 — 30%, SMU-109 — 25%, SMU-110 — 20%. 24 сентября 1918 г. были заказаны очередные лодки этого проекта, получившие номера с SMU-111 по SMU-114. но заложить их так не успели.
Все ТТХ как у всех лодок UB III.
SMU-115–SMU-117
Под давлением австрийских политиков следующий военный заказ на строительство подводных лодок получила фирма «Austriawerft». Осенью 1918 г. с ней заключили контракт на строительство трёх лодок типа UB III, которым присвоили номера SMU-115–SMU-117, но строительство так и не началось до конца войны.
Материал подготовлен по данным, опубликованным на сайте «U-Boat Laboratorium»