k. (u.) k. Marine-Akademie
История морского высшего военно-учебного заведения двуединой монархии неразрывно связана с историей ее военно-морского флота. Ведь до Наполеоновских воин, когда владения австрийских Габсбургов выхода к морю не имели, развивалась лишь Дунайская флотилия, которая не требовала особых навыков кораблевождения. Отправной точкой для ВМФ Австро-Венгрии стал 1797 г., когда в Кампо-Формио был подписан мирный договор, согласно которому германскому императору Францу II достался флот бывшей Венецианской Республики. Вскоре встал вопрос о создании корпуса офицеров флота. 17 марта 1802 г. эрцгерцог Карл основал «императорско-королевскую Морскую кадетскую школу» (k. k. Marine-Kadettenschule). Поскольку старыми капитанами оставались итальянцы и новыми собирались быть жители Аппенинского полуострова, то школа имела и второе, итальянское название: «Cesarea regia scuda dei cadetti di marina». Эта школа, в отличии от своих «сухопутных сестер», не была интернатом. По условиям Прессбургского мира 1805 г., ставшего итогом проигранного сражения под Аустерлицем, Австрийская империя потеряла приморские Венецианскую область, Истрию (кроме Триеста) и Далмацию. Поэтому в Триесте, «во вражеском окружении», военно-морскую школу решили не создавать. Да и после очередной проигранной кампании против наполеоновской Франции в 1809 г. по Шенбруннскому миру Австрия вообще потеряла последний выход к морю. Вице-король Италии Евгений Богарне 21 августа 1810 г. подписал указ о создании в монастыре Св. Анны в Венеции «Морской коллегии» (Collegio di marina), которая представляла собой трехклассную школу-интернат. В 1815 г. по условиям Венского конгресса, разделившего наследие французской империи, Габсбургам досталась огромная часть Северной Италии, включая Венецию.
Вместе с венецианской морской коллегией им достались и 17 учеников, проходивших в это время учебу. 23 сентября 1820 г. судьба коллегии была окончательно определена — был издан «Устав императорско-королевской Военно-морской кадетской коллегии» (Verfassung für das k. k. Marine-Cadetten Collegium). Сначала не было ни преподавателей, ни учеников, но уже на следующий год учеников в «коллегии» было пятеро, а в 1830 г. — 50. Коллегия была разделена на 5 классов, но подразумевалось, что последний год обучения должен был проходить непосредственно на судах. По-прежнему преподавательский состав и большинство слушателей были венецианцами, поэтому и получалось, что предметы читались на немецком языке, а служебные команды были итальянскими. В 1847 г. учебный курс был официально сокращен до четырех лет. «Весна народов» 1848–1849 гг. внесла свои коррективы в работу военно-морского колледжа — 22 марта 1848 г. власть в Венеции захватило итальянское «Национальное самоуправление». Многие ученики остались в колледже, но часть покинула его.
Через полтора года Венеция вернулась под длань австрийских Габсбургов, и Франц Иосиф основал новую «Школу воспитанников офицеров» (Offiziers-Pflanzschule). Офицеры и учащиеся ВМФ, замешанные в восстании, были взяты в заложники командующим ВМФ вице-адмиралом Мартини (Martini). В 1848 г. в Триесте под защитой начальника Военного командования в Приморье (Militärkommando des Küstenlandes) фельдмаршал-лейтенанта графа Дьюла (Graf Gyulai) собралось 28 или 30 учеников, бежавших из восставшей Венеции. Недостаток в морских офицерах и кадетах привел к тому, что всех учеников 3-го и 4-го курсов, а также по одному с 1-го и 2-го пришлось принять во «временные морские кадеты» (provisorischen Marinekadetten). Остальных 15 человек направили в школу мореплавания в Фиуме (Риеке). Временно слушателей «Школы воспитанников офицеров» разместили в Триесте в здании морского медицинского управления (See-Sanitätsgebäude). Занятия начались 14 мая 1848 г. в доходном доме Сарторио (Miethaus Sartorio) на набережной, а позже продолжались на вилле Кауфмана (Villa Kaufmann). Еще одним временным помещением была арендованная вилла Траппа (Villa Trapp). В 1848/1849 учебном году в трех классах школы в общей сложности находилось 22 ученика, причем в 3-м — три человека! Предметы в это время преподавали на немецком и итальянском языках. Наконец-то постоянное помещение колледж получил на ул. Скоркола, 14 (Via Scorcola, Haus Nr. 14), которое казна приобрела за 73 000 крон. Одновременно была начата реорганизация военно-учебного заведения. В 1850/1851 учебном году в колледже занималось уже 58 человек. 14 февраля 1852 г. реорганизация была закончена, и колледж окончательно переименовали в «императорско-королевскую Военно-морскую академию» (k. (u.) k. Marine-Akademie).
Триест был крупным портовым городом, который благодаря своему статусу (с 1719 г.) «имперского города» (Reichsstadt), платил налоги непосредственно в императорскую казну, и, соответственно, рос, как на дрожжах. Поэтому со временем встал вопрос о переводе академии в более спокойное место, да и поближе к военным кораблям. Выбор был не велик и пал на Фиуме (Риеку). Торжественная закладка первого камня в фундамент нового здания академии прошла 26 марта 1856 г., и в церемонии принял участие эрцгерцог Фердинанд Макс (Ferdinand Max). Из-за Крымской войны 1853–1856 гг. в строительстве случился небольшой перерыв, но 3 октября 1857 г. возведение здания было закончено. 21 сентября 1865 г. с «высочайшего благословения» (Allerhöchster Entschließung) там начались первые занятия.
Здание академии сначала располагалась на южной окраине города и до распада империи в 1918 г. ни его фронтон, ни оба крыла не перестраивались. Город и порт Фиуме, как и Триест, тоже обладал особым статусом самоуправления (но Corpus Separatorum, а не reichsunmittelbaren Stadt), а его расположение способствовало развитию торговли и росту материального благополучия населения. Если в 1866 г. в нем проживало только 16 000 жителей, то в 1900 — уже 40 000. Таким образом к началу нового века здание академии оказалось уже чуть ли не в городском центре! Здание сохранилось до нашего времени, но было перестроено под больницу.
Еще в 1859 г. вышел приказ Военно-морского управления образования (Marine-Erziehungsanstalt) о переименовании должности начальника из «директор» в «командир» (Kommandant). После того как в марте 1868 г. адмиралтейство (Marinesektion der k. u. k. Kriegsministerium) возглавил адмирал Тегетгоф (Tegetthoff), академии были даны организационно-правовые формы, основные принципы которых сохранились до конца монархии Габсбургов.
Учеба в академии была очень престижной и многие дворяне, чиновники и богатые бюргеры, в семьях которых считалось, что трудолюбие — одно из достоинств человека, старались отдать свое чадо в это военно-учебное заведение, в котором витал особый дух романтики. Однако и требования к учащимся этой элитной школы были строгими. Вот как описывает царящие нравы адмирал барон Макс фон Штернек (Max Freiherr von Sterneck) в письме к своей сестре Матильде из Полы 22 июля 1871 г.:
«У нас есть учебный корабль для юнг (Schiffsjungen-Schulschiff). На нем в первую очередь дают понять, что нет никаких “аристократических”, “офицерских” или “чиновничьих” миров, а есть один большой мир отличных юнг. И если понять это юноша не может, то это за него не сделает и экипаж юнг».
Согласно принятым в 1871 г. правилам, в академию могли поступить юноши в возрасте 13–15 лет, которые окончили низшую гимназию с хорошими результатами и успешно сдали вступительный экзамен. В 1882 г. внесли поправки, в которых возраст был ограничен 13 годами и 9 месяцами в нижнем пределе и 16 годами в верхнем. Также было предусмотрено, что все абитуриенты должны были хорошо знать немецкий язык. После четырех лет обучения успешно сдавшие выпускной экзамен получали звание «морской кадет 2-го класса» (Seekadett 2. Klasse), а с 1908 г. — «морского кадета» (Seekadett) и назначение на судно. Только по истечении еще двух лет они сдавали один дополнительный экзамен на звание «морского кадета 1-го класса» (Seekadett 1. Klasse) (с 1908 г. — «морского фенриха» (Seefähnrich)). Получение офицерского звания было связано только с открытием вакансии.
Количество предметов, которые читали в академии, требовало от слушателей недюжинных способностей и усидчивости. В учебную программу вошли свыше 30 дисциплин: немецкий, итальянский, французский и английский языки, математика, начертательная геометрия, механика, физика, химия, родная, всемирная и морская история, география, океанология, метеорология, судостроение, судовая механика, артиллерийские системы, практическая геометрия и рисование, чистописание, каллиграфия и стенография, искусство маневрирования и знание судового такелажа, военно-морская тактика, морское право, управление, организация австро-венгерских ВМФ и сухопутных сил, устав внутренней службы, морские сигналы, медицинское просвещение и оказание первой помощи. Правила проведения практических занятий были описаны в наставлениях и инструкциях.
«Военно-морскую академию» в 1914 г. возглавлял контрадмирал Рихард фон Барри (Richard Ritter von Barry), его заместителем был фрегатен-капитан Вильгельм Бухмаер (Wilhelm Buchmayer), а адъютантом — линиеншифс-лейтенант Максимус Вёс (Maximus Wöss).
После того как Европа постепенно в 1914 г. втянулась в войну, Королевство Италия, союзник Германской Империи и Австро-Венгрии по «Тройственному пакту» от 20 мая 1882 г., объявило о своем нейтралитете, так как упомянутый пакт был исключительно оборонительным. Но 23 мая 1915 г. Италия сначала объявила о выходе из пакта, а вскоре объявила войну Австро-Венгрии. Это создало угрозу не только военно-морской базе Габсбургов, но и ученикам морской академии. Поэтому было принято решение о ее переносе в тыл.
Сначала ученики и преподаватели переехали в Вену в охотничий замок принца Евгения Савойского «Шлоссхоф» (Schlosshof) неподалеку от Хайнбурга (Heinburg). Здание до сих пор используется, но уже только для выставок и приемов. Вскоре академию переместили в замок Мархег (Marchegg) на полдороги из Вены в Братиславу. Однако после начала учебного ода 1915/1916 гг. академии пришлось сделать еще один, теперь последний переезд в Браунау-на-Инне (Braunau am Inn) в «Зальцбургские Тор-казармы» (Salzburger Torkaserne (Torkasernen-Passage)). Фактически это было несколько зданий, среди которых академия заняла казарму № 13 в Пригороде Зальцбург (Kaserne Salzburger Vorstadt 13) и так называемую «Псевдоказарму» (Notkaserne). Так же в ее распоряжение передавались Казарменная Касса (Sparkassen-Kaserne), в которой разместилась «Школа морских фенрихов» (See-Aspiranten-Schule), солдатская казарма (Mannschaftsräume), баня и прачечная.
Казарменный комплекс сохранился до наших времен и теперь используется политехнической школой и Молодежной службой федеральной земли Верхняя Австрия (Jugend-Servicestelle des Bundeslandes Oberösterreich).
Академии не удалось сразу расположится на новом месте — постоянно подыскивали новые здания для расширения учебных площадей. Так, в частности, в апреле 1916 г. ей была передана государственная средняя школа аж в Линце (Staatsoberrealschule in Linz), в мае — католический странноприимный дом (katholische Gesellenheim) на Рингштрассе, 17 (Ringstraße 17), который забрала уже упомянутая «Школа морских фенрихов».
Для проведения практических занятий в Браунау были доставлены несколько лодок ВМФ и даже настоящая канонерка! К сожалению река Инн, у которой расположился город, была перенасыщена опасными течениями и отмелями и лишь ее незначительная часть годилась для обучения судовождению. Поэтому морских кадетов на каникулы отправляли на специальную летнюю учебную базу ВМФ в Санкт-Вольфанг (Marine-Übungsstätte Ferienhort St. Wolfgang) на озере Вольфангзее (Wolfgangsee). Там они учились плавать, ходить под парусом, занимались греблей, скалолазанием и изучали оказание экстренной медицинской помощи.
Чтобы обеспечивать себя питание, академии выделили под Браунау в деревне Гайден (Haiden) свиноферму. В конце войны, когда с продуктами стало проблематично, свиней неожиданно посетил мор — вымерло все поголовье, ущерб составил 30 000 крон!
После окончания Первой мировой войны морскую академию в Браунау расформировали. Пропало заготовленное на обмундирование морское сукно — воров не остановила даже угроза крупных штрафов. Городские легенды гласят, что вплоть до середины 20-х годов ХХ века весь Браунау носил только темно-синюю одежду. В связи с этим возникает интересная аналогия со знаменитыми американскими джинсами. Впервые в 1853 г. Леви Штраусс (Levi Strauss) пошил партию прочных брюк для старателей — они были коричневого цвета и обязательно с подтяжками. Первоначальный запас холстины закончился и Леви купил во Франции новую партию, окрашенную в цвет индиго — так появились синие джинсы. В 1941 г. фирма «Леви Штраусс» была объявлена партнером вооруженных сил США и осуществляла поставки только в армию. Вместе с американской армией синие джинсы пришли в освобожденную Европу, где вошли в моду. Но в Браунау-на-Ине эта мода уже давным давно отошла в прошлое…
Парадное обмундирование слушателей академии в 1910 г. состояло из:
- темно-синего (marineblau) двубортного кителя (Flottenrock (Spencer)) с позолоченными пуговицами, на которых была изображена морская эмблема. На отложном воротнике могли располагать петлицы из золотого галуна, которые, как и в других военно-учебных заведениях дунайской монархии, обозначали успеваемость учащегося. На обшлагах пришивались по три мундирные пуговицы. Под кителем носили белую рубашку с отложным воротником и черным галстуком-«бабочкой»;
- темно-синей офицерской фуражки, но без галунов на черном бархатном околыше, которые у офицеров определяли принадлежность к обер-, штаб-офицерам или адмиралам;
- темно-синих прямых брюк с черными лакированными туфлями;
- короткой тужурки (Paletot) из темно-синего сукна, которую носили зимой.
Вооружали учеников кортиком.
В повседневной жизни и на борту корабля надевали:
- темно-синюю матросскую голландку (зимой суконную, летом льняную). С голландкой носили матросский гюйс, но во внешних углах на спине могли нашивать петлички из белого галуна, обозначавшие успеваемость учащегося;
- темно-синюю матросскую бескозырку, у которой на ленте на околыше золотой краской было написано «K. u. K. MARINEAKADEMIE». Тулья была украшена вышитой золотой канителью кокардой в виде императорской короны;
- темно-синие прямые брюки (зимой суконные, летом льняные).
При специальной летней белой униформе на тулью бескозырки надевали белый чехол и синюю голландку меняли на белую.