д-р Звонимир Фрайфогель (dr. Zvonimir Freivogel)
В течении Первой мировой войны в австро-венгерских вооруженных силах было сделано несколько изобретений, опередивших свое время: бензоэлектрические тягачи с прицепами с электромоторами, машина для рытья туннелей, вертолет и глиссер на воздушной подушке. Последнему посвящена эта небольшая статья. (К сожалению «проект танка Гюнтера Бурштына» оказался фикцией.)
Описание экспериментального судна
Versuchsgleitboot представлял собой открытую сверху лодку, которая в продольном разрезе напоминало сечение авиационного крыла, а в плане — прямоугольник. Собственный вес глиссера составлял 6,2 т, а максимальный — 7,8 т. Судно было 13 м в длину, 4 м в ширину и 0,36 м в высоту. По проекту силовая установка состояла из четырех 6-цилиндровых двигателей Austro-Daimler Ba 15 000 общей мощностью 352,94 кВт (480 л.с.), которые попарно приводили в движение два вала, установленные под углом 5 градусов к горизонту, оканчивавшихся двумя винтами под кормой. Двигатели, спроектированные известным инженером Фердинанда Порше, были доставлены из авиационного полка (Fliegerregiment) в Винер-Нойштадт на базу морской авиации в Пуле (Pola Seeflugstation). Они были установлены в середине судна, по два у каждого борта и один за другим. Передача мощности от двигателей к валам происходила посредством двух отдельных коробок передач, расположенных между двигательных пар. Пятый двигатель — Austro-Daimler Ba 12 000 (47,79 кВт) — был расположен в середине корпуса вместе с компрессора типа Scirocco. Таким образом воздушная подушка создавалась только в кормовой части лодки, а носовая должна была скользить по поверхности воды — удачные гидродинамические характеристики должны были позволить лодке двигаться со скоростью свыше 20 узлов. Испытания показали, что для того, чтобы компрессор мог создать воздушную подушку, вес лодки надо уменьшить с 6,3 тонн (без торпед) до 3! Винты пришлось во время теста несколько раз менять — сначала поставили винты фирмы Zeis компания из Альтоны (Гамбург), диаметром 630 мм, затем винт Bauer-Wagner инженера Бауэра из Берлина (диаметр 580 мм) и, наконец, некоторые разработки винтов Морского технического комитета (диаметром 820, 750, 690 и 660 мм). Versuchsgleitboot на испытаниях 7 декабря 1915 г. достиг максимальной скорости 32,6 узла — стояли винты Zeis, их скорость вращения была 1200 оборотов в минуту.
Лодка была оснащена двумя рулями — передним и кормовым, что должно было облегчить управление ею. Количество торпед было сокращено с четырех проектных до двух, а их калибр с 450 до 350 мм. Торпеды размещались в в контейнерах в кормовой части судна, и должны были запускаться сжатым воздухом и со скоростью 7 м/с в направлении, обратном движению. Получается, что глиссер играл роль малого торпедного катера, который должен был приблизиться к цели, развернуться к ней кормой и пустить торпеды, после чего скрыться на большой скорости. Прямо за небольшую открытой рубкой, защищенной только от набегающего ветра прозрачным ветровым стеклом, устанавливался пулемет Schwarzlose M07/12 калибра 8 мм с водяным охлаждением. Позднее предложили глиссера также оснастить направляющей с для 3 глубинных бомб с зарядом 6 кг взрывчатки. Экипаж состоял из пяти человек, лодка должна была нести еще 600 кг бензина, которого должно было хватить на 120 км при максимальной скорости 30 узлов.
Ходовые испытания
Экспериментальная лодка была испытана в большой бухте гавани Пула — главной австро-венгерской военно-морской базе, а их результаты оценили Военно-морской арсенал (Seearsenalkommandos) и Морской технический комитет. Обе организации подтвердили, что искусственная подача воздуха между корпусом и поверхностью воды снижает сопротивление, что было более выражено на низких скоростях (нагнетание воздуха давало увеличение скорости на 4–5 узлов в диапазоне от 15 до 24 узлов) и менее в целом. Во время испытаний без создания воздушной подушки была достигнута максимальная скорость 31,9 узлов, а с нагнетанием воздуха — 32,5 узла. Правда, для оценки скорости использовался несколько неточный метод измерения, поэтому разница в скоростях оказалась незначительной. Также было признано, что форма корпуса не отвечает условиям хорошей мореходности. Поэтому эксперты были убеждены, что судно не сможет успешно использоваться в военных целях. Одновременно было признано, что выбор цели на высоких скоростях будет затруднен, а также турбулентные завихрения водной поверхности за глиссером в случае пересечения с курсом торпед собьют последние с направления запуска. А если глиссер будет двигаться медленно, то сам станет отличной мишенью для противника.
Однако Морской технический комитет был удовлетворен тем, что были проведены эксперименты по новой форме корпуса судна. Адъютант командующего портом и временно исполняющий обязанности главы комитета адмирал Готфрид фон Маерн-Хохенберг (Gottfried von Mayern-Hohenberg) в своем заключительном докладе в Морскую секцию Военного министерства в Вене указал, что результаты тестов очень ценны как основа для будущих проектов, но этот экземпляр глиссера не удовлетворяет всем ожидания, возложенным на него. Изобретателем этого судна на воздушной подушке был линиеншиффслейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль (Dagobert Müller von Thomamühl) и его идеи были также высоко оценены.
Не смотря на высокие оценки оригинальной идеи совместная комиссия однако прервала испытания и 20 ноября 1916 г. подвела черту: было заключено, что судно не имеет хорошей судоходной, запуск торпеды с кормы не является достаточно точным и этот глиссер пока еще не может использоваться как боевое судна. Также было учтено мнение эксперта судостроительной компании инженера Макса Сомбать (Max Szombaty), который отрицательно отнесся к тому, что лодка был открыта сверху, что было вредно для электропроводки и карбюраторов двигателей; открытые двигатели громко шумели; была опасность самовозгорания валов от трения. Авиационные двигатели сняли с лодки и отправили в арсенал ВВС (Luftarsenal) в Вену, а другое оборудование оставили Пуле в морском арсенале. Лодку демонтировали.
Эксперты Морского технического комитета постановили, что для судна с заявленными задачами крейсерская скорость должны составлять до 40 узлов (!), а полезная нагрузка должна включать торпеды и глубинные бомбы общим весом 1200 кг. Причем, каждая торпеда должна была быть калибром не менее 350 мм, весом 265 кг и нести в головной части заряд 30 кг взрывчатки, а для достижения максимальной эффективности лучше было использовать торпеды калибром 450 мм, весом 744 кг, из которых 130 кг — взрывчатые вещества.
Заключение
Сам изобретатель этого перспективного плавсредства еще до строительства прототипа заявил, что судно не будет эффективным при сильном ветре и волнении на море уже в 2–3 бала; над формой корпуса еще надо работать; безусловно, надо установить более сильные двигатели — он был обеспокоен тем, что у Austro-Daimler были только двигатели мощностью 220,59 кВт (300 л.с.), надо как минимум 264,71 кВт ( 360 л.с.). Никакие суда любого флота также не будут эффективным в начале испытаний, возможно только постепенное улучшение. И вообще, эффективность торпедных катеров недооценивалось австро-венгерским морским командованием. Это доказали итальянские MAS (Motoscafo Armato SVAN/Silurante — торпедный катер), которые были медленнее Versuchsgleitboot и имели меньший радиус действия, но потопили в конце войны два австро-венгерских броненосца SMS Wien и SMS Szent Istvan, часто атаковали торговые суда. Британские торпедные катера типа СMВ (Coastal Motor Boat) во время Первой мировой войны атаковали вражеские суда с французского и бельгийского побережья, а после войны действовали против советского флота в Балтийском море (в 1919 г. потопили один крейсер «Олег», одна матку подводных лодок и два малых судна), Белом и Каспийском морях.
Австро-венгерский флот прекратил испытания Versuchsgleitboot и переключился на другие виды войск и оружия, потому что должен был экономить деньги, потому что во время войны трудно было получить авиационные двигатели, так необходимые сухопутной и морской авиации. К вопросу о введение в серию двух новых классов — моторного торпедного катера и канонерской лодки — вернулись только в 1917 и 1918 годах. В последние годы войны в Пуле и Триесте было построено 14 торпедных катеров различных типов, но только два из них — инженеров Эккерта фон Лабина (Eckerta von Labina) Эккерт Лабин Szombathy) и уже знакомого нам Макса Сомбатя — стали наиболее быстрыми и эффективными в австро-венгерском ВМФ. Тем не менее, больше ни один флот, кроме австро-венгерского с его Versuchsgleitboot, в течении следующих 50 лет не обращался к идее глиссера на воздушной подушке.
Судьба изобретателя
Линиеншиффслейтенант Дагоберт Мюллер фон Томамюль родился 24 июля 1880 г. После испытаний своего проекта он был назначен командиром миноносца 93F класса 82F. Он изобрел новое устройство для подводного плавания и был первым водолазом, достигшим глубины 64 м. Поэтому он был назначен первым командиром новой школы подводников в Пуле. Вместе с инженером Тиррингом (Thirring) изобрел светочувствительный фотоэлемент, который контролировал вход судов в порт и стал основой заграждений, препятствовавших прохождению противника в гавань — система изготавливалась фирмами Carl Zeiss Jena и Siemens-Halske.
После Первой мировой войны Дагоберт жил в Чехословакии, а затем переселился в Югославию. После немецкой оккупации Судетской области он принял немецкое гражданство. После 1945 г. поселился в Австрии в Клагенфурте. Умер Мюллер фон Томамюль 10 января 1956 г. и был похоронен согласно завещанию в Пуле.
Использованная литература
- Warship br. 17, 1981., Franz Ferdinand Bilzer “Versuchsgleitboot — the World’s first Hovercraft”
- Harald Fock “Schnellboote — von den Anfängen bis zum Ausbruch des 2. Weltkrieges”, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford 1973.
- Rene Greger “Austro-Hungarian Warships of World War I”, Ian Allan, London 1976.
- Peter Schupita “Die k.u.k. Seeflieger”, Bernard & Graefe Verlag, Koblenz 1983.
- Franz F. Bilzer “Die Torpedoboote der k.u.k. Kriegsmarine von 1875-1918”, H. Weishaupt Verlag, Graz 1996.
Статья опубликована в журнале «Hrvatski vojnik» http://www.hrvatski-vojnik.hr/hrvatski-vojnik/722001/gliser1.asp