В конце XIX — начале ХХ века не так много изобретателей обращалось к идее создания танка — бронированного артиллерийского орудия на основе трактора, то есть снабженного двигателем и гусеницами для продвижения по пересеченной местности. Первые трактора хотя и могли продвигаться по бездорожью, но имели крайне низкую скорость. В то же время весь опыт военных конфликтов говорил о том, что все последующие войны будут маневренными и закончаться быстрее, чем танки успеют покинуть места своих стоянок. Гораздо больше внимания уделялось бронеавтомобилям.
«Первый звонок» для пытливых умов «прозвенел» по окончанию Русско-японской войны 1904–1905 гг. Это конечно еще не была окопная война, но армии уже в ходе ее начали возводить полевые укрепления и проводить в них достаточно продолжительное время. В тоже время наметился прогресс и в развитии тракторов. Американская фирма «Хольт-Катерпиллер» начала массовый выпуск тракторных шасси. Впервые по расчетам будущий танк, сохраняя достаточный запас хода, мог обогнать пехоту и артиллерию на конной тяге. Это вселило оптимизм в изобретателей. В 1911 году Бурштын и Менеделеев предложили свои проекты танков австро-венгерскому и российскому военным министерствам соответственно, но их инициатива поддержки среди военных не получила. Оба проекта так и остались «на бумаге». Однако, если Василий Менделеев, как и большинство танковых «прожектеров» до и после него, предлогал тяжелый танк (170 тонн) с орудием большого калибра (120 мм), то Гюнтер Бурштын впервые предложил реальный проект легкого «танка».
Следует сразу отметить, почему «танк Гюнтера Бурштына» здесь и далее береться в кавычки. Если внимательно изучить патент, то становиться ясно, что Бурштын изобрел только систему выдвижных салозок с роликами, предназначенных для преодаления широких рвов. Гусеничный движетель — от трактора «Хольт». Пушка нарисована условно и абсолютно не разработана система ее крепления в башне, заряжания и хранения боеприпасов и т.д. Да и сами выдвижные салазки далеки от идеала — скорее всего они бы не выдержали веса «танка» и просто бы подломились во время преодоления первого же препятствия.
Гюнтер Бурштын (Günther Burstyn) родился 6 июля 1879 года в Бад-Аусзее (Bad Aussee) в Штирии. Судя по его фамилии («бурштын» на украинском и польском языках означает янтарь) его предки были славянами. В октябре 1911 года, будучи уже оберлейтенантом инженерных войск общей армии, Бурштын представил в военное министерство общей армии проект «Моторизированного орудия» (Motorgeschütz) на основе американского сельскохозяйственного трактора фирмы «Хольт». Согласно его расчетам будущий «танк» должен был быть 3,5 м в длину, 1,9 м в ширину, его 60-сильный двигатель от грузового автомобиля должен был обеспечивать скорость 29 км/ч по дороге и 8 км/ч по пересеченной местности. Конструкция предусматривала наличие четырех вспомогательных колес вынесенных на подъемных балках впереди и позади «танка». Это по мнению изобретателя должно было не только помагать «танку» преодолевать окопы и траншеи, но и обеспечить ему столь небывалую скорость на дороге — «танк» приподнимался на балках, задние колеса были ведущими, а передние – поворотными! Вооружение «танка» должно было состоять из скорострельного орудия калибром 30-40 мм. Конструктор видел задачи своего танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже артиллерийских позиций противника.
Ниже приведены рисунки из немецкой книги межвоенного периода, посвященной развитию танкостроения. Именно в ней проект Бурштына впервые превратился в «первый германский танк» с полноценным артиллерийским вооружением.
Нельзя сказать, что проект Бурштына совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. Одновременно военной министерство решило прекратить какое-либо финансирование этого проекта. Гюнтер Бурштын абсолютно не имел никаких связей с промышленными воротилами империи и королевства и поэтому с радостью откликнулся на предложение представить проект прусскому военному министерству. Но и то дало отрицательный ответ, даже не смотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений.
На этом злоключения оберлейтенанта не прекратились — ему отказали в выдачи патента, так как он нарушал уже запатентованное шасси сельскохозяйственного трактора. Но в конце-концов сначала 28 февраля 1912 года он получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP , а потом и 25 апреля — австрийский No. 53248. Более никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге. Ирония судьбы – выдача германского патента стала предлогом для того, чтобы немцы начали отсчет отечественного танкостроения именно с Гюнтера Бурштына.
Скончался конструктор первого проекта легкого танка 15 апреля 1945 года в Корнойбурге (Korneuburg) в Средней Австрии.
Материал подготовлен на основе публикации на сайте «Landships» и литературы по истории танкостроения.