Владимир Филь
Австро-венгерской армии принадлежит приоритет в постройке и использовании бронепоездов в ПМВ. Строительство армией бепо было начато сразу же после объявления войны.
Так, первенец был построен в сентябре 1914 г. в Галиции 15 железнодорожно-строительным дивизионом под командованием капитана Шоебера.
Конструктивно он собой представлял бронированные 8-12 мм котельным железом на каркасе из рельсов два двуосных полувагона. Вооружение было пулеметное. Подобный бронепоезд был построен также 5 железнодорожно-строительным дивизионом под командованием капитана Коссовича. Оба они действовали на линии Мукачево–Стриж. Впоследствии им были присвоены индексы K.u.K. Panzerzug X и K.u.K. Panzerzug XI.
Действия этих импровизированных «бепо» были успешны и в октябре 1914 года командование армии заказывает будапештскому паровозостроительному заводу MAVAG 8 бронепоездов: K.u.K. Panzerzug I — K.u.K. Panzerzug VIII. В качестве локомотива использовался паровоз-танк серии 377 Венгерской ЖД Компании (MAV).
В состав бепо входили также штурмовая и орудийная бронеплощадки. На первых K.u.K. Panzerzug I и K.u.K. Panzerzug II орудийная бронеплощадка была казематного типа, на остальных исключительно башенного.
Первый «бепо» K.u.K. Panzerzug I был передан армии 5 декабря 1914 г.
Тактико технические данные K.u.K. Panzerzug I — K.u.K. Panzerzug VIII
Бронепаровоз: MAVAG серия 377, танк, длина 8100 мм, ширина 2900 мм, высота 4000 мм, колесная формула 0-3-0, мощность машины, работающей на насыщеном паре 300 л.с., тяга 3900 кг, вес угля 1 т, объем воды 4,8 куб. м, вес с броней и углем 36 т, толщина брони 12 мм.
Штурмовая бронеплощадка: длина 7900 мм, ширина 2900 мм, высота 3750 мм, вес 18,5 т, толщина брони 12 мм, вооружение: 4 пулемета 8-мм «Schwartzlose».
Артиллерийская бронеплощадка: длина 7900 мм, ширина 2900 мм, высота 4800 мм, вес 21,4 т, толщина брони 12 мм, вооружение: 3 пулемета 8-мм «Schwartzlose», 8-см орудие М5/8.
Особняком стоит бепо K.u.K. Panzerzug IX. Штурмовые и артиллерийские бронеплощадки построены на основе трехосных полувагонов. Вдобавок, артиллерийская бронеплощадка имеет двигатель внутреннего сгорания и обладает возможностью автономного хода.
Всего за годы войны было построено 11 бепо.
Материал опубликован на сайте «ЖЖ – LiveJournal»: http://vasillich.livejournal.com/25383.html
Польский бронепоезд “Smialy“, бывший K.u.K. Panzerzug V | ||||
Подборка фотографий из различных источников | ||||