Ярослав Шимов
В Женеве на аукционе драгоценностей Christie’s за рекордную сумму в 21,5 миллион долларов продан уникальный бриллиант «Эрцгерцог Иосиф». В нем 76 каратов (если кто не в курсе, это очень много), он величиной с крупную ягоду клубники, прозрачен и обладает, по официальному заключению, редкой характеристикой: он internally flawless, то есть «без внутренних изъянов». Иными словами, безупречен. Вряд ли подобное можно сказать о ком-либо из людей. А о бриллианте — можно.
Покупатель – аноним, покупка была сделана по телефону. Прежние владельцы бриллианта – личности более известные. Прежде всего, это сам эрцгерцог Иосиф, точнее, Иосиф Август (1872–1962), непродолжительное время в бурном 1919 году занимавший пост регента Венгрии. Как именно бриллиант попал к венгерской ветви династии Габсбургов, неизвестно, хотя легенда гласит, что в XVIII веке он принадлежал императрице Марии Терезии, а потом — ее злополучной дочери Марии Антуанетте, которая стала королевой Франции и была гильотинирована революционерами. Но это всего лишь легенда.
История уникального бриллианта в ХХ веке тоже окутана тайнами. Известно, что в 1933 году эрцгерцог Иосиф положил эту драгоценность в депозитное хранилище Венгерского кредитного банка. А вот что происходило с этим камнем дальше, понять трудно. Он вновь явился миру почти 30 лет спустя (старый эрцгерцог, кстати, еще был жив) на аукционе — и уже как собственность некоего французского банкира. Вновь поменял владельца в 1993-м, тогда — за куда более скромную, чем нынче, сумму в 6,5 миллионов долларов.
Приключения бриллианта «Эрцгерцог Иосиф» своеобразны, но в то же время по-своему типичны. Габсбурги, правившие когда-то почти всей Центральной Европой, потеряв власть и империю, порой со странной безалаберностью относились к оставшемуся у них имуществу. Скажем, последний император Карл, уехав в изгнание в 1919 году, доверил большую часть своих ценностей некоему мошеннику, пообещавшему выгодно их инвестировать. Вор был таков, а бывший император дожил свои последние годы в стесненных обстоятельствах.
Речь, впрочем, не о бедах низложенной династии, а о странном созвучии судеб драгоценностей и удела их владельцев. Бриллиант «Эрцгерцог Иосиф» был добыт в тех же индийских копях Голконды, что и другая уникальная драгоценность — знаменитый «Кох-и-Нор». Однако последний до сих пор украшает британскую королевскую корону — главную реликвию благополучно здравствующей островной монархии. А «Эрцгерцог Иосиф», несмотря на свою ювелирную безупречность, теперь не привязан ни к династии, ни к какому-либо конкретному государству. Он в каком-то смысле стал анонимом — так же, как и его прежние хозяева. Ведь, скажем, бывший наследник австрийского и венгерского трона эрцгерцог Отто Карл Франц Иосиф, умерший в прошлом году, дожил свои дни, скромно именуясь «доктором Отто фон Габсбургом».
Когда-то крупнейшая алмазная корпорация De Beers придумала рекламный слоган Diamonds Are Forever («Бриллианты — это навсегда»), ставший всемирно известным благодаря одноименному фильму из серии о Джеймсе Бонде. В плане финансовом это, наверное, действительно так — бриллианты вечны. А вот в том, что касается культурных и исторических смыслов, сопровождающих эти предметы, — ничуть. Времена меняются, аристократия распродает богатства старой Европы, и вся мозаика мира, частью которой является сама Европа, выглядит теперь совсем не так, как в годы, когда удивительный бриллиант лежал в сейфе венгерского эрцгерцога.
Кстати, устроители женевского аукциона, не называя имени покупателя, намекают, что скорее всего «Эрцгерцог Иосиф» уехал на Восток — то ли в Дубай, то ли в Малайзию. Вполне символично.
http://www.svoboda.org/content/article/24770855.html