Пулеметы в Первой мировой войне 1914–1918 гг.: Станковый пулемет «Шкода»

Семен ФЕДОСЕЕВ

[33] В 1888 г. Георг Риттер фон Дормус и эрцгерцог Карл Сальватор запатентовали систему пулемета с полусвободным затвором. Производством его занялся завод «Шкода» (Skodа). Принятый на вооружение в 1893 г. пулемет «Шкода» использовался в качестве морского и крепостного, модель 1902 г. (М/02) уже имела полевой треножный станок со щитом, хотя предлагались и колесные кавалерийские лафеты.

 

12

Автоматика пулемета действовала за счет отдачи полусвободного затвора, качающегося в продольной плоскости. Затвор подпирался фигурным подпружиненным шатуном, причем положение осей и профиль соприкасающихся поверхностей затвора и шатуна были подобраны так, чтобы трение при повороте значительно замедляло отход затвора от ствола под действием отдачи. На первых моделях имелся открыто расположенный маятниковый регулятор темпа стрельбы (от 280 до 600 выстр./мин) — смещая центр тяжести качающейся подвижной системы, он задавал длительность цикла автоматики. Наименее удачной в пулемете была система питания — патроны подавались собственным весом из вертикального постоянного магазина. Открытый снизу короб увеличивал опасность засорения.

 

Пулемет вызывал интерес своей легкостью. В 1906 г. председатель русской приемной комиссии при патронном заводе Вейса в Будапеште (это был период активной работы промышленности Германии и Австро-Венгрии по русским заказам) полковник Шульга сообщал в ГАУ новости о пулеметах «Шкода» и Одколека. Однако даже в Австро-Венгрии пулемет имелся в небольшом количестве. Некоторое количество поставили Японии.

После принятия на вооружение пулемета «Шварцлозе» фирма «Шкода» попыталась сохранить позиции, выпустив модификации М/09 и М/13 с ленточным питанием, устройством «осадки» патронов для более надежной экстракции гильз, без регулятора и с низким треножным станком. Во время Первой мировой войны армия Австро-Венгрия ограниченно применяла пулеметы «Шкода» М/09 и М/13 и вскоре от них отказалась, хотя попытались еще использовать в качестве авиационных.

Модель М/09 «Шкода»
Патрон 8×51 R «манлихер»
Масса “тела” пулемета, кг
без воды и патронов
с водой
15,5
23,3
Масса пулемета на станке, кг 34
Нарезы правосторонние 4
Длина хода нарезов, мм 240
Темп стрельбы, выстр./мин 450–500
Емкость ленты, патронов 250
Масса снаряженной ленты, кг 8,25
Тип станка треножный
Масса станка, кг 18,5
Угол верт. наведения, град от-30 до+30
Угол горизонтального наведения, град 30

Статья опубликована в журнале «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» № 2/2003

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 13 Липня 2010
Рубрика: Кулемети, Озброєння
Позначки:,

Последние опубликование статьи