В 1717 году уроженец германского города Трира, фламандец по происхождению, Клаудиус Иннокентиус дю Пакье, сумев раздобыть чертежи печи для обжига глазури, решил основать в Вене фарфоровую мануфактуру.
Переманив из Мейсена арканиста (так назывался в те времена мастер, составлявший массу и глазурь) С. Штельцеля и пригласив к сотрудничеству К. Гунгера, специалиста по эмали и золочению (который общался с создателем первого европейского фарфора Бёттгером в Мейсене), он начал эксперименты с использованием саксонского каолина. В мае 1718 года император Карл VI подписал указ о предоставлении дю Пакье привилегии на изготовление фарфора в течение 25 лет, а уже маем 1719 года датирована чашка для шоколада – самое старое из дошедших до нас изделий венской мануфактуры.
Венский фарфор периода дю Пакье (1718–1744), хотя изготавливался из того же сырья, что и мейсенский, отличался от него желтовато-серым оттенком. Выпускались столовая посуда, вазы, подсвечники, декоративные вставки для мебели и интерьеров. Декор первое время находился под влиянием восточных образцов, особенно японских, выполненных в стиле «имари». Однако после 1730 года стал преобладать характерный для венского барокко орнамент «листья и ленты». С середины тридцатых годов XVIII века декор разнообразили пейзажами, мифологическими, охотничьими и военными сценами, изображениями «немецких цветов». Цветовая гамма основывалась на синей подглазурной росписи, с которой удачно сочетались красный («венская пурпурно-красная»), зеленый, желтый и черный цвета. К концу периода типичными изделиями стали двуручные чашки, чайники и кофейники с выходящими из маскаронов носиками, а также чаши, тарелки, суповые миски, блюда.
В 1744 году в связи с окончанием срока императорских привилегий у дю Пакье возникли финансовые трудности и он был вынужден продать фабрику государству. С этого момента начинается второй период деятельности венской мануфактуры, продлившийся до 1784 года. В самом начале произошли два события, коренным образом повлиявшие на облик венских изделий: во-первых, производство было переориентировано на венгерский каолин, что позволило сделать черепок белее и тоньше, во-вторых, на должность главного модельера был назначен Иоганн Иозеф Нидермайер. При нем значительно увеличился выпуск скульптуры, в том числе жанровой, выполнявшейся по его рисункам и моделям, а также скульпторов венской Академии. Именно Нидермайера можно считать основоположником венского стиля, для которого характерны фация, оживленность движений фигур, их изысканная красочность. Типичными для скульптуры были женские образы (например, «Дама с павлином», «Виноградница»), любовные сцены, изображения венских жителей. В декоре 1750–1760-х годов преобладал стиль французского рококо с его специфической орнаментикой в виде рельефных рокайлей, решеток и т.п., а к началу 1780-х годов на смену ему пришел классицизм, как в области формы, так и в элементах росписи: развевающиеся ленты, банты, перехватывающие гирлянды цветов, монограммы из цветов и т.п.
Что касается посуды, то в этот период выпускалось много больших столовых сервизов, наборов для кофе, чая и шоколада.
Расцвет венской мануфактуры пришелся на третий период ее деятельности — 1785–1805 годы, когда директором был Конрад фон Зоргенталь. Главные свои усилия он направил на декорирование изделий, сумев привлечь к этим работам художников (и одновременно технологов) Иозефа Лайтнера и Георга Перля, а также скульптора Антонио Грасси.
Венская мануфактура, как уже упоминалось, одной из первых обратилась к классицизму, используя в качестве образцов греческие и римские сосуды, настенные росписи, обнаруженные при раскопках Помпеи и Геркуланума, ватиканские фрески Рафаэля. Главной темой росписи становятся мифологические сцены, трактуемые в сентиментальной и театральной манере.
Лайтнеру удалось расширить палитру цветных эмалей, а также разработать ряд переливающихся или радужных эмалей, которые дополнялись различными оттенками бронзово-лилового люстра. Перль создал технику рельефного золочения и гравировки по золоту.
Что касается скульптуры Грасси, то первое время она покрывалась бесцветной глазурью, а затем стала бисквитной (в это же время из бисквита стали изготавливать и парадную посуду). Ряд скульптурных композиций Грасси, как и ранее Нидермайера, принес фабрике европейскую славу. Для венской скульптуры характерно исключительное внимание к стилю и подробностям. Так, платье, если оно было современным, всегда следовало моде по покрою и даже по узору ткани, мелкие детали и украшения выполнялись с особой тщательностью.
Скульптура первого периода изготовлялась в сатирически-гротесковом жанре, однако уже Нидермайер создавал бытовые фигуры и произведения на мифологические сюжеты («Парис и Елена», «Гермес»). Грасси в своих знаменитых композициях («Пасторальная сцена», «Рождение Венеры», «Суд Париса», «Похищение Европы») также следовал канонам классицизма. Но особенно выдающимся мастером он показал себя в жанре скульптурного портрета, создав статуи и бюсты членов императорской фамилии, поэтов, философов.
В 1790-х годах вновь начало сказываться влияние восточного фарфора: часто встречаются лаково-красный и черный фоны с рельефной позолотой. К этим же годам относится и производство дешевой посуды с простой синей каймой.
На 1805–1828 годы приходится последний период конкурентоспособного существования венской мануфактуры. Характерным для изделий этого времени являются обильное украшение матовой позолотой в сочетании с золоченым рельефным орнаментом, а также широкое использование в декоре натюрмортов с цветами. Отозвалась Вена и на политические события двух первых десятилетий века: в 1807 году была выпущена серия чашек, посвященная Тильзитскому миру, в том числе чашки с изображениями Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны; в честь Венского конгресса 1816 года изготовлен сервиз для герцога Веллингтона, в который входили пять ваз с портретами руководителей антинаполеоновской коалиции, в том числе Александра I.
К 20-м годам XIX века относится выпуск чашек и кубков с венгерской символикой и появление в росписи городских пейзажей и видов крепостей. Большинство изделий выполнялось в распространившемся тогда стиле бидермайер.
Однако закат венской фабрики близился. Не спасли ни внедрение техники литофании, ни переход в 1827 году на более дешевую массу на основе каолина из Брендитца. Сложная политическая обстановка не позволяла государству вкладывать в производство необходимые средства, уменьшился приток талантливых художников. В 1863 году парламент принял решение о ликвидации убыточного производства, в 1866 году император Франц Иосиф I утвердил это решение и прославленная венская мануфактура прекратила свое существование.
***
С 1783 года на изделиях помимо фабричной марки ставилась вдавленная в массу дата выпуска. В 1783–1799 годах это были две последние цифры года, а с 1800 — три.
Красная или зеленая буква А, расположенная над щитом, означает брак. Процарапанная буква Х говорит о том, что изделие выпущено до 1784 года.
Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/4069-farfor-v-avstrii