Инга Штайнванд
В июне 2014 года в Венском Музее истории искусств работала специальная экспозиция, названная «Страсть к собирательству: Галерея эрцгерцога Леопольда Вильгельма». Леопольд Вильгельм фон Габсбург или Леопольд Вильгельм Австрийский (Leopold Wilhelm von Österreich) родился 5 января 1614 года в Винер-Нойштадте и был младшим сыном Фердинанда II Габсбурга и Марии-Анны Баварской, дочери герцога Баварского Вильгельма V, и братом императора Фердинанда III.
Как младшему сыну императора, ему была уготована церковная карьера: он был великим магистром Тевтонского ордена, князем-архиепископом, архиепископом Оломоуца (1637–1662 гг.), Бремена (1635–1645 гг.), Магдебурга (1631–1638 гг.), князем-епископом Хальберштадта (1628–1648 гг.), Пассау (1625–1662 гг.), Бреслау (1656–1662 гг.) и Страсбурга (1626–1662 гг.).
Однако большую часть своей жизни он был полководцем императорской армии. Дважды его старший брат Фердинанд III доверял ему управление войсками: во время Тридцатилетней войны (с сентября 1639 года по февраль 1643 года и с мая 1645 года по декабрь 1646 года) и войны против Франции, когда он был штаттхальтером (Statthalter — «держатель места») Нидерландов в 1647–1656 годах.
Во время Тридцатилетней войны войска эрцгерцога в 1640 году вытеснили шведов из Богемии, а в 1645 году успешно противостояли шведскому авангарду, когда тот дошел до предместья Вены, Бригиттенау. В 1648 году в качестве штаттхальтера Испанских Нидерландов Леопольд Вильгельм фон Габсбург заключил мир с Соединенными провинциями. После смерти старшего брата, Фердинанда III, эрцгерцог был кандидатом на императорский престол.
Это был очень талантливый человек — не только в военных делах, но и в искусстве: например, он сочинял прекрасные стихи на итальянском языке. Однако самым значительным его вкладом в культуру была коллекция картин, собранная им во время пребывания в Нидерландах. Основу этой коллекции составляли работы нидерландцев и венецианцев XVI века, среди которых преобладали полотна библейской тематики. В коллекции хранилось множество произведений известного голландского художника Давида Тенирса Младшего, который не только писал полотна для эрцгерцога, но и помогал ему в организации коллекции. Главным шедевром кисти самого Давида Тенирса Младшего стало полотно, на котором эрцгерцог изображен в своей галерее в Брюсселе в окружении множества картин и скульптур, причем Тенирс с большой дотошностью выписал изображения почти 50-ти картин, собранных штаттхальтером. Значительную часть собрания составили также произведения искусства, купленные у английских роялистов, эмигрировавших из своей страны после Английской революции.
После смерти эрцгерцога (умер Леопольд Вильгельм в 1662 году) осталось множество его бюстов и портретов в латах и с маршальским жезлом в руках.
Именно коллекция, собранная Леопольдом Вильгельмом, стала основой фондов будущего Музея истории искусств в Вене.
Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/2958-velikaya-strast-gabsburga