История создания «венского» стула

Карл Эдингер

Изобретатель Михаэль Тонет появился на свет не в Австрии. Он родился в немецком городке Боппард-на-Рейне в семье кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах. Эта область богата лесами, и в семье было решено обучать единственного сына выгодному ремеслу столяра.

В 1819 году Михаэль Тонет оборудовал свою собственную мебельную мастерскую. После женитьбы в 1820 году у него появилось четырнадцать помощников — его детей (видимо, ему одиноко было быть единственным ребенком в семье). Две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков достигли взрослого возраста.

Семейная фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много, хотелось придумать что-то новое. И тогда Михаэль начал проводить первые эксперименты — взамен привычных столярных изделий из массива дерева создавать сидения из клееной слоистой фанеры.Он разрезал листы фанеры на полосы одного размера параллельно направлению волокна, потом варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья, которые он специально сконструировал для широких связок полос. После гнутья они разрезались в продольном направлении, тем самым одновременно гнулись нескольких одинаковых сегментов.

Тонету удалось наладить быстрое и экономное с точки зрения расхода материала и поэтому более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе. В 1840 году Тонет подал заявку на патент в Пруссии, но сработала только вторая заявка, поданная во Франции. В 1841 году он получил желанный сертификат и тем самым обеспечил охрану прав на свой способ производства. Мастер принял участие во многих выставках, представляя там свои уникальные изделия. И вот однажды одну из выставок посетил канцлер Австрии князь фон Меттерних; он просто пришел в восторг от мебели Тонета и сразу пригласил мебельщика переехать в Вену, пообещав ему свою поддержку. Но когда Тонет отправился в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства «Объединению ремесленников Нижней Австрии», его постигла неудача: ему отказали в выдаче патента из-за того, что он не пожелал детально изложить свою технологию производства. К тому времени мебельщик уже имел в запасе 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы Венскому двору. Но в связи с долгами, которые он не смог погасить, в мае 1842 года имущество Тонета в Боппарде вместе с партией мебели, предназначенной для императорского двора во Франкфурте, было конфисковано. Тем не менее вскоре все закончилось благополучно: 16 июля того же года Тонет получил от Имперско-королевской общей палаты следующую привилегию: «Разрешается гнутье любого — даже самого хрупкого — сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы и закругления». И тогда мастер со спокойной душой и легким сердцем переехал в Вену вместе со всей своей семьей.

К этому времени князь Алоис Йозеф II Лихтенштейн поручил английскому архитектору Петеру Десвайгнесу заново оборудовать и обставить свой венский городской дворец, построенный итальянским архитектором Доменико Мартинелли приблизительно в 1700 году. И он пригласил к сотрудничеству Тонета, поскольку ему очень понравились его гнутые стулья. Другой заказ был получен из кафе «Даум», расположенного в центре Вены. Так называемый стул кафе Даум ознаменовал переход от розничных заказов к оптовым сделкам.

В это же время Михаэль Тонет спроектировал пять моделей стула, изготовленных оптимальным способом склеивания отдельных слоев. На этот раз он использовал не листы фанеры, а деревянные прутья, соединенные клеем в пучки так искусно, что кажущаяся монолитность материала позволяла достигать любых трехмерных закруглений.

В мае 1849 года Тонет оборудовал свою собственную мастерскую в Вене. Здесь была спроектирована модель стула № 1 — продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этого стула состояла из одной единственной петли. Эта модель была использована как так называемый шварценбергский стул для оборудования Шварценбергского дворца. Уже летом 1850 года Тонет начал готовиться к всемирной выставке в лондонском дворце Crystal Palace. Этот был обзор современных изделий, и прежде всего художественной кустарной промышленности. Тонет представил на выставке шесть моделей стульев, два кресла, канапе, два стола, столик для шитья, а также два столика для чтения и две этажерки. Это были экземпляры дорогой роскошной мебели из палисандрового дерева с латунной отделкой — за них мастер получил бронзовую медаль и признание публики и критиков.

Итак, сыновья подросли, и теперь можно было включать их в официальное оформление производства. И 28 июля 1852 года Михаэль Тонет уже от имени своих сыновей Франца, Михаэля, Йозефа, Августа и еще несовершеннолетнего сына Якова подал прошение на предоставление новой привилегии — способа «придания древесине любой формы и любого изгиба в различных направлениях путем разрезания и последующего склеивания». С ноября 1853 года М. Тонет перевел свое предприятие на пятерых сыновей и назвал фирму «Братья Тонет». За собой он оставил общую торговую доверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сына Якова. Вот это родительская любовь!

Пятидесятые годы прошлого столетия были периодом расцвета фирмы. Она получила много наград — например, на Всемирной выставке в Париже, в которой приняли участие двадцать пять тысяч экспонатов. И дорогая роскошная мебель Тонета, и дешевая бытовая мебель из клееной древесины завоевали серебряную медаль. Эта выставка принесла фирме большой успех и стала хорошей рекламой — после нее можно было, не опасаясь провала, открывать филиалы за рубежом: в Лондоне, Париже, Берлине, Гамбурге, Роттердаме и Брно.

Новая непринужденная атмосфера в кафе и ресторанах на рубеже XIX–XX веков как нельзя лучше способствовала распространению удобных и легких стульев фирмы «Братья Тонет». Их закупали по всей Европе, включая Россию. Кстати, не только для увеселительных заведений — кабаре и кинозалов, кафе и театров, но и для контор и учебных учреждений, даже Государственной думы.

В 1889 году фирма «Братья Тонет» стала поставщиком Двора Его Императорского Величества, и гнутая мебель появилась в загородных резиденциях, на верандах и балконах летних дворцов. Там ее использовали на домашних концертах и вечерах, когда надо было принять большое количество гостей.

К концу XIX века гнутая венская мебель стала обязательной деталью и западного, и русского интерьера. Удивительно, что минималистская мебель из гнутого дерева была создана в эпоху эклектики, когда типичными были вычурные, массивные изделия со множеством деталей «а-ля рококо», «а-ля Людовики» и прочее. Но Тонет проигнорировал все современные направления и создал мебель вне стиля. И оказался прав: миновав все последующие веяния моды, она современна и популярна до сих пор…


Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/2085-istoriya-sozdaniya-venskogo-stula

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 22 Липня 2018
Рубрика: XIX сторіччя, Історія
Позначки:

Последние опубликование статьи