Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Если итальянский флот в целом не преуспел в этой войне (впрочем, в остальных войнах он тоже, мягко говоря, не блистал), то отдельные итальянские офицеры продемонстрировали примеры выдающейся отваги, предприимчивости и энергии. Даже странно, что их достижения никак не были использованы командованием.
Итальянский флот первым начал разработку человекоуправляемых торпед и первым сумел опробовать их в бою. В годы Первой и Второй мировых войн легкие силы итальянского флота отличились, проводя отважные атаки с помощью крошечных торпедных катеров и специальных штурмовых средств. Смелая атака базы австрийского флота в Поле с помощью «Грилло» в мае 1918 года завершилась неудачей. Однако она дала толчок созданию первой человекоуправляемой торпеды «Миньятта» (Пиявка), которую разработали инженер-майор Рафаэле Росетти и лейтенант медицинской службы Рафаэле Паолуччи.
Сначала они работали каждый самостоятельно. Паолуччи, и Росетти поняли, что первые атаки привели к значительному усилению обороны Полы, поэтому следует создать как можно более маленький и незаметный снаряд. Паолуччи спроектировал плавучую гильзу с подрывным зарядом и часовым механизмом. Он намеревался ночью вплавь с катера пробраться в гавань Полы, буксируя за собой мину, и установить ее на борту корабля. Росетти работал над созданием механизма, способного транспортировать такой заряд. Взяв пустой корпус германской 500-мм торпеды, он вставил внутрь баллон для сжатого воздуха, который приводил в действие мотор в 40 л.с. Этот снаряд имел длину 8,2 метра и водоизмещение 1,5 тонны. 2 пилота в резиновых костюмах сидели на нем верхом. Торпеда двигалась в полупогруженном состоянии со скоростью около 2 узлов и могла пройти по спокойному морю примерно 8 миль.
Изобретатели объединились, чтобы усовершенствовать съемный заряд этой торпеды. Он состоял из 2 гильз со 170 кг взрывчатки каждая. Часовой механизм позволял установить задержку до 5 часов. В корпус каждой гильзы были вмонтированы специальные магниты для установки заряда на корпусе корабля. Они присасывались к металлическому борту, откуда и родилось название торпеды — пиявка. Осенью 1918 года подготовка была завершена, и итальянцы решили в очередной раз попытаться пробраться в гавань Полы.
Но немного раньше отличились итальянские торпедные катера. Хотя приоритет создания этого класса кораблей принадлежит англичанам, наибольших успехов в годы Первой Мировой войны добились итальянцы.
Гибель броненосца «Вин»
Одним из таких лихих набегов стал рейд торпедных катеров лейтенанта Луиджи Риццо в гавань Триеста в ночь 9/10 декабря 1917 года. Дело в том, что в ноябре — декабре 1917 года австрийские броненосцы «Вин» («Вена») и «Будапешт» действовали в Триестском заливе, обстреливая приморский фланг итальянской армии. Например, 16 ноября они обстреляли итальянские позиции в районе Кортелаццо. Утром они покинули гавань Триеста в сопровождении 9 миноносцев и 5 тральщиков и под прикрытием 3 гидросамолетов. В 10:35 они открыли огонь по итальянским батареям с дистанции 50 кабельтов. Позднее дистанция сократилась до 32,5 кабельтов, и броненосцы ввели в действие 150-мм орудия. Итальянские легкие силы вышли из Венеция, но только обозначили свое присутствие, ничуть не помешав австрийцам. Обстрел продолжался до 14:30, после чего австрийцы ушли в Триест. Во время перестрелки с береговыми батареями «Вин» получил 7 попаданий в надстройки, которые не причинили серьезных повреждений. «Будапешт» получил один снаряд ниже ватерлинии, однако он не пробил броневой пояс.
Стоящие в Триесте австрийские броненосцы казались лакомой целью некоторым командирам торпедных катеров. Лейтенант Луиджи Риццо совершил несколько вылазок к газами Триеста в безлунные ночи убедился, что гавань только выглядит неприступной. На самом деле в боковом заграждении имеются бреши, прикрытые только стальными тросами. Поэтому Риццо решил, что торпедный катер может проникнуть в гавань, если удастся разрезать тросы. Для этого он спроектировал специальный мощный резак, который был установлен на носу его торпедного катера MAS-9.
В ночь с 9 на 10 декабря миноносцы 9PN и 11.PN вышли из Венеции, ведя на буксире торпедные катера MAS-9 и MAS-13, которыми командовали Риццо и глав-старшина Феррарини. Б 22:30 миноносцы, находясь в 10 милях от Триеста, отдали буксирные концы. Когда катера подошли к боковому заграждению, Риццо даже влез на бон, чтобы проследить за австрийскими часовыми. Убедившись в том, что они не помешают, Риццо вернулся на катер и приказал резать тросы. Главный трос толщиной 4 дюйма был разрезан сравнительно легко. Однако резак оказался неприспособленным для того, чтобы справиться с более тонкими тросами в 3 дюйма. Австрийцы протянули 6 таких тросов на разных глубинах. В результате итальянцы провозились целых 1 часа, и все-таки их никто не заметил.
Когда катера проникли в гавань, им пришлось укрыться в тени мола, чтобы не попасть в луч прожектора, обшаривающего акваторию. Прошло 20 минут, прежде чем прожектор погас. После этого итальянские катера направились к 2 кораблям, стоящим на якоре. Убедившись, что австрийцы не поставили противоторпедные сети, Риццо решил атаковать ближайший корабль, а Феррарини приказал торпедировать дальний.
Катера дали ход и бросились в атаку. В 2:30 Риццо выпустил 2 торпеды, которые попали в правый борт броненосца «Вин». В этот момент его катер был освещен прожектором, установленным на мачте броненосца, но было уже поздно. «Вин» получил сильный крен на правый борт, выровнять который не удалось. Примерно через 5 минут после взрыва торпед броненосец перевернулся и затонул. Потери команды составили 32 человека убитыми и 17 ранеными. Торпеды Феррарини, направленные в броненосец «Будапешт», прошли мимо и взорвались, ударившись о причал базы гидросамолетов. Риццо и Феррарини благополучно выбрались из гавани Триеста и направились на рандеву с ожидающими их миноносцами. К рассвету они вернулись в Венецию. Уже на следующий день официальный австрийский бюллетень признал потерю броненосца «Вин».
Мятежи
После смерти императора Франца-Иосифа ослабли связи между национальностями «лоскутной империи». Это сказалось и на действиях флота. В июле 1917 года имели место волнения на борту кораблей, стоящих в Поле. А 5 октября 1917 года взбунтовалась команда миноносца Tb-11. Она арестовала двоих офицеров и угнала миноносец в Анкону, сдав корабль итальянцам.
Более серьезный инцидент имел место 1 февраля 1918 года. Взбунтовались команды броненосных крейсеров «Санкт Георг» и «Кайзер Карл VI», а также нескольких вспомогательных кораблей в бухте Каттаро. Мятежники арестовали офицеров, однако пообещали выпустить их в случае вражеской атаки. Хотя на кораблях продолжал развеваться австро-венгерский флат, рядом с ним был поднят красный флаг. Мятежники требовали улучшения питания и немедленного заключения мира. Все, как в России. Их поддержали команды старых кораблей, находящихся в бухте.
Но командующего кораблями, базирующимися в Каттаро, контр-адмирала Александра Ганзу оказалось трудно запугать. Береговые батареи получили приказ открыть огонь по восставший кораблям. 2 февраля был восстановлен порядок на крейсерах «Новара» и «Гельголанд», эсминцах и подводных лодках. Командир флотилии миноносцев капитан 1 ранга Эрих Гейсслер предъявил ультиматум: капитулировать до 10:00, «иначе он потопит торпедами мятежные корабли». Через пару часов мятеж заглох. Поэтому, когда 3 февраля прибыла из Полы 3-я дивизия линкоров, все уже закончилось.
Трое зачинщиков улетели в Италию на гидросамолете, который они держали наготове для подобного случая. Еще 4 человека были расстреляны, многие попали в тюрьму. К счастью, мятеж был подавлен ранее, чем противник успел им воспользоваться. Однако его последствия оказались тяжелыми, и моральный дух флота был подорван.
Атака «Грилло» и победа в битве при Версале
В ночь с 13 на 14 мая 1918 года снабженный гусеницами катер «Грилло» под командованием капитана 2 ранга Пеллегрини был отбуксирован эсминцем «Абба» к входу в гавань Полы. Далее катер проследовал самостоятельно. Все 4 боновых заграждения он довольно быстро преодолел с помощью гусениц. Однако катер был замечен австрийским патрульным судном, и Пеллегрини был вынужден его затопить, поставив взрыватели на боевой взвод. Когда «Грилло» затонул, взрыватель сработал. Переполошенные австрийцы выпустили массу осветительных ракет, которые на корабле-буксировщике ошибочно приняли за сигнал «Потопил линейный корабль типа «Вирибус». Насторожившиеся австрийцы усилили охрану Полы, и повторная попытка атаки гусеничного катера, совершенная 15 мая, сорвалась. Так излагают эту историю итальянцы. Зато австрийцы говорят, что подняли «Грилло» со дна гавани и начали строить аналогичный катер, внеся в конструкцию ряд улучшений.
Весной 1918 года снова встал вопрос о едином командовании на Средиземном море. Англичане и французы опасались, что русский Черноморский флот попадет в руки немцев, и его корабли появятся в Средиземном море. 3 линкора, 6 броненосцев, 4 крейсера и около 20 новых мощных эсминцев могли серьезно изменить баланс сил, поэтому требовались совместные действия всех флотов. Союзники считали, что командующим должен стать французский вице-адмирал Гоше. Однако адмирал Таон ди Ревель резко воспротивился передаче итальянских кораблей в подчинение французам. Его поддержал премьер-министр Орландо, который 21 мая заявил французскому послу в Риме: «Наш военный совет не может принять, чтобы наиболее важная часть итальянского флота была включена в состав французского флота». Он предложил прямо противоположное — передать 5 броненосцев типа «Дантон» в состав итальянского флота для действий в Адриатике.
Наконец на совещании 1 июня представители Англии предложили кандидатуру адмирала Джеллико. Французы согласились, хотя это означало для них потерю верховного командования на Средиземноморском театре. И снова итальянцы уперлись. Адъютант Таон ди Ревеля писал: «Сегодня в Версале адмирал выиграл большое сражение». Других побед итальянские адмиралы в эту войну не одержали.
Гибель линкора «Сент Иштван»
1 марта вице-адмирал Ньегован ушел с поста командующего австрийским флотом. На его место был назначен капитан 1 ранга Миклош Хорти де Нагибанья (правильно — Надьбанья), одновременно произведенный в контр-адмиралы. В июне 1918 года новый главнокомандующий решил нанести сильный удар по Отрантскому барражу. Операция была приурочена по времени к крупному наступлению австрийской армии на реке Пьяве в северной Италии. Однако армия не смогла начать наступление 10 июня, как планировалось, из-за трудностей со снабжением. Но Хорти решил провести свою операцию в любом случае.
Хорти планировал нанести удар по линии дрифтеров двумя группами легких крейсеров и эсминцев. Одновременно планировался обстрел базы гидросамолетов в Отранто. Он ждал, что союзники отреагируют на набег австрийцев именно так, как это они делали ранее — то есть вышлют в море из Бриндизи легкие крейсера и эсминцы. Хорти намеревался уничтожить эти корабли огнем орудий своих дредноутов. В операции должен был участвовать практически весь австрийский флот.
Легкие крейсера «Новара» и «Гельголанд» в сопровождении эсминцев «Татра», «Чепель», «Триглав» и «Лика» должна была напасть на дрифтеры между островом Фано и мысом Сант-Мария ди Леука. Легкие крейсера «Адмирал Шпаун» и «Сайда» вместе с миноносцами 84F, 92F, 98М, 99М должны были действовать в районе Отранто. Вдоль албанского побережья между Рагузой и Отрантским проливом были развернуты 7 групп кораблей: броненосец «Эрцгерцог Фердинанд-Макс», эсминец «Турул», 5 миноносцев; Броненосец «Эрцгерцог Карл», эсминцы «Гусар», «Пандур», 3 миноносца; броненосец «Эрцгерцог Фридрих», эсминцы «Чикос», «Ускоке», 3 миноносца; линкор «Вирибус Унитис», эсминцы «Балатон», «Орьен», 4 миноносца; линкор «Принц Ойген», эсминцы «Дукла», «Ужок», 4 миноносца; линкор «Тегетгофф», эсминец «Велебит», 4 миноносца; линкор «Сент Иштван», 5 миноносцев. Каждой группы были приданы по 2 самолета. 8 австрийских и 4 германских подводных лодки должны были занять позиции на возможных путях подхода кораблей союзников. 2 лодки должны были заминировать выходы из Бриндизи и Валоны.
Союзники ничего не заподозрили. Утром 9 июня итальянские самолеты сообщили, что австрийские линкоры по-прежнему стоят в Поле. На самом деле на обычных якорных стоянках линкоров находились простые пароходы, замаскированные под линкоры.
Первая, вторая и третья группы прибыли в Каттаро 8 июня. «Вирибус Унитис» под флагом Хорти и «Принц Ойген» вышли из Полы вечером 8 июня и направились на юг, днем отстаиваясь в портах. 9 июня из Полы вышли «Сент Иштван» и «Тегетгофф». Однако эта эскадра сразу начала выбиваться из графика. Сначала задержался выход из порта, потому что не удалось быстро развести бон на выходе из гавани. Потом на «Сент Иштване» обнаружилась поломка турбины, и скорость линкора упала до 12,5 узлов. Но самое плохое было еще впереди.
У далматинского побережья патрулировали 2 итальянских торпедных катера — MAS-15 капитана 3 ранга Луиджи Риццо и MAS-21 гардемарина Армандо Гори. Их задачей была атака австрийских транспортов, следующих под берегом из Фиуме в Каттаро. После бесплодно проведенной ночи катера направились в открытое море на встречу с ожидавшими их миноносцами 18.OS и 15.OS. Миноносцы должны были отбуксировать их в Анкону.
В этот день солнце всходило в 4:15. Встреча с миноносцами должна была произойти с 3:30 до 4:15. Но в 3:15 Риццо заметил на севере дымы, принадлежавшие 2 большим кораблям. Торпедные катера немедленно повернули навстречу противнику. Катера атаковали с правого борта. MAS-21 выпустил свои торпеды в «Тегетгофф», но промахнулся. Риццо выбрал в качестве цели «Сент Иштван», и ему повезло больше. MAS-15 выпустил торпеды в 3:25, и обе попали в цель. После этого катера бросились наутек, преследуемые австрийскими миноносцами. 76Т гнался за ними довольно долго, и катерам удалось оторваться от него, только сбрасывая глубинные бомбы себе в кильватерную струю.
После атаки офицеров на мостике «Тегетгоффа» охватила настоящая паника. Линкор покинул строй, увеличил скорость и пошел зигзагом, опасаясь новых атак подводных лодок. Перепуганные артиллеристы открыли бешеный огонь по воображаемым перископам. Наблюдатели «видели» их чуть ли не десятками. Наконец к 4:45 команда линкора кое-как успокоилась, и он пошел на помощь поврежденному кораблю.
Злосчастный «Сент Иштван» получил попадания в районе миделя, как раз в том месте, где переборка разделяла 2 котельных отделения, причем вторая торпеда попала почти рядом с первой, увеличив разрушения. Вода начала заливать кормовое котельное отделение, и линкор получил крен 10° на правый борт. Контрзатоплением удалось уменьшить его до 7°. Однако плохое качество постройки «Сент Иштвана», особенно ненадежность клепаных соединений, погубило линкор. Переборка между котельными отделениями не выдержала, и вода начала поступать и в носовое котельное отделение. Крен снова возрос до 10°. Положение корабля стало почти безнадежным, так как действовали только 2 левых котла в носовом отделении. Они не могли обеспечить работу генераторов, и теперь механизмам линкора просто не хватало энергии. В последней отчаянной попытке как-то уменьшить крен командир приказал развернуть орудийные башни главного калибра на левый борт, что прекрасно видно на всех последних снимках «Сент Иштвана». Это было довольно странное решение, так как башни были прекрасно сбалансированы. Их поворот не вызывал никакого крена, ведь иначе стрельба была бы просто невозможна. Чтобы облегчить корабль, за борт начали выбрасывать боеприпасы.
Все попытки завести пластырь на пробоину провалились. Вода распространялась по кораблю. Так как помпы стояли из-за отсутствия электричества, а переборки сдавали одна за другой, стало ясно, что «Сент Иштван» вскоре перевернется. Крен постепенно рос, и порты казематов 150-мм орудий ушли в воду. Теперь поступление воды контролировать стало невозможно в принципе, и командир линкора капитан 1 ранга Зейц приказал команде покинуть корабль.
В 6:05 «Сент Иштван» перевернулся. В момент опрокидывания 305-мм башни сорвались с мест. В 6:12 линкор затонул. Из 1094 человек экипажа погибли 89 человек, в основном в машинных отделениях. Все остальные были спасены. Когда адмирал Хорти узнал о гибели линкора, он отменил операцию, опасаясь, что его план раскрыт. Это был последний выход австрийского флота в море.
После гибели «Сент Иштвана» была создана специальная комиссия для расследования причин происшедшего. К сожалению, протоколы заседания комиссия были захвачены итальянцами в 1919 году, и так и не увидели свет. Однако известно, что главными причинами гибели линкора были названы недостаток остойчивости и плохое качество постройки. Во время ходовых испытаний в 1915 году линкор при повороте на полной скорости получил крен более 19°. Вычисления показали, что причиной этого являлись излишний верхний вес и поперечное сопротивление, которое оказывали «штаны», поддерживающих валы. Вместо обычных А-образных кронштейнов на «Сент Иштване» 2 вала поддерживались «штанами». Более серьезным было то, что вычисления, проведенные после ходовых испытаний корабля, показали значительные расхождения с теоретическими расчетами, проведенными во время постройки. Вскрылось большое сокращение метацентрической высоты.
Не менее важное значение имело качество работ на верфи «Данубиус» в Фиуме. Эта верфь ранее никогда не строила линкоров, поэтому испытывала серьезные проблемы с качество клепки. Вдобавок, первый командир линкора вспомнил, что трубы вентиляторов, проходящие через водонепроницаемые переборки, не имели клапанов, которые предотвращали распространение воды. Поэтому сюда свободно поступала из одного отсека в другой, даже если корабль был приведен в состояние полной боеготовности, и водонепроницаемые двери были задраены. «Сент Иштван» был просто обречен от рождения. Даже непонятно, как корабль был принят флотом с такими дефектами. Австрийские кораблестроители в данном случае проявили преступную небрежность.
Дураццо, 2 октября 1918 года
После того, как; австрийский флот полностью потерял боеспособность, итальянцы осмелели, правда, не сами, а под давлением французов. В середине сентября капитулировала Болгария, и командующий Салоникским фронтом генерал Франшэ д’Эсперэ потребовал нанести удар по порту Дураццо, чтобы помешать австрийцам использовать эту важную базу для эвакуации. Так как порт находился в зоне ответственности итальянцев, адмирал Гоше охотно переадресовал требование Таон ди Ревелю.
Тот не желал вводить линкоры в Адриатику, но выбора у него не было. 28 сентября адмирал лично отправился в Бриндизи. Сначала предполагалось после обстрела береговых сооружений протралить фарватер, чтобы эсминцы могли войти прямо в порт и уничтожить все причалы и корабли. Но потом было решено ограничиться обстрелом. Итальянские броненосные крейсера должны были вести огонь с дистанции 65 кабельтов, а английские легкие крейсера — с дистанции 55 кабельтов.
Утром 2 октября эскадра вышла из Бриндизи. В нее входили броненосные крейсера «Сан Джорджио» (контр-адмирал Палладинн), «Пиза», «Сан Марко», легкие крейсера «Лоустофт», «Дартмут», «Веймут», 15 английских и итальянских эсминцев, 11 американских охотников за подводными лодками и группа торпедных катеров. «Данте Алигьери» под флагом ди Ревеля в сопровождении еще 5 крейсеров должен был прикрыть группу обстрела от возможной атаки австрийских кораблей из Каттаро.
Операция началась с бомбардировки города, которую предприняли итальянские гидросамолеты. В 12:10 открыли огонь итальянские крейсера. В порту в это время находились эсминцы «Динара» и «Шарфшютце», миноносец 87F и плавучий госпиталь «Барон Калл». Госпиталь сразу снялся с якоря. Его осмотрел британский эсминец и отпустил. Торпедные катера попытались атаковать вышедшие из порта австрийские эсминцы, но были отогнаны артогнем. В свою очередь австрийцы повернули, когда им навстречу бросились английские эсминцы.
Обстрел длился 45 минут. Когда подошли британские крейсера, чтобы сменить итальянцев, замыкающий строй «Веймут» был атакован австрийской подводной лодкой U-31, возвращавшейся из боевого похода. Торпеда попала в корму крейсера и повредила руль. «Лоустофт» и «Дартмут» все-таки обстреляли город. Попытка эсминцев и охотников атаковать U-31 успеха не принесла, хотя американцы потом заявили, что уничтожили 2 лодки противника.
В результате операции были разрушены несколько зданий в городе, поврежден пароход, на эсминце «Шарфшютце» погибли 2 человека. Это никак не компенсировало выход из строя «Веймута».
Гибель линкора «Вирибус Унитис»
В октябре 1918 года военное положение Австро-Венгрии стало безнадежным, империя развалилась. Император Карл передал флот Национальному Совету Южных Славян. 31 октября бело-красный австрийский флаг был спущен в последний раз. Его заменили флаги новорожденного хорватского государства. В ту же ночь немцы, венгры и чехи, входившие в состав команд кораблей, покинули Полу и направились по домам. Хорваты принялись праздновать. В первый раз за всю войну корабли в гавани были освещены, водонепроницаемые двери, разумеется, не были задраены. Порт никто не охранял.
Эго облегчило задачу двух изобретателей, 31 октября 1918 после нескольких месяцев интенсивных тренировок Росетти и Паолуччи погрузили свою торпеду на миноносец 65.PN (капитан 2 ранга Костандо Чиано). Вечером того же дня в 20:00 «Миньятта» была спущена на воду возле Полы. Электрический катер, двигавшийся совершенно бесшумно, доставил торпеду на расстояние 500 ярдов к прикрывающему гавань молу. Итальянцы оседлали свою машину и двинулись в путь. Росетти с заднего сиденья присматривал за мотором. Благополучно преодолев первое боново-сетевое заграждение, они едва не попали под таран подводной лодки. Паолуччи испугался, что их заметили, и приготовился «подорвать мины, чтобы уничтожить аппарат (а с ним себя и Паолуччи) и исполнить свой долг чести». Так он написал позднее. Однако к подобным крайним мерам прибегать не пришлось, и «Миньятта» благополучно проследовала дальше. Часто экипажу приходилось плыть рядом, чтобы перетащить свое неуклюжее судно через боны, преодолевая сильное течение.
В 4:30 они наконец добрались до стоящих на якоре австрийских линкоров. Тут выяснилось, что баллон со сжатым воздухом, установленный на «Миньятте», пуст. Офицеры поняли, что вернуться к ожидавшему рядом с портом катеру они уже не смогут.
Паолуччи выбрал в качестве цели ярко освещенный «Вирибус Унитис» и установил под корпусом линкора 200-фн мину после долгой и шумной возни. В нормальных условиях пловец обязательно был бы обнаружен. Однако любая революция ведет к развалу дисциплины и хаосу. Только после, как на линкоре сыграли побудку, итальянцы были обнаружены и взяты в плен. К этому времени одна мина стояла на месте, часовой механизм взрывателя был установлен на срок 1 час. К тому же Паолуччи успел взвести взрыватели остальных зарядов и отправил «Миньятту» плыть по течению.
Когда диверсанты были замечены, и подняты на борт линкора, они сообщили ошарашенному капитану 1 ранга Янко Вуковичу де Подкапельски, временному главнокомандующему югославским флотом, что его флагман, который уже получил новое название «Югославия», вскоре взорвется. Они посоветовали эвакуировать команду. Началась паника, итальянцев сгоряча едва не линчевали. Но Подкапельски приказал команде покинуть корабль, и предоставил итальянцев самим себе. Однако взрыв не произошел. Росетти и Паолуччи были приведены обратно на «Вирибус Унитис». Командир пригрозил посадить их в карцер в трюм. Но прежде, чем это было исполнено, в 6:30 мина взорвалась. Днище линкора было разорвано, он начал быстро оседать, а потом перевернулся и затонул. Подкапельски отказался покинуть корабль и погиб вместе с ним, погибло еще несколько человек. Дрейфующую «Миньятту» течением отнесло к вооруженному вспомогательному крейсеру «Вин» (7400 тонн) — не следует путать его с одноименным маленьким броненосцем, потопленным в декабре 1917 года. Взрыв тяжело повредил это судно.
А закончилась война небольшим анекдотом. Когда стало ясно, что капитуляция неизбежна, перед австрийцами встал мучительный вопрос сдачи кораблей. Австрийские офицеры на сей счет имели вполне определенное мнение: кому угодно, только не итальянцам. При этом офицеры молодого югославского флота держались той же точки зрения, что и ветераны Императорского и Королевского флота Австро-Венгрии. В это время «Радецкий» и «Зриньи» стояли в Поле. Югославы сумели наскрести какое-то подобие экипажей, и 10 ноября 1918 года вывели броненосцы из порта. Как только корабли прошли мимо брекватера, на горизонте показался итальянский флот. Югославы спешно подняли американские «звезды и полосы» и взяли курс на юг.
Броненосцы бросили якорь в бухте Кастелли возле Спалато (Сплита). После этого югославы отправились на поиски хоть какого-то американского корабля, чтобы оформить сдачу кораблей Соединенным Штатам. На их счастье поблизости оказалась эскадра охотников за подводными лодками капитана 2 ранга Э.Э. Спаффорда. Узнав столь потрясающую новость, Спаффорд спешно прибыл в бухту Кастелли. Наверное, еще никогда огромные броненосцы не сдавались хрупким катерам. Следующие несколько месяцев «Радецкий» и «Зриньи» провели под американскими флагами, как настоящие USS (United States ship — корабль Соединенных Штатов). Впрочем, американцы держали на них лишь минимальные команды для поддержания порядка. Капитан 2 ранга Хезлетт, который осматривал броненосцы, написал:
«Они имели строгий силуэт, гладкую палубу, две дымовые грубы и очень небольшие надстройки. Они выглядели изящными и грозными боевыми кораблями».
Судьба броненосцев была решена на мирной конференции. В 1920 году они окончательно были переданы Соединенным Штатам. Но к тому времени броненосцы окончательно устарели, вводить их в строй не имело смысла, и они пошли на слом. «Эрцгерцогу Францу-Фердинанду» повезло меньше. Он стоял в Поле и попал в руки итальянцев, которые привели корабль в Венецию, чтобы он участвовал в «параде победы» в марте 1919 года. Вместе с линкором «Тегетгофф» броненосец прошел перед строем итальянского флота. После подписания мира итальянцы организовали триумф, которого не могли добиться силой оружия…