Командный состав вооруженных сил Австро-Венгрии

Адаменко Д.В., подполковник Прищепа C.B.

[5] Данная статья, посвященная командному составу австро-венгерской армии, продолжает начатый в №№ 17 и 20 цикл материалов, дает характеристику офицерскому корпусу «двуединой монархии» и подробно описывает обмундирование, снаряжение и вооружение офицеров и генералов.

Характеристика офицерского корпуса

В качестве общей характеристики офицерского состава армии Австро-Венгерской монархии, лучше всего привести цитату из отчета одного офицера русского Генерального штаба о его длительной командировке в эту страну, имевшей место в 1911 г.:

Группа офицеров с военным священником. Окрестности Львова, 1915 г.

Группа офицеров с военным священником. Окрестности Львова, 1915 г. Священник стоит в центре; он одет в пальто с черными петлицами на воротнике, сутану, которая видна из-под пальто, и кепи довоенного образца. Эти предметы обмундирования в период боевых действий были разрешены военным священнослужителям в дополнение к их обычной одежде. Хорошо видно разнообразие употреблявшейся офицерами в военное время верхней одежды и снаряжения: так, крайний справа офицер носит пальто еще мирного времени с бархатным воротником; только крайний слева офицер использует регламентированный поясной ремень. Положенные по регламенту сабли у всех офицеров заменены штыками, причем темляков никто не носит.

Товарищество — только показное (В австро-венгерской армии существовала традиция обращения офицеров друг к другу вне службы на «ты», без различия чина — прим. Автора.). Офицеры различных родов войск живут каждый особняком, что ясно видно в кафе, где артиллеристы сидят за отдельным столом, обозные — также, офицеры одного пехотного полка не сидят с офицерами другого и т.п…

Конечно и среди австрийских рядовых офицеров есть много дельных и добросовестных работников, но они как-то мало заметно выделяются из общей среды, в которой до сих пор играет немаловажное значение протекция, деньги и громкий титул.

В австрийском офицере скорее видно больше внешнего апломба, чем деловитости. Внешний вид — чрезвычайно импозантный, а внутреннее содержание заставляет сомневаться во многом.

Затем относительно работоспособности и методичности австрийских офицеров можно сказать, что приходилось иногда мельком видеть разных. Были такие, которые пунктуально занимались с вверенной им частью, детально корректируя все промахи и ошибки, терпеливо объясняли уставные приемы, показывали и применяли различные тактические сноровки — словом вели дело так, что можно было залюбоваться. Но такие картинки приходилось наблюдать очень редко, да и то в большинстве случаев только тогда, когда над обучающим офицером наблюдало грозное око начальника.

Бывали и такие картинки, когда воинскую часть с рвением и необыкновенным старанием обучал фельдфебель или сверхсрочный унтер-офицер, а господа офицеры, уединившись невдалеке вели милую и непринужденную беседу, нисколько не интересуясь тем, что делает их рьяный фельдфебель.

Словом, нельзя сказать, что корпус офицеров австро-венгерской армии стоит на должной высоте…

Если австрийцы сами и говорят, что их армия — точная копия германской, то по внешней муштре — пожалуй с этим можно согласиться; в остальном же они в сравнении с германцами во всем очень отстают».

Обмундирование офицерского состава

[6] Покрой и расцветка обмундирования пехотных офицеров был сходен с обмундированием нижних чинов, с поправкой на лучшее качество материалов и портновской работы. Офицерский мундир отличался тем, что по борту и низу юбки, а также вокруг задних карманных клапанов проходили цветные выпушки, алые (приборного цвета – здесь и далее примечания Адаменко Д.В.) в линейной пехоте и зеленые в стрелковых (егерских) частях. Кроме того, на всех предметах одежды офицеров австро-венгерской пехоты (за исключением тирольских стрелков) отсутствовали погоны.

Капитан

Капитан «венгерского» полка, 1914 г. Интересно, что он одет в униформу, отмененную в 1908 г., но, вероятно, еще сохранившуюся у офицеров резерва, вновь призванных в армию. Хорошо видно отличительное шитье на обшлагах, полагавшееся «венгерским» частям, так называемая «медвежья лапа»

В строю брюки носились серого или светло-синего цвета, а вне строя – черные, с выпушками в наружных швах. Офицеры «венгерских» полков носили, в отличие от своих подчиненных, такие же панталоны прямого покроя, как их коллеги в «немецких» полках (у офицеров стрелковых батальонов и австрийского ландвера на штанах кроме зеленых кантов в боковых швах были зеленые лампасы генеральского образца).

Повседневной верхней одеждой было темно-синее (вместе с введением в 1908 году защитного обмундирования офицеры получили шинель цвета “щучий серый”, но с бархатным темно-синим (на практике – черным) воротником) двубортное пальто (2×6 пуговиц) с бархатным воротником такого же цвета, хлястиком и цветными выпушками, идущими по борту, вокруг обшлагов (хлястика, клапанов фальшивых задних карманов) и клапанов боковых карманов. На воротник нашивались характерной формы петлицы полкового цвета, украшенные мундирной пуговицей. Вне строя разрешалось носить светло-серое пальто того же покроя, но несколько длиннее и без выпушек. В 1908 г. была введена светло-серая накидка без рукавов, также носимая вне строя. Эфес сабли при ношении пальто выставлялся наружу через прорезь левого кармана.

"Немецкий" вариант генеральского мундира (со знаками   различия фельдмаршала)

Обувь и снаряжение первоначально полагались из черненой кожи, но к началу войны они стали краситься в коричневый цвет, причем, в ходе войны, натуральная кожа постепенно заменялась эрзац-материалами.

При мундире сабля носилась на поясной портупее, обшитой (изготовленной из) красной кожей, которая надевалась под него; пасовые ремни покрывались золотым галуном с черным просветом посередине и для подгонки по длине имели овальной формы золоченые пряжки. Ширина портупеи и пасовых ремней была одинаковой и равнялась 2,5 см.

Офицерский поясной ремень, носимый и при полевой, и при повседневной форме, застегивался узкой прямоугольной пряжкой, состоявшей из двух частей: рамки из черненой латуни с растительным орнаментом, и вкладыша из полированной латуни с изображением вензеля императора в австрийских частях или венгерского королевского герба в гонведе (венгерских резервных частях (австрийский ландвер и венгерский гонвед никогда не были резервными частями).

Специальными офицерскими отличиями служили офицерский шарф, темляк на холодном оружии и головной убор.

Поясной офицерский шарф с кистями, тканый из желтого шелка с прошивками черного шелка, имел ширину 6,5 см и застегивался на левом боку с помощью прямоугольной золоченой пряжки с изображением двуглавого орла. Некоторым категориям офицеров (флигель-адьютантам, офицерам канцелярии военного министерства и другим) полагалось, в качестве особого отличия, носить его не на поясе, а через плечо; в этом случае, для удержания шарфа, на плечо нашивался золотой с черными прошивками шнурок, застегивавшийся на малую пуговицу. Сам шарф при этом отличался от стандартного, приближаясь по конструкции к образцу, употреблявшемуся в период наполеоновских войн.

Офицерам гонведа полагались шарфы по типу гусарских: плетеные из золоченого шнура, с подвесами и кистями.

Несмотря на введение в 1908 г. единой полевой формы защитного светло-серого цвета с голубоватым оттенком, считалось, что офицеры должны носить шарфы в строю во всех случаях, даже в бою, надевая их поверх поясного ремня. Это правило могло бы привести к массовым потерям офицерского состава от неприятельского огня, поэтому реально оно нигде на линии фронта не исполнялось. Официальное же разрешение шарфов на поле боя не носить было дано лишь в 1916 г.!

Еще одним символом офицерского достоинства служил темляк, носимый на эфесе сабли. Темляк имел длину 82 см и ширину 2 см и изготавливался из кожаной основы, обтянутой желтым шелковым галуном с черной прошивкой в три ряда. В военное время, когда офицеры перешли на ношение штыков, темляк стали носить на штыке, или на кожаной лопасти, куда вставлялись штыковые ножны. Впрочем, зачастую его ношением вообще пренебрегали.

Введенная для полевой формы блуза перед войной разрешена была к носке при повседневной форме, и в этом качестве [7] почти вытеснила мундир, который теперь употреблялся главным образом при парадной форме и вне строя.

Парадным головным убором был кивер, аналогичный солдатскому, при повседневной форме полагалось кепи.

Петлицы обер- и штаб-офицеров

Офицерское кепи изготавливалось из черного габардина на твердой основе с кожаным верхом и имело цилиндрическую, чуть расширяющуюся кверху форму. Кепи было отделано по нижнему краю золотистым, с черными прошивками, шнуром диаметром 8 мм; из этого же шнура делалась вертикальная петля, прикреплявшаяся спереди и украшенная внизу малой форменной пуговицей. В верхней части петли находилась «розочка» — вышитая золотой канителью круглая офицерская кокарда диаметром 3 см, в центре которой помещался вензель императора. У офицеров стрелковых частей поверх петли крепилась еще эмблема в виде охотничьего рожка (Охотничий рожок являлся традиционным символом легкой пехоты как для австро-венгерской, так и для вооруженных сил иных европейских государств). Над козырьком находился подбородный ремешок из черной лаковой кожи, шириной 2,2 см, пристегивавшийся двумя малыми пуговицами. Небольшая прямоугольная позолоченная пряжка, служившая для регулирования длины ремешка, пригонялась точно по его середине.

В частях боснийской пехоты кепи носили только офицеры немусульманского вероисповедания, мусульманам полагалась феска.

Для полевой формы кепи изготавливалось из фетра или сукна того же защитного цвета, как и все обмундирование, однако украшения оставались прежними (такие кепи предназначались только для офицеров 5-го ранга и выше, бригадир-полковников, флигель-адъютантов, чиновников военного министерства, офицеров Генерального Штаба и лиц, приравненных к этим категориям). В военное время младшие офицеры, особенно призванные из запаса, часто носили мягкие суконные солдатские кепи, украшенные стандартными офицерскими кокардами.

Остальное полевое обмундирование также подверглось в военное время упрощению и унификации. Разрешено было его изготовление из серых тканей любого оттенка, ввиду нехватки сукна установленного образца. Блузы шились самых разных образцов, со стоячими и отложными воротниками, с прорезными и накладными карманами и т.п. Полковыми отличиями оставались только узкие полоски приборного сукна на воротнике, там где раньше были клапаны, а также пуговицы с номером полка (нумерованные пуговицы были далеко не у всех) или эмблемой (при полевой форме они, как правило, были только на головном уборе).

Обувью при полевой форме должны были служить ботинки с крагами, самого разного фасона и цвета, но во время войны широкое распространение получили и обмотки, изготовлявшиеся из любого подходящего материала.

Обмундирование генералитета

В соответствии с разделением регулярной армии по национальному признаку, генеральские мундиры существовал также двух видов: так называемые «немецкие» и «венгерские».

«Немецкий» мундир был двубортным. На него нашивались два ряда по восемь золоченых пуговиц с особым рисунком, причем расстояние между двумя верхними пуговицами составляло 10,5 см, а между прочими — 9 см. Еще по три пуговицы нашивались на задних карманных клапанах; на рукавах выше обшлагов у задних швов помещались по одной малой пуговице. В варианте особой парадной формы этот мундир сохранял характерный для австрийской армии XIX в. белый цвет, на котором ярко выделялись алые обшлага и воротник. Алые выпушки шли по борту и заднему разрезу, вокруг юбки и задних карманных клапанов. На каждом плече пришивалась петля из тонкого белого шнурка, застегнутая у воротника на белую обтяжную пуговку, предназначенную для удержания орденских лент. Алого цвета панталоны прямого покроя были украшены двойными лампасами из золотого галуна шириной 2,6 см. (его рисунок был идентичен российскому гусарскому галуну). На ботинках, выделанных из кожи высокого качества, полагалось носить стальные изогнутые шпоры, хотя на ряде фотодокументов видны прямые шпоры. В качестве парадного головного убора использовалась двууголка из черного фетра, расшитая галуном, украшенная петлицей и шитыми кокардами с вензелем императора (по одной спереди и сзади), а также пышным султаном из зеленых перьев грифа (Официально полагавшиеся перья грифа, в силу экономических причин, очень часто заменялись петушиными перьями).

Этот образец униформы просуществовал почти без изменений с 1849 г. до конца империи.

«Венгерский» мундир для особой парадной формы состоял из богато расшитых золотыми галунами и шнурами доломана и чакчир красного сукна, а также белого ментика, отороченного мехом. Дополняли его цилиндрической формы меховая шапка с султаном, шлыком и этишкетом, сапоги гусарского образца и гусарский кушак. Такая «гусарская» форма в данном случае обозначала не принадлежность к соответствующему роду войск или полку, а только являлась данью национальным традициям. Право ношения этой формы имело небольшое число генералов, ранее бывших полковниками гусарских полков, а также генералы, занимавшие должности в гонведе.

Уместно напомнить в связи с этим, что все элементы униформы характерные для европейских гусарских частей, были выработаны в венгерской армии XVII–XVIII вв., и восходят к мадьярскому национальному [8] костюму, иные армии лишь более или менее точно копировали их; да и само слово «гусар» — венгерское.

Свадебная фотография офицера запаса

Свадебная фотография офицера запаса. Судя по двубортному мундиру с погонами и вышитому на воротнике изображению эдельвейса, лейтенант принадлежит к одному из полков "народных стрелков" (Landesschuetzen), которые представляли собой резервные формирования тирольских егерей. Справа на столике лежит парадная шляпа, на месте крепления султана видна эмблема в виде охотничьего рожка с римской цифрой "I", что указывает, вероятно, на 1-й полк "народных стрелков". Хорошо виден офицерский темляк, повязанный вокруг эфеса сабли.

До начала XX в. гонведные части носили украшенные шнурами доломаны независимо от рода войск, и лишь в 1905–1908 гг. венгерская пехота и другие пешие войска получили взамен двубортный мундир общеармейского образца, а для полевой формы — блузу, сохранив, тем не менее, брюки особого фасона (см. «Сержант» №№ 17, 20).

Для обычной парадной формы, а также и для повседневной носки, при обоих вариантах генеральской формы существовали так называемые «служебные» мундиры, [9] [10]

[11] почти не отличавшиеся по покрою от вышеописанных парадных, но из сукна серо-голубого цвета. Брюки с двойными алыми (и алым кантом между ними) лампасами официально именовались сине-серыми, однако на практике они носились темно-синего, почти черного цвета (в действительности – именно черного). При парадной форме со «служебным» мундиром могла носиться двууголка, либо кивер с украшениями, различными для «немецкой» и «венгерской» форм, а при повседневной форме – кепи штаб-офицерского образца (при парадной форме «немецкие» генералы носили только двууголку, при повседневной — «венгерские» гусарский кивер, но с широкой золотой вышивкой по краю козырька).

Группа австрийских и германских штабных офицеров. Зима 1915 г.

Группа австрийских и германских штабных офицеров. Зима 1915 г. Различить офицеров по государственной принадлежности легко, несмотря на сходство зимней верхней одежды. Австрийские офицеры отличаются характерными головными уборами, а также отсутствием погон

До введения единой полевой формы считалось, что генералы в военное время также будут носить эти мундиры, но в 1911 г. они получили для полевой формы серо-голубую блузу с четырьмя карманами и такого же цвета кепи, а также темно-синие брюки для верховой езды с лампасами, ботинки с кожаными крагами, или сапоги драгунского образца. В ходе войны, для упрощения и ускорения производства, эта форма была еще более упрощена, все ее элементы стали изготавливаться из серой ткани различных оттенков, в зависимости от того, что имелось в наличии.

Верхней одеждой служило двубортное пальто из серо-голубого сукна, такое же, как у офицеров, но с генеральскими пуговицами и, кроме алых выпушек, имевшее алую подкладку. Обычно верхние пуговицы не застегивались и борта пальто в верхней части отворачивались, образуя алые лацканы. Разумеется, в военное время на фронте от этой яркой детали стали повсеместно отказываться. Кроме того, генералы, числившиеся в кавалерийских частях, часто предпочитали носить в качестве верхней одежды установленного для этих частей фасона куртки на меху, более практичные в полевых условиях.

Вооружение

Традиционным холодным оружием армейских офицеров и генералов была пехотная сабля образца 1861 г. (М.61), выпускавшаяся в стандартном варианте и в укороченном для горно-стрелковых частей. Все детали офицерских сабель выполнялись из полированной оружейной стали, в том числе и ножны; 80-см обоюдоострый клинок с незначительной кривизной имел один дол, проходящий по всей длине. Такие же сабли носили кандидаты в офицеры, фенрихи, фельдфебели и некоторые другие категории старших унтер-офицерских чинов. Для остальных унтер-офицеров, имевших право на ношение сабли, музыкантов, военных чиновников и медицинского персонала, сабли изготавливались из неполированной стали; клинок имел более значительный изгиб и был короче (66 см), ножны обтягивались черной кожей.

Горно-стрелковый вариант был короче стандартного (длина клинка 61 см); им вооружались все категории чинов соответствующих частей.

Кроме всего вышеизложенного, офицерские сабли отличались отделкой гарды, на которой присутствовало изображение государственного герба и императорского вензеля.

В ходе боевых действий выяснилось, что ношение сабли было не только непрактичным, но прямо опасным. Она мешала свободному передвижению в траншеях, а во время атаки человек, вооруженный саблей, привлекал внимание вражеских стрелков. Поэтому, в австро-венгерской армии, как и во многих других, офицеры постепенно отказывались от этого вида оружия. Как уже упоминалось выше, с 1915 г. сабли стали заменяться штык-ножами, а с января 1917 г. ношение сабель в пехоте во фронтовой зоне было официально запрещено.

Группа  австрийских офицеров в выходной форме. Зима 1917 г.

Группа австрийских офицеров в выходной форме. Зима 1917 г. Капитан (в центре) и старший лейтенант (слева) носят форму образца 1908 г., капитан (справа) одет в блузу образца 1909 г., воротник которой стал отложным. Кроме того, старший лейтенант носит кепи мирного времени.

Что же касается огнестрельного оружия, оно, наоборот, получило значительное развитие. Сначала, кроме офицеров и унтер-офицеров вооруженных саблями, револьверы или пистолеты в пехоте полагалось иметь только первым номерам пулеметных расчетов. Во время войны, в [12] связи с непрерывным ростом удельного веса разного рода технических подразделений, в том числе и в составе самих пехотных частей (команды траншейной артиллерии,   огнеметчики,   прожектористы, телефонисты и т.д.), количество солдат, вооруженных короткоствольным оружием взамен винтовки или штуцера, также росло. Перед войной официально на вооружении состояло три основных образца:

Однако, поскольку офицеры в австро-венгерской армии вооружались за свой счет, реально встречались и другие образцы, так как развитая оружейная промышленность страны предоставляла возможность выбора.

Основными из них были:

Кроме вышеперечисленных, по личной инициативе, многими офицерами покупались и применялись пистолеты и револьверы иностранных систем, в первую очередь, конечно, германские.


Литература:


Данная статья была опубликована в журнале “Сержант” No. 1 (22), М., 2002

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 25 Червня 2010
Рубрика: Загальні відомості, Збройні сили, Однострій, Озброєння, Перша світова війна, Пістолети та револьвери, Шаблі та палаші
Позначки:, ,

Последние опубликование статьи