Orden der Sklavinnen der Tugend
В 1658 г. вдова императора Священной римской империи германской нации Фердинанда III Габсбурга (1608–1657) Элеонора Магдалена Гонзага Мантуя-Неверс (Eleonora Magdalena Gonzaga von Mantua-Nevers), дочь герцога Мантуи, основала дамский династический «Орден Рабынь Добродетели». Это был первый исключительно женский «рыцарский» орден в мире. В некотором смысле пальму первенства он уступил только «Рыцарскому ордену Мертвой головы» герцогского дома Вюртемберг-Оелс (Herzoglich Württemberg-Oelssische Ritterorden vom Todtenkopf), основанному в 1652 г. — в него принимали как мужчин, так и женщин (пусть и в исключительных случаях).
Устав «Ордена Рабынь Добродетели» был утвержден папой римским Климентом IX (1600–1669). А четыре года спустя, в 1662 г., орден начал свою деятельность. Кавалерственные дамы после награждения брали на себя обязанность быть добродетельными и благочестивыми, вести благотворительную деятельность (Werke der Frömmigkeit ausüben). Если какую-то из дам уличали в несоблюдении «правил благочестия», она должна была заплатить штраф в 100 талеров, который шел на помощь неимущим. Однако следует признать, что все таки первой задачей корпорации дам высшего света была борьба со скукой. Интересно, что сначала орден не имел религиозной направленности, а ведь это был период борьбы католиков с протестантами, получивший позже у историков название «рекатолизация»! Так, в 1675 г. в орден была принята 26-летняя протестантка герцогиня Кристина, жена герцога Брауншвейгского-Бевернского Фердинанда-Альбрехта I (1636–1687). Однако уже через несколько лет после смерти основательницы в него стали принимать исключительно католичек. Светской корпорацией для дам всех вероисповиданий стал другой орден, учрежденный Элеонорой Гонзаго в 1668 г., — «Орден Звездного Креста».
Число кавалерственных дам «Ордена Рабынь Добродетели», в круг которых входили исключительно члены семей монархов, было ограничено тридцатью. Правда, числа принцесс это не касалось. Однако и это ограничение оказалось не незыблемым — когда в орден вступала уже упомянутая герцогиня Кристина, он насчитывал 71 кавлерственную даму. А при последнем главе ордена императорице Элеоноре Пфальц-Нойберг — 1050, из которых только 53 были представительницами баварской знати. Главой ордена — «Великой дамой» (Groß-Dame) — могла быть только супруга императора.
Было предусмотрено два вида знаков ордена: «Большой» для ношения во время праздничных церемоний при императорском дворе и «Малый» для повседневного использования. Знак ордена представлял собой золотой медальон, на котором размещалось геральдическое изображение солнца с человеческим лицом (лучи у солнца были двух типов — прямые и изгибающиеся, каждого типа по 16 и чередовались через один. Пространство между лучами было заполнено тонкими искусными арабесками) в окружении эмалевого зеленого лаврового венка и аббревиатуры «SOL. UBIQ. TRIUM.» («Sola Ubique Triumphat» — «Везде только триумф» на латыни) на белой ленте. Этот медальон кавлерственные дамы носили на левом плече так, чтобы он смотрел вперед — на золотой цепочке «Большой» и на черном шелковом шнуре «Малый». Цепочка «Большого знака» была составлена из чередующихся символических изображений кандалов, венков и веревок, что символизировало рабскую покорность добродетели. «Малый знак» проще — солнечные лучи и лицо уже представляют собой единую деталь, лента с девизом не вплетена в венок и т.д.
Некоторые исследователи предполагают, что знаки могли носить и на шее, так как использование медальона на подвеске логично для такого использования. Но их предположение пока ничем не подтверждается. Во время орденских собраний предусматривалось ношение специального орденского одеяния, внешний вид которого до сих пор остался неизвестным. Оба знака ордена капитул выдавал избранной кавалерственной даме в футляре, подбитом изнутри черным барзатом. После смерти кавалерственной дамы знаки ордена возвращали в орденский капитул.
Судя по портрету одной из кавалерственных дам — принцессы саксонской Магдалены Сибиллы (1617–1668), в первом браке жены датского короля Кристиана, во втором — жены генрцога Саксен-Альтенбургского Фридриха Вильгельма II — орден могли не только носить иначе (на портрете на широкой красной ленте), но и заказывать его на стороне и с дизайном, согласно своему вкусу и вкусу ювелира. Естественно, такие знаки в орденский капитул не возвращали.
Всего в истории ордена у него было только четыре великие дамы:
- 1662–1666 гг. вдовствующая императрица Элеонора Гонзага-Неверс (1630–1686), супруга императора Фердинанда III и мачеха императора Леопольда I;
- 1666–1673 гг. императрица Маргарита Терезия Габсбург (испанская инфанта) (1651–1673), первая жена императора Леопольда I;
- 1673–1676 гг. императрица Клаудиа Габсбург (австрийская ветвь) (1653–1676), вторая жена императора Леопольда I;
- 1676–1720 гг. императрица Элеонора Пфальц-Нойберг (1655-1720), третья жена императора Леопольда I.
После смерти вдовствующей императрицы Элеоноры орден канул в Лету. Единственные сохранившиеся знаки ордена принадлежали последней великой даме — она была с ними похоронена. Когда в 1980 г. гроб вскрыли, то и обнаружили его. Фотографии знаков ордена, а также рисунки, посвященные ордену приводит в своей работе «Ордена и отличия Габсбургской монархии» Иван Колячный (Прага, 2006). Советский исследователь фалеристики И. Г. Спасский в своей работе «Иностранные и русские ордена до 1917 года» (Л., 1963) приводит рисунок знака ордена, но непонятно, хранится ли оригинал в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, где когда-то работал этот историк, или он перерисовал его из другого издания.