Ширина полотна большинства железных дорог в Австро-Венгрии была такой же, как и в западной и центральной частях Европы — 1435 мм. Однако достаточно часто использовался другой, узкоколейный размер — 760 мм. Его впервые применили для железной дороги в Боснии и Герцеговине (Bosnabahn). Оттуда он и распространился по империи. Те железные дороги, которые строились в непосредственной близости к линии фронта для снабжения боевых частей необходимым (Feldbahnen), имели ширину колеи 600 мм. Интересно то, что некоторые из этих «полевых железных дорог», проложенные в Сербии и Косово, использовались еще долго после окончания второй мировой войны!
Для организации железнодорожных перевозок на оккупированных во время войны территориях существовала специальная организация, называвшаяся «императорские и королевские Военные железные дороги» (k.u.k. Heeresbahnen — H.B.). Она была организована по образцу обыкновенных гражданских кампаний и находилась в составе императорского и королевского Военного министерства (k.u.k. Reichskriegsministerium). После начала войны она, соответственно, перешла в ведение Верховного командования армией (Armeeoberkommando — А.О.К.).
После оккупации в 1878 году Боснии и Герцеговины, Н.В. обеспечивала работу императорской и королевской Военной железной дороги Баня-Лука–Доберлин (k.u.k. Militärbahn Banja Luka–Doberlin). Ее штаб располагался в Бане-Луке. Даже после аннексии этих территорий (то есть их присоединения к Австро-Венгрии) и несмотря на строительство новых железных дорог, эта дорога осталась подконтрольной Н.В. Остальные находились в ведении «боснийско-герцеговинской Государственной железной дороги» (bosnisch-herzegowinische Staatsbahn — B.H. StB).
После начала войны Н.В. была полностью ответственна за перевозки на оккупированных территориях. Для этого она была разделена на три секции: HB-Ost отвечала за перевозки в России, HB-Süd — на Балканах для транспортирования грузов из Сербии и Румынии в Косово и Македонию. Третья секция, HB-Südwest, была создана на итальянском фронте после того, как в октябре 1917 австро-венгерская армия форсировала реки Изонцо и Пияве и, таким образом, заняла значительную территорию Итальянского королевства.
Вследствие повышения роли железных дорог в переброске войск в случае мобилизации, в 1875 году в составе Генерального Штаба был создан отдел железнодорожного транспорта (Eisenbahnbuero des Generalstabes). В задачи отдела, кроме коррекции мобилизационных планов, также входили вопросы содействия (и даже принуждения) в приобретении новых и сохранении старых локомотивов и вагонов негосударственными железнодорожными компаниями. Но самое главное, что от него требовалось, это точное планирование новых маршрутов государственных железных дорог в интересах армии. Согласно инструкциям департамента государственные и частные железные дороги были обязаны хранить в качестве «военного резерва» 3 миллиона тонн паровозного угля. Заботами личного персонала департамента планы перевозки войск железными дорогами менялись ежегодно. В соответствии с предполагаемым театром военных действий они получали буквенный шифр и печатались на цветной бумаге: «В» (Балканы, бумага желтая), «R» (Россия, белая) и «J» (Италия, голубая). По поводу литерного обозначения для последней следует отметить, что в то время существовала практика менять заглавную букву «I» на «J».
Недостатки в планах, обнаружившиеся в первые месяцы войны, привели к переустройству системы. В составе императорского и королевского Военного министерства (позже Верховного командования армией) была учреждена должность председателя полевых железных дорог (Chef des Feldeisenbahnwesens). Сам же департамент 27 сентября 1915 года был трансформирован в Центральное управление железнодорожных и пароходных перевозок (Zentrale Eisenbahn- und Dampfschifftransportleitung — ZTL) в составе АОК. Как видно из названия, к прежним задачам присовокупили перевозки речным и морским транспортом, а перевозки гужевым транспортом осталось вне их прерогативы. Так как в войну оказалась втянутой вся экономика страны, то ZTL обеспечивало не только военные потребности, но гражданские. Да и персонал теперь комплектовался как военнослужащими, так и гражданскими чиновниками (причем и от государственных, и от частных компаний). На уровне больших областей и во фронтовых зонах, которых достигали k.u.k. Heeresbahnen, центральное управление было представлено Полевыми управлениями перевозок (Feldtransportleitungen — FTL). В 1917 году таких управлений насчитывалось 8 (№№ 1, 5–9, 11, 21). Для организации и контроля региональных перевозок на больших железнодорожных узлах FTL имели собственные представительства (Exposituren). Наименьшим звеном были Вокзальные управления (Bahnhofskommando) на больших железнодорожных вокзалах.
На Дунае и Адриатике существовал водный эквивалент FTL — Управление морского транспорта (Seetransportleitung). В 1917 году оно было расквартировано в Риске (Fiume), а его экспозитуры — в Спалато (Spalato) и Херцегнови (Castelnuovo). На более низком уровне находились:
- Управления корабельными стоянками (Schiffstationskommandos) в Вене, Будапеште, и еще 18 других городах на Дунае;
- Управления группами кораблей (Schiffsgruppenkommandos) на Саве и Дунае;
- Руководство судоходством Шкутаризее (Schiffahrtsleitung Skutarisee) ;
- Эксплуатационное депо (Betriebs Det. Virpazar-Bar);
- Имелись экспозитуры судоходной группы Центрального управления (Expositur d. ZTL Schiffartsgruppe) в Суботице (Szabadka) и в Осаре (Osara) и Руссе (Russe) на Дунае.
Для решения новых специфических задач коммуникации и связи в 1883 году был создан императорский и королевский Железнодорожный и Телеграфный полк (k.u.k. Eisenbahn- und Telegraphenregiment). Полковой штаб и 1-й батальон были расквартированы в Корнеубурге (Korneuburg), а 2-й батальон — в Баня-Луке. Каждый батальон состоял из 4 рот.
Причиной того, что 2-й батальон дислоцировался так далеко, возможно являются уже упоминавшиеся узкоколейные железные дороги в Боснии и Герцеговине. Они с самого начала строились такими австро-венгерской армией и затем эксплуатировались H.В. Только намного позже гражданские власти расширили сеть железных дорог в этой горной местности, что позволило сделать их более оперативными.
В 1911 году полк был разделен по специализации на два. Телеграфный полк после этого расквартировывался в Санкт-Пёлтен (St. Pölten).