Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Первой задачей французского флота было обеспечение перевозки XIX корпуса из Алжира в Марсель. Французское правительство приказало адмиралу Лапейреру начать перевозку войск на отдельных неохраняемых транспортах. Однако 7 августа Лапейрер получил телеграмму, в которой допускалась возможность выхода в море австрийского флота. Адмиралу приказывают находиться в Тулоне. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
23 мая (1915 г.) Италия объявила войну Австро-Венгрии, при этом итальянцы ухитрились до августа сохранять дипломатические отношения с Германией. 26 апреля в Лондоне представители Англии, Франции и Италии подписали договор, одна из статей которого предусматривала заключение специального соглашения о совместных действиях флотов 3 стран. О значении этого события лучше всего говорит то, что ведущие историки британского флота его просто не заметили. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Хотя мы и говорили, что собираемся рассказать о действиях подводных лодок и сил ПЛО в третьем томе нашей работы, все-таки придется немного рассказать об Отрантском барраже. Ведь иначе описание действий флотов в Адриатике просто закончится 1915 годом. Если набеги германских эсминцев в район Дуврского пролива были не более чем мелким эпизодом действий Флота Открытого Моря, то рейды австрийских легких сил против дрифтеров Отрантского барража стали основным занятием Императорского и Королевского флота. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Если итальянский флот в целом не преуспел в этой войне (впрочем, в остальных войнах он тоже, мягко говоря, не блистал), то отдельные итальянские офицеры продемонстрировали примеры выдающейся отваги, предприимчивости и энергии. Даже странно, что их достижения никак не были использованы командованием. Полная запись…
Капитан 1 ранга Д. Козлов, кандидат исторических наук
[65] Военно–политические и дипломатические перипетии, связанные с планами развертывания сил австро–венгерского флота в Черное море, остаются одним из наименее известных (во всяком случае, отечественному читателю) сюжетов истории начального периода Первой мировой войны. В настоящей статье предпринята попытка пролить свет на эту интересную тему с использованием материалов и документов, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот. Полная запись…
Книга воспоминаний австро-венгерского морского офицера Олафа Рихарда Вульфа о действиях речной флотилии на Дунае в годы Первой мировой войны. Автор участвовал в боевых действиях с момента объявления войны до падения Австро-Венгерской империи, находясь на различных командных должностях вплоть до командующего Дунайской флотилией.
Капитан 2 ранга С. Гаврилов
капитан 2 ранга П. Трайнин
Действия австро-венгерской Дунайской флотилии в войну 1914–1918 годов привлекли к себе внимание многочисленных авторов. Помимо отдельных журнальных статей и упоминаний об этих действиях в различных трудах, посвященных деятельности сухопутных войск (Из таких статей и трудов можно отметить: Мацетти «Австро-Венгерская Дунайская флотилия» (Морской сборник. 1928, №5); «Invalid Navy of Austria» (U.S.N.I.P.1934, №9); O. Regele «Kampf um Flüsse»; I. Suhay «Die Rolle der Donau im Weltkriege» (Schweizerische Monatschrift fur Offiziere aller Waffen), 1930.), Дунайской флотилии посвящены два капитальных труда: «Völkerringer um Donau» (Веrlin, 1919) и вышедший в 1934 году труд вице-адмирала Олафа Рихарда Вульфа: «Die Österreichisch-Ungarische Donauflottille im Weltkriege 1914–1918», обработанный применительно к труду «Война Австро-Венгрии на море в 1914—18 г.» капитан-лейтенантом Соколом, с приложением очерка работы Дунайского торгового флота во время войны капитана 2 ранга в отставке Габор фон Дебрентей (Вена—Лейпциг, 1934). Полная запись…
Соответственно расположению границ три австро-венгерские армии, предназначенные для действий против Сербии, были развернуты:
Авcтро-венгерское вторжение в Сербию, хотя и неудачное, так как было предпринято с недостаточными силами, все же сломило наступательные стремления сербов. Сербская армия не посмела возобновить наступление и перейти линию Дунай–Сава. Зато австро-венгерское командование получило возможность зимой 1914/15 годов использовать против русских на Карпатах 8-й и 13-й корпуса, а также сводный корпус Краусса и весной 1915 года — 15-й и 16-й корпуса против Италии. Против Сербии остались только части ландштурма и Дунайская флотилия. Полная запись…
Так как в первой половине 1916 года на пограничных реках прекратились всякие боевые действия, деятельность Дунайской флотилии в этот период должна была ограничиться прикрытием тылов союзной Болгарии и воздействием на колеблющуюся Румынию в пользу центральных держав. Береговые укрепления на Добружскои болгарско-румынской границе продолжали создаваться при помощи флотилии, причем австро-венгерские сухопутные части, участвующие в этих работах, были подчинены командованию Дунайской флотилии. Полная запись…