К истории награждения высшей степенью ордена Св. Георгия

Владимир Шиканов

[46] Самым загадочным в традиционном списке кавалеров ордена Св. Георгия I-й степени представляется двадцать третье награждение: «Альберт, эрцгерцог Австрийский — 20-го июня 1870 года за войну против французов 1870 года».(Судравский В. К. Кавалеры ордена Снятого Великомученика в Победоносна Георгии за 14О лет (1769–1909 гг.). Военный сборник. 1909. №3. С. 257) Однако достаточно заглянуть в школьный учебник истории и убедиться, что эрцгерцог не мог быть награжден орденом 20.VI.(2.VII).1870 за войну, которая началась лишь 7.(19).VII того же года. Тем не менее этот парадокс содержится во многих справочниках по фалеристике, а историк А.А.Кузнецов вообще утверждает, что кавалером Св. Георгия I-й степени «…стал прусский фельдмаршал Альбрехт Австрийский за победы, одержанные им во франко-прусской воине» (Кузнецов А.А. Ордена и медали России. М., 1985. С. 51).

Фельдмаршал эрцгерцог Альбрехт фон Остеррайх-Тешен (литография около 1880 г.)

Фельдмаршал эрцгерцог Альбрехт фон Остеррайх-Тешен (литография около 1880 г.)

Каковы же истинные обстоятельства награждения эрцгерцога высшим российским военным орденом?

В 1870 г. австрийский фельдмаршал Альбрехт (Альбeрт) Фридрих Рудольф фон Габсбург (1817–1895) занимал пост главного инспектора австро-венгерской армии. Разумеется он не участвовал во франко-прусской войне и побед не одерживал. Причины его награждения следует, видимо, искать на нолях не ратных, а дипломатических баталий.

Лето 1870 г. было в Европе тревожным. Война между Францией и Северогерманским союзом с Пруссией во главе была делом решенным. В эти дни в европейских столицах велась сложная военно-дипломатическая игра. Государи и их министры стремились обзавестись новыми союзникам и нейтрализовать возможных противников. Основными действующими лицами в приближающейся трагедии, помимо участников войны, должны были стать Россия и Австро-Венгрия. Заручиться поддержкой России не составило для Пруссии большого труда. Александр II — сторонник «Dreikaiserbund» («Союза трех императоров» — России, объединенной Германии и Австро-Венгрии), считал будущее поражение Франции достойной расплатой за тяжелый исход Крымской войны и Парижский мир. Но какова будет роль Австро-Венгрии? Ведь в 1866 г. прусские армии разгромили австрийцев, и последние могли мечтать о реванше. Одним из опасных сторонников австро-французского военного союза являлся эрцгерцог Альбрехт. В 1866 г. он командовал Южной армией, действовавшей в Италии, и не был причастен к многочисленным ошибкам на прусском театре военных действий В свою очередь. 12(24).VI.1866 у Кустоцы Альбрехт нанес поражение итальянской армии. Эта красивая победа, на фоне бесконечных разгромов, создала эрцгерцогу популярность и неоспоримый авторитет в австрийских военных кругах. К его мнению прислушивались дипломаты и правительство, что грозило Пруссии войной на два фронта.

Следует сказать, что эрцгерцог имел давние дружеские связи с Россией. Еще в 1839 г., впервые посетив Петербург, он покорил высшее общество «…своим умом, своим воспитанием и своей величавой ласковостью в обхождении» (Долгоруков И.В. Петербургские очерки. М . 1992. С 224). Канцлер К.В.Несссльроде чуть-чуть не устроил брак Альбрехта с великой княжной Ольгой Николаевной. И хотя австрийский двор воспрепятствовал женитьбе на некатоличке, русские цари эрцгерцога не забывали. Николай I пожаловал его орденами Св. Георгия IV-й и III-й степеней за военные действия в Италии. Александр II также поддерживал с Альбрехтом дружественные отношения. Но теперь, когда победа Пруссии сулила выгоды для России, встреча Александра II и воинственного эрцгерцога могла повлиять на позиции венского кабинета.

В июне 1870 г. Александр II возвращался из Пруссии. По пути он сделал остановку в Варшаве, где состоялось открытие памятника И.Ф.Паскевичу. Эрцгерцог Альбрехт прибыл на торжества в качестве представителя австро-венгерского монарха. Его появление было вполне уместным — ведь именно Паскевич в 1849 г. подавил венгерскую революцию, угрожавшую существованию всей Австрийской империи. Встретившись в Варшаве, высокие особы были почти неразлучны. Фельдмаршал Альбрехт участвовал в параде русских войск во главе 5-го уланского Литовского полка, шефом которого он являлся еще с 1839 г. Описывая торжества 20.VI.1870 газета «Русский инвалид» сообщала: «Эрцгерцог был украшен знаками ордена Святого Великомученика Георгия I класса. Всемилостивейше пожалованного ему Государем Императором того [47] же дня» («Русский инвалид». 1870. №142 (28.VI)). Эго новое награждение эрцгерцога было воспринято правящими австрийскими кругами как событие большой важности. Уже 21.VI(3.VII) телеграмму о пожаловании фельдмаршала орденом Св. Георгия напечатала официальная «Венская газета».

О чем говорили в те дни император и эрцгерцог — осталось в точности неизвестным. Русское правительство, декларируя нейтралитет,  не скрывало, что в случае выступления Австро-Венгрии на стороне Франции, оно поддержит Пруссию. Как бы там ни было, ясно одно: Александр II, вручая награду, недвусмысленно напоминал австрийскому фельдмаршалу о былом боевом союзе России, Пруссии и Австрии в борьбе против Франции. В любом случае эрцгерцог понял расстановку политических сил предстоящего конфликта. В начавшейся войне Австро-Венгрия не участвовала. Прямым итогом этого стало поражение Франции н пересмотр статей Парижского мирного договора на Лондонской конференции в январе–марте 1871 г. Таким образом, эрцгерцог Альбрехт получил орден Св. Георгия I-й степени за потенциальное невмешательство в «…войну против французов 1870 года», а высший российский военный орден был использован не как боевая награда. а скорее как политический дар.


Опубликовано в журнале «Цейхгауз» № 5 (1/1996)

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 19 Квітня 2016
Рубрика: XIX сторіччя, Біографії
Позначки:, , ,

Последние опубликование статьи