Дворец эрцгерцога Вильгельма — резиденция Великого магистра и храм для лошадей

Наталья Василенко

Первого мая 1865 года тысячи венцев устремились в сторону Рингштрассе, чтобы полюбоваться на торжества в честь открытия нового парадного бульвара. Сам император Франц Иосиф, преисполненный законной гордостью (ведь именно ему принадлежала идея устроить на месте старых крепостных стен современную широкую улицу), возглавил парадный выезд из целой вереницы нарядно украшенных карет, растянувшихся чуть ли не на весь Ринг. На своем пути кареты проезжали новый городской парк (Штадтпарк) и расположенные напротив него первые роскошные дворцы, принадлежавшие верхушке аристократии. Среди них особым размахом выделялось одно, пока еще недостроенное здание, убранное по случаю торжеств яркими флагами – будущий дворец эрцгерцога Вильгельма, двоюродного дяди императора Франца Иосифа.

Dvorec-1Эта постройка даже в незавершенном виде уже привлекла внимание общественности. В газетах ее превозносили как «самый прекрасный дворец Рингшрассе», где гармонично сочетаются архитектурные традиции греческой античности и итальянского Ренессанса. На тот момент еще мало известный датский архитектор Теофил Хансен, спроектировавший дворец эрцгерцога Вильгельма, сразу превратился в настоящую звезду.  На него буквально посыпались крупные заказы, а сам император Франц Иосиф пожелал передать в его руки работу над одной из самых представительных общественных построек на Рингштрассе — зданием парламента.

Dvorec-4Тот факт, что эрцгерцог Вильгельм решил поселиться на Ринге, был, как ни странно, событием из ряда вон выходящим. Представители семейства Габсбургов, равно как и верхушка аристократии, отнюдь не спешили обзаводиться новыми резиденциями на только что разбитом, пусть даже и роскошном бульваре. Участки земли здесь стоили непомерно дорого и были скорее по карману так называемой «новой аристократии» — зажиточным буржуа (успешным банкирам и предпринимателям). Из всех Габсбургов, кроме эрцгерцога Вильгельма, на Ринге обосновался только младший брат императора — Людвиг Виктор, прозванный за свой эксцентричный образ жизни Люци-Вуци. Устав от его выходок, Франц Иосиф пожелал отселить его «подальше» от Хофбурга, на угол Шубертринга и Шварценбергерплац.

С эрцгерцогом Вильгельмом все обстояло совершенно иначе. Будучи младшим сыном прославленного полководца эрцгерцога Карла, того самого, что разбил Наполеона в битве при Асперне и чей памятник сейчас красуется на площади Героев (самое почетное место города перед дворцом Габсбургов), Вильгельм тоже избрал военную стезю. Он принимал участие в основных военных сражениях периода правления Франца Иосифа, и хотя все военные кампании императора закончились поражением, он все же сумел проявить себя на поле боя как храбрый командир. В 1864 году Вильгельм стал Великим магистром рыцарей Тевтонского ордена — сан, которого на протяжении нескольких столетий удостаивались только члены семьи Габсбургов. И сразу же возник вопрос о строительстве новой резиденции, под стать занимаемому высокому положению эрцгерцога. Да еще такой, чтобы стоял у всех на виду. Конечно же, лучше места, чем Рингштрассе было не найти!

Эрцгерцог Вильгельм доверил Теофилу Хансену самому выбрать место для будущего дворца. Архитектор остановился на выгодном участке напротив Штадтпарка между двумя уже построенными резиденциями. По замыслу Хансена они должны были оттенять своим более скромным убранством величественный фасад дворца Вильгельма.

Dvorec-3Подобрать надлежащий архитектурный облик для резиденции эрцгерцога оказалось задачей непростой. И Теофил Хансен справился с ней не сразу. Приходилось учитывать тот факт, что дворец являлся одновременно постройкой и частной, и официальной (резиденция также служила местом официальных приемов Великого магистра). Так, поначалу Хансен задумал слишком пышный скульптурный декор для фасада — с кариатидами и играющими путти. От этой идеи пришлось отказаться, поскольку они, «слишком легкомысленные», не соответствовали статусу Великого магистра — лица духовного, давшего обет безбрачия. Поэтому кариатид немедленно  заменили  на герольдов Тевтонского ордена, а путти — на военные трофеи.

Наконец Хансен нашел единственно верное решение для фасада, где удалось гармонично объединить классические и декоративные элементы. Получился величественный четырехэтажный дворец с аттиком. Причем нижние два этажа оформлены простым рустом и служат своеобразным пьедесталом для парадного третьего этажа (бельэтажа), где располагались апартаменты самого эрцгерцога. Общий ритм бельэтажа задают большие окна, увенчанные треугольными фронтонами. Между ними расположены ионические пилястры, которые в центральной части фасада заменены на колонны. Самый последний четвертый этаж настолько низок, что более всего похож на декоративный фриз из чередующихся рельефов с трофеями и простых квадратных окон. Весь скульптурный декор целиком сосредоточен в верхней части фасада. Здесь гордо выступают герольды, несущие на своих макушках карниз аттика, а по сторонам от них расположились скульптуры шести самых прославленных рыцарей-тевтонцев.

В результате при оформлении фасада Хансену удалось достичь редкого ощущения гармонии, присущей лучшим памятникам греческой античности (недаром архитектор провел годы ученичества в Афинах, вдохновляясь величием Парфенона). Общую композицию завершает облицовка из известняка нежно-сероватого оттенка. Этот камень, доставлявшийся из Триеста, считался одним из самых дорогих. Однако эрцгерцог Вильгельм, располагавший весьма обширными материальными средствами, мог позволить себе такую роскошь. На постройку и отделку дворца он выделил огромную даже по меркам Рингштрассе сумму — 1,2 миллионов гульденов. Для сравнения: венский «кирпичный барон» Генрих фон Драше (владелец крупной кирпичной фабрики на юго-востоке Вены) потратил ту же самую сумму на возведение дворца, который занял чуть ли не целый квартал с противоположной стороны от здания Оперы (был разрушен во время Второй мировой войны).

Если при оформлении фасада дворца эрцгерцога от Теофила Хансена требовалось прежде всего  чувство стиля, то для внутренней планировки ему пришлось  привлечь на помощь всю свою изобретательность. Дело в том, что Вильгельм был страстным любителем лошадей. Он один из немногих членов семьи Габсбургов не пользовался услугами придворной конюшни, а держал своих лошадей и личный парк карет. У него даже имелся собственный фирменный стиль для выездов: светло-коричневые кареты с красным кантом и кучера в черных ливреях с красными обшлагами (отворотами на рукавах). Во дворце на Рингштрассе герцог пожелал иметь конюшню для 24 лошадей (неслыханное количество по тем временам, даже его родственник эрцгерцог Людвиг-Виктор, чей дворец стоял неподалеку, ограничился всего 17 лошадьми)! Теофилу Хансену пришлось придумать для конюшен непростое в реализации решение: он предложил разместить стойла в правом крыле первого этажа прямо под парадными апартаментами эрцгерцога, но при этом сделать такую идеальную вентиляцию, чтобы никакие неприятные запахи от животных не попадали в жилые покои. Самое парадоксальное, что Хансен решил оформить конюшни в виде трехнефной базилики. Стойла разделяют два ряда дорических колонн из каррарского мрамора, а на стенах, облицованных красных мрамором, помещены кормушки в виде аккуратных ниш с каменными чашами для воды. Настоящий храм для лошадей! Впрочем, эрцгерцог был таким заядлым лошадником, что даже умер от лошади – его конь испугался приближающегося паровоза и сбросил хозяина, сделав неожиданно резкое движение.

Dvorec-2Гости эрцгерцога обычно въезжали в просторный внутренний двор резиденции Великого магистра на карете. Отсюда по парадной лестнице, расположенной справа, можно было подняться в бельэтаж, где находились апартаменты эрцгерцога. Оформлением интерьеров (целиком от подвесных потолков до мельчайших элементов мебели) занимался сам Теофил Хансен, и в этом плане дворец являлся единым целым. От прежнего убранства до сих пор сохранилось очень многое — деревянные потолки, богатая облицовка стен, золоченые бронзовые люстры. Лишь старая мебель была распродана с аукциона в 1918 году.

Главной темой в оформлении интерьеров стала символика Тевтонского ордена. Прежде по стенам парадной лестницы в нишах, которые теперь пустуют, располагались рыцарские доспехи, напоминавшие о первоначальном предназначении ордена — защите обездоленных. Поднявшись по лестнице, посетители попадали в галерею с роскошным потолком из красного дерева, где в центре орнаментальных переплетений помещены гербы Тевтонского ордена с крестом и черным геральдическим орлом посередине. Вдоль галереи идут парадные апартаменты, принадлежавшие ранее эрцгерцогу. Из их окон, обращенных в сторону Рингштрассе, открывается великолепный вид на Штадтпарк. В конце галереи расположен роскошный зал для проведения празднеств и церемоний — один из самых лучших интерьеров Теофила Хансена. Это настоящий шедевр историзма, где смешаны самые различные декоративные элементы — золоченые растительные орнаменты с фигурами грифонов и гарпий, вензеля c инициалами владельца. Искусственный мрамор различных цветов — нежно-розового, пурпурного, темно-зеленого — придает убранству нарядную полихромность.

Дворец совсем недолго находился в личном владении эрцгерцога Вильгельма, уже в 1870 году он продал его Тевтонскому ордену, и здание стало официальной резиденцией Великих магистров. Правда после смерти Вильгельма здесь успел пожить только один его преемник — эрцгерцог Евгений (ему пришлось покинуть Австрию в 1919 году после образования Первой республики). Десятилетие спустя и сам орден тевтонцев был распущен и прекратил свое существование, как привилегированное аристократическое братство (каждый из рыцарей ордена должен был доказать свое благородное происхождение как минимум в пяти поколениях).

Дворец эрцгерцога Вильгельма, после того как его покинул последний Великий магистр, ждала весьма предсказуемая участь. Его помещения начали сдавать внаем различным мелким фирмам и организациям. Так продолжалось до тех пор, пока в 1938 году роскошные интерьеры резиденции не облюбовали под свою штаб-квартиру офицеры СС. После завершения Второй мировой войны дворец отдали под офис полицейского управления. Новая страница в истории бывшей тевтонской резиденции началась в 1981 году, когда ее приобрела в собственность международная организация нефтедобывающих стран OPEC. Нефтяники вложили 100 миллионов долларов в реставрацию и переустройство дворца (надстроен еще один дополнительный этаж, который не виден с главного фасада), и теперь он служит местом для проведения конференций и заседаний организации. Попасть в интерьеры бывшей резиденции можно только с экскурсией по особой договоренности.


Опубликовано в «Новом Венском журнале»: http://russianvienna.com/istoricheskie-materialy/3291-dvorets-ertsgertsoga-vilgelma-rezidentsiya-velikogo-magistra-i-khram-dlya-loshadej

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 11 Липня 2018
Рубрика: XIX сторіччя, XIX сторіччя, Біографії, Історія, Перша світова війна, Перша світова війна
Позначки:,

Последние опубликование статьи