Принадлежность к унтер-офицерам определяется сразу — унтер-офицерский темляк на штык-ноже. Также специалист может это определить и по флотской унтер-офицерской кокарде на «бескозырке» — она имеет не только круг с императорским вензелем, но и корону. Точнее выяснить звание не представляется возможным, так как обозначения рангов ефрейторов и унтер-офицеров срочной службы располагалось в углах «гюйса», которые всегда былина спине.
Срочная служба на флоте продолжалась 4 года и начиналась для всех новобранцев с 6-недельной подготовки на базе в Поле. После этого год тратился на получение одной из 13 специальностей на учебных судах и в школах: строевой, артиллерийской, торпедной, минной, сигнальной, оружейной, машинной, электротехнической, баталерской, санитарной, поварской, музыкантской или мастеровой (по артиллерийской, минной, машинной, оружейной или парусной части). По окончанию действительной службы моряки еще 3 года должны были отслужить в «Службе охраны побережья» и только после этого переводились в резерв. Такие сроки службы закон компенсировал другим: если обычный гражданин считался военнообязанным в течение 20 лет, то попавший на службу во флот — только 12.
Большинство добровольцев флота были унтер-офицеры (боцманы), оставшиеся на сверхсрочную службу. Однако и многие жители побережья шли на флот, предпочитая ему службу в сухопутных силах. Наименьшее количество добровольно ставших нижними чинами флота было представлено выпускниками школы юнг, состоявшей из 3 отделений: строевого, машинного и музыкантского.
Достаточное количество времени военнослужащий ВМФ проводил на берегу, будучи приписанными к соответствующим частям. Наш унтер-офицер также относится к ним, так как на бескозырке вместо названия корабля помещено общее название рода войск: «И.(мператорский) И К.(оролевский) ВОЕННЫЙ ФЛОТ».
На правой стороне груди у моряка висит квалификационный знак «Отличный командир расчета башенного орудия ВМФ».