Транспортный бум 90-х годов XIX века, связанный с появлением и началом массового изготовления автомобильного транспорта, привел к тому, что австро-венгерское верховное командование обратило внимание на новый вид транспорта и в 1898 г. приобрело первый грузовик, который, кстати, единственный из всех европейских армий в 1914 г. все еще был в строю! Таким образом началось создание «императорских и королевских Автомобильных войск» (k. u. k. Militär-Automobilwesen) в составе сухопутных войск общей армии.
Преимущества приобретенного грузовика перед гужевым транспортом в перевозке грузов и особенно в буксировке прицепов, привели к тому, что был создан специальный департамент (Automobilabteilung als Kaderverband). Он приобретал грузовики двух типов:
- 3,5-тонные (2,5 т полезной нагрузки в кузове плюс 1 т в одноосном прицепе) с двигателем мощностью 35 л.с. и средней скоростью 20 км/ч;
- и 7-тонные (4 т на машине плюс 3 т на двухосном прицепе) с двигателем мощностью 40 л. с. и средней скоростью 16 км/ч.
Кроме перевозки грузов грузовики испытывались и в транспортировке артиллерийских орудий и базы для прожекторов.
Так как финансов у командования для того, чтобы создать собственный мощный автомобильный парк не было, то применялась система субсидирования частных компаний: если какая-либо из них желала приобрести один или несколько 3,5-тонных грузовиков, то она могла обратиться в военное министерство и то приобретало автомобили за свой счет, но с условием, что компания должны была в течении первых трех лет выплачивать министерству по 3000 крон в года, а на протяжении 4–8 лет — по 2200 крон в год. После этого автомобиль полностью становился собственностью покупателя. Но на протяжении этих 8 лет военные власти имели право без какой-либо компенсации мобилизовать грузовик для нужд воюющей армии.
Для более крупного транспорта, стоимость которого превышала 26 500 крон, предельная стоимость выкупаемого автомобиля составляла 16 500 крон.
Но минимум один раз в 8 (для легкого грузовика) или в 6 (для тяжелого) лет автомобиль должен был быть отправлен в вооруженные силы на 12-дневную подготовку.
После того, как выяснилось, что увеличение мощности двигателя для перевозки тяжелых грузов и буксировки тяжелых прицепов не имело решающего значения, были предприняты попытки исправить этот недостаток. Одним из решений стало сделать все колеса (кроме передней оси) ведущими, снабдив каждое собственным электродвигателем. Разработчиком такой схемы стал знаменитый впоследствии Фердинанд Порше — в своем проекте тяжелого танка PzKfw-VI “Tiger” он предложил командованию германского вермахта такую же систему. Но в 1910 г. он, разрабатывая именно транспортное средство, изготовил «электропоезд» из тягача со 150-сильным бензиновым двигателем, который раскручивал электрогенератор, и пяти самодвижущихся прицепов, которые были связаны через дышло и кабели с тягачем. Полезная нагрузка этой схемы была в общей сложности 30 тонн.
Следить за новинками быстроразвивающейся отрасли и проверять их на пользу военному делу было призвано «Автомобильное испытательное отделение» (Automobilversuchsabteilung). Проверялись новинки на маневрах. Штат отделения был расположен в Вене (Wien VI. Bez. Gumpendorfer Straße 1) в одном из зданий Военно-технического комитета (Technische Militärkomitee).
Так как легковых автомобилей не хватало даже для перевозки высшего командования, в 1908 г. был создан парамилитарный «Добровольческий автомобильный корпус» (Freiwillige Motorkorps) из гражданских лиц с собственным автотранспортом. Он состоял из следующих частей:
- австрийский «императорско-королевский Автомобильный корпус (k.k. Automobilkorps);
- «королевский венгерский Автомобильный корпус» (k.u. Automobilkorps);
- и австрийский «императорско-королевский Мотоциклетный корпус» (k.k. Motorfahrerkorps).
Члены этого добровольческого объединения обязывались со своими транспортными средствами участвовать в маневрах и в случае войны быть призванными в действующую армию.
Интересно, что у членов «Добровольческого автомобильного корпуса» имелось собственное обмундирование, отличное от армейского!
Было свое отделение добровольческих корпусов и во Львове. В конце мая 1914 г. местная пресса писала, что львовяне провели собственные маневры, задачей которых было доставить распоряжения и приказы из штаба корпуса в Львове до штабов бригад в Городке, Любене и Янове. В учениях приняли участие 5 легковых автомобилей и 12 мотоциклов. Средняя скорость на шоссе достигала 60 км/ч, поэтому в полдень все учстники уже вернулись в столицу края.