Militärinvalidenversorgungsstand
На протяжении веков заботу об увечных и престарелых воинах, которые не имели средств к существованию, брали на себя духовные монастыри. Не в виде исключения, конечно же, а в порядке общей заботы об обездоленных. А так как вплоть до Нового Времени церковь и государство были нерасторжимы, то можно считать, что и монархи через свои привилегии для священнослужителей принимали участие в заботе о военных инвалидах. Ситуация стала меняться в конце XVIII века, когда светская власть попыталась избавиться от плотной опеки власти церковной. Для наследных земель Габсбургов это время пришлось на правление императора Иосифа II, который в начале 80-х годов XVIII века принял ряд «Патентов о веротерпимости». Они существенно расширили права некатолических церквей, а значит и ограничили власть Папской курии. В 1787 г. император открыл в Вене «Дом инвалидов», здание которого просуществовало до 1909 г.
Вообще император сначала проявил заботу о всех страждущих — по его инициативе были открыты ряд больниц, а также в Вене специальное отделение для душевнобольных — т.н. Narrenturm в виде крепостной башни (теперь здесь студенческий кампус). Наконец в 1783 г. Иосиф II принял решение о том, что свой дом должны получить и военные инвалиды. Уже в следующем году для этих целей был закрыт «работный дом» (место, где за выполнение несложной общественной работы нищие могли получить кров и пищу), а на его месте началось строительство. Новое здание было выстроено по проекту архитектора Йозефа Герля (Josef Gerl). После Наполеоновских воин было решено организовать на первом этаже «Зал славы» — он был открыт 18 октября 1817 г. к 4-летию Битвы народов при Лейпциге. Зал украсила великолепная картина Йоганна Петера Крафта (Johann Peter Krafft) «Сообщение о победе при Лейпциге», к которой он позже добавил еще одну — «Победа при Асперне», изображавшую триумфатора эрцгерцога Йоганна. Теперь они обе хранятся в Военно-историческом музее в венском Арсенале.
В 1909 г. здание обветшало и было принято решение его просто снести. Инвалидов переселили в новое здание, расположенное в новом районе Вены Хитцинг (Hietzing). Туда же перевезли и весь «Зал славы» вместе с картинами и бюстами. Но когда картины начали развешивать, то выяснилось, что они слишком большие для новых помещений. Поэтому приняли решение изготовить уменьшенные копии, а оригиналы передать в Военно-исторический музей.
Время шло, армия росла, количество воин не становилось меньше. Поэтому «дома инвалидов» были открыты еще в Праге, Турнау (Tyrnau, теперь Трнава в Словакии) и Лемберге (Lemberg, теперь Львов в Украине). Необычайно красивое здание было выстроено в Львове в 1855–1863 гг. на ул. Клепаревской, 35. Трехэтажный дом из желтого и красного кирпича в аркадном стиле (Rundbogenstil) в форме романской крепости настолько напоминает венский Арсенал, что даже существует легенда о том, что архитекторы обоих сооружений одни и те же люди. Но нет — львовский «Дом инвалидов» был построен по проекту Т. Гансена под руководством Э. Каллера. Средства на постройку были выделены по указу императора Франца Иосифа I, а наблюдение за строительством осуществлял его генерал-адъютант Грюнер. Фасад и тыл украшены 26 скульптурными композициями и 8 барельефами. Над главным входом австрийский императорский герб окружают почти двухметровые скульптуры «Воина» (олицетворяет мужчина) и «Спокойствия» (женщина).
Львовский «дом инвалидов» был торжественно открыт 4 октября 1863 г. в день именин императора, а освятил его фельдсупериор (представитель высшего военного духовенства) П. Брадковский. Комплекс был рассчитан на содержание около 500 инвалидов — офицеры размещались в центральной части, а унтер-офицеры и солдаты — в левом и правом крыльях. В башнях центральной части расположились квартира генерал-коменданта Львова и его канцелярия. В одном из крыльев также размещался гарнизонный госпиталь. Сейчас этот комплекс принадлежит Львовскому государственному университету безопасности жизнедеятельности из структуры МЧС Украины.
В первой четверти XIX века понятие «военный инвалид» значительно изменило свое значение — теперь это были солдаты, неспособные по возрасту или ранениям к строевой службе. Во многих европейских странах из таких ветеранов формировали «инвалидные роты», которые задействовали для несения внутренней гарнизонной службы. Но постепенно значение термина опять сместилось в сторону заботы о военных пенсионерах — к середине века под «военным инвалидом» стали подразумевать ветерана, закончившего службу, но не имеющего средств на самостоятельное существование. Государство давало такому человеку небольшую пенсию и устраивало в «дом инвалидов».
Военных инвалидов сводили в роты по 150 человек. Во главе ее стояли гауптман или ротмистр, которым помогали два обер-офицера — все выслужившие свой срок в вооруженных силах. У них в подчинении были несколько унтер-офицеров и собственно солдаты-инвалиды. «Дом инвалидов» номинально возглавлял генерал или штаб-офицер в отставке (в зависимости от количества рот). Фактически «дом инвалидов» представлял собой казармы с ослабленной дисциплиной.
Ну, а так как военные инвалиды номинально продолжали находится на военной службе и даже на казарменном положении, то им было положено обмундирование. Сначала это были полковые мундиры. Но потом им присвоили обмундирование «щучье-серого» (hechtgrau) цвета. Чтобы подчеркнуть статус ветеранов, им было предписано носить на груди бляху желтого металла с вычеканенной надписью и венком. Но похоже это осталось только на бумаге.
В Австро-Венгрии военные инвалиды были причислены к общей армии. Они получили двубортные кителя «щучье-серого» цвета с пуговицами белого металла — такие же носили военные инженеры, входившие в вооруженных силах в категорию военных чиновников. У нижних чинов инвалидов кителя имели в ряд 6 пуговиц, на воротнике — крапповые петлицы, на рукавах — крапповые обшлага, на плечах — крапповые погоны. В тоже время офицеры — 8 пуговиц, полностью алый воротник и алые канты вдоль борта, по низу пришивной юбки и сзади на клапанах карманов.
Головным убором нижних чинов служило кепи «щучье-серого» цвета в офицерском стиле, украшенное по околышу полоской из сукна краппового цвета высотой 3 см. Кокарда изготавливалась из шерсти темно-желтого цвета (kaisergelb). Офицеры при парадной форме носили двуугольные шляпы, украшенные плюмажем из выкрашенных в темно-зеленый цвет петушиных перьев, а при повседневной — черное офицерское кепи.
Брюки были такими же, как в полках «немецкой пехоты» общей армии — из голубого сукна. Шинель — «серо-синего» (blaugrau), а фактически — черного цвета. У унтер-офицеров и рядовых — с крапповыми петлицами, а у офицеров — алыми петлицами и кантами.
Нижние чины вооружались пехотной унтер-офицерской саблей образца 1851 г., которую носили на плечевой портупее черного цвета через левое плечо. Офицеры — офицерской пехотной саблей образца 1861 г.