Всего два месяца до своей гибели в бою гауптман Владислав фон Трушковский возглавлял австро-венгерский горно-артиллерийский дивизион, воевавший в 1916–1918 годах в далекой Палестине. Его тело ныне покоится на Святой Земле, но еще одна, символическая, могила находится на родине — на Лычаковском кладбище города Львова.
В феврале 1915 года Османская Турция, сражаясь на стороне Центральных держав, предприняла безуспешную попытку отбить у англичан Суэцкий канал. Несмотря на фиаско, турецкий генеральный штаб спланировал еще одно наступление, на этот раз рассчитывая на военную поддержку своих союзников. Генеральный штаб двуединой монархии не питал особых иллюзий относительно эффективности собственных войск на столь удаленном от баз снабжения фронте. Поэтому было принято послать на Суэцкий фронт только горно-артиллерийский дивизион.
Экспедиционный горный гаубичный дивизион получил название в честь своего командира майора Адольфа Марно фон Айхенхорста (Adolf Marno von Eichenhorst) — «Горный гаубичный дивизион общей армии фон Марно» (k. u. к. Gebirgshaubitzdivision von Marno). Он был составлен из двух батарей: одна из состава будапештского 4-го горно-артиллерийского полка, а вторая — из 6-го горно-артиллерийского полка, который формировали из жителей округа Касса (теперь Кошице, Словакия). Последнюю возглавлял гауптман фон Трушковский.
Согласно документам, оставшимся в Военном архиве, Владислав Артур «рыцарь» фон Трушковский (Wladislaus Anton Ritter von Truszkowski) родился 3 мая 1876 года в семье главного инспектора государственной железной дороги. Это был старый польский род и первое в австрийском нобилитете звание «рыцарь» с предикатом «фон» Владислав унаследовал. Из тех же архивных документов следует, что Владислав начал службу в вооруженных силах в возрасте 19 лет в различных артиллерийских подразделениях, пока в 1913 году в возрасте 37 лет не получил звание гауптмана.
После очередной неудачи в августе 1916 года турецкая армия отказалась от идеи прорыва на Суэце. Однако через полгода активные боевые действия возобновились — в марте 1917 года уже англичане начали массовое контрнаступление. Всего за две недели до него Адольфа фон Марно перевели на Итальянский фронт, а вместо него командиром горного гаубичного дивизиона был назначен Владислав фон Трушковский. Под его руководством венгерские артиллеристы, ожидавшие нападения противника, смело встретили врага.
С 18 марта Трушковский командовал обеими батареями дивизиона, расположившимися около Газы: батарея 1/4 заняла позицию примерно в одном километре к югу от города, а батарею 2/6 разместили у подножия холма Али Мунтар (Ali Muntar), который поднимался на 70 метров над городом. Трушковский расположился со своим командным пунктом на вершине этой стратегически важной высоты.
26 марта британские кавалерия и пехота пошли в атаку. После тяжелого боя артиллеристы батареи 2/6 были вынуждены отступить. Воспользовавшись этим британская пехота атаковала и заняла Али Мунтар. В окружении англичан фон Трушковковский и его офицеры не имели шанса уйти без рукопашного боя. Гауптману удалось выстрелить в британского офицера, но он сам пал, сраженный четырьмя пулями.
Кроме командира дивизиона погибли еще трое артиллеристов: сержант Михали Надь (Mihály Nagy) и артиллеристы Янош Лазар (János Lázár) и Кирилла Бене (Kyrilla Bene). Позже от тяжелого ранения скончался главный артиллерист Лайош Гонда (Lajos Gonda). Все они были захоронены в саду на задних линиях батареи. Но сегодня могилы четырех из них неизвестны.
Тело гауптмана фон Трушковского 12 апреля 1917 года было эксгумировано и на машине скорой помощи доставлено в Иерусалим. Его перезахоронили на следующий день, в пятницу, с военными почестями после поминальной мессы во французском Ратисбонском (Ratisbonne) монастыре. в склепе французских отцов-ассумционистов (Assumptionist) на горе Сион в Иерусалиме. На одной из двух дошедших до нас фотографий этого печального события видно, что награды гауптмана несет его боевой товарищ перед погребальным шествием.
Из официального некролога мы знаем, что фон Трушковский имел следующие награды:
«Кавалер Рыцарского креста Ордена Железной Короны 3-й степени (Ritterkreuzes des Ordens der Eisernen Krone III. Klasse), Крест военных заслуг 3-й степени с Военным отличием (Militärverdienstkreuzes 3. Klasse mit der Kriegsdekoration), Серебряная (silbernen) и Бронзовая Медали военных заслуг с Мечами (bronzenen Militärverdienstmedaille mit den Schwerten), германский Железный Крест 2-й степени (kaiserlich deutschen eisernen Kreuzes 2. Klasse), османские Медаль за заслуги (Liakatmedaille) и Военная медаль (Harp Madalyası) (известной у нас как «Железный полумесяц»), Командор Ордена Гроба Господня (Kommandeur des Ordens vom Heiligen Grabe).»
Не смотря на то, что монастырь и склеп именуются выше «французскими», на самом деле в течении войны они принадлежали Османской империи. Дело в том, что после вступлении Турции в Первую мировую войну все граждане стран Антанты были депортированы, а их недвижимое имущество реквизировано. Именно таким образом монастырь отцов-ассумционистов превратился в турецко-германский военный госпиталь, а Ратисбонский монастырь — в австро-венгерский.
Умерших в госпиталях военнослужащих хоронили на протестантском кладбище на горе Сион, где для немцев и австро-венгров был выделен участок. До сих пор на этом месте можно найти девять австро-венгерских могил солдат, захороненных между мартом и октябрем 1917 года.
Однако для уже покойного гауптмана фон Трушковского война не закончилась. Когда после окончательной победы Антанты в Первой мировой войне французские отцы-ассумционисты вернулись в свой монастырь на горе Сион, они первым делом убрали тело врага из своего склепа. Останки Трушковского были перенесены на соседнее францисканское кладбище и захоронены в простой могиле 2 ноября 1919 года.
Но колеса истории не переставали вращаться. После Первой мировой войны Восточная Галиция и ее столица, бывший Лемберг, ставший польским Львувом и сегодня существующий как украинский Львив, стали частью Польши. В Советско-польской войне, начавшейся в 1919 году, молодая Речь Посполитая нашла нового союзника в лице Франции. Такие известные французские офицеры, как Шарль де Голль или Максим Вейган, сражались плечо к плечу с польскими офицерами, которые когда-то служили в австро-венгерской армии. Вероятно, это стало одной из причин, по которой покойный австро-венгерский гауптман Владислав фон Трушковский внезапно стал «польским офицером»! 10 декабря 1929 года тело капитана Трушковского снова было эксгумировано и помещено в склеп Успенского монастыря, где пребывает до сегодняшнего дня. Его место вечного покоя отмечено простой каменной табличкой.
Однако у гауптмана Трушковского есть еще одна, символическая, могила на родине, как часть роскошной семейной усыпальницы на Лычаковском кладбище во Львове. Комплекс принадлежит семействам Трушковских и Закрейсов (Zakrejs). На барельефе изображен рыцарь в доспехах, коленопреклоненный перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Напротив него в левом нижнем углу лежит щит с гербом средневекового Иерусалимского королевства. Судя по подписи, барельеф был сделан Б. Солтысом (B. Soltys).
Под барельефом находится бронзовая доска, сделанная известными литейщиками братьями Гжегожом и Феликсом Лопьенскими (Grzegorz/Feliks Łopienski) из Варшавы. На доске изображен герб защитника Святой Земли в одном углу и родовой герб Дрогослав, к которому принадлежали Трушковские, в другом. Текст на доске на польском языке гласит:
«В Иерусалиме в катакомбах отцов-ассумционистов спит вечным сном Владислав Трушковский герба Дрогослав, рыцарь Ордена Гроба Господнего и капитан-командир австрийской артиллерии на Турецком фронте. Он умер героической смертью в битве при Газе 26 марта 1917 года, награжден несколькими высокими австрийскими, немецкими и турецкими орденами.»
Интересно, что история фон Трушковского на этом не прекращается. Норберт Шваке (Norbert Schwake), который живет в Назарете, будучи хранителем немецкого военного кладбища периода Первой мировой войны, много лет изучает следы немецких и австро-венгерских солдат на Святой Земле. Недавно он обнаружил две записи в старой гостевой книге австро-венгерского паломнического дома в Иерусалиме. Первую оставил сам гауптман фон Трушковский, который вместе с другими офицерами австро-венгерской армии наслаждался гостеприимством дома паломников в период с 9 по 13 мая 1916 года. Он оставил свою подпись в гостевой книге 12 мая, за один день до того, как во главе горной гаубичной батареи 2/6 двинулся дальше на юг к Суэцкому фронту. Вторая подпись еще интереснее. Ее оставили родственники капитана, Ольга Закрейс фон Трушковская и д-р. Франц Закрейс по случаю своего визита 30 мая 1925 года. Они, даже оставили свой домашний адрес: Львов, улица Городоцкая, 66, 1-й этаж (Lwów, Gródecka Street 66).
Этот адрес также встречается в газетной статье, найденной позже. В выпуске «Дзениника Бялостоцкого» (Dziennik Białostocki) от 29 октября 1928 года сообщается о сборе средств на памятник польским воинам, павшим в конце 1918 года в боях за Львов в период Польско-украинской войны 1918–1919 гг. Там говорится, что пожертвования принимает казначей ассоциации, основанной специально для этого, Ольга Закрейс на улице Городоцкой, 66.
Материал опубликован на сайте «Poemas del rio Wang»: http://riowang.blogspot.com/2012/05/lemberg-fifth-grave-of-hero-of-gaza.html