Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги).
На совещании в марте 1914 года Сушон и командующий австрийским флотом адмирал Антон Гаус решили, что главной задачей морских сил Центральных Держав на Средиземном море является предотвращение перевозки французских войск из Алжира в метрополию. При выполнении этой задачи немцам должны были помогать австрийские и итальянские легкие крейсера и эсминцы. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Именно это определение следовало бы дать Императорскому и Королевскому австро-венгерскому флоту в описываемый нами период. Не бессильный и не бесполезный, как раз с этим-то у австрийцев все было в порядке, а именно бессмысленный. Таким его сделала сложившаяся стратегическая ситуация. Она не предусматривалась никакими оперативными планами австро-венгерского штаба. Впрочем, если бы адмиралы и попытались изобрести хоть какой-то разумный метод действий, найти реально выполнимые цели — вряд ли это им удалось бы. Ведь последние полвека флоты союзников по Тройственному Альянсу — Италии и Австро-Венгрии — занимались увлекательнейшим делом: готовились к войне друг с другом. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Первой задачей французского флота было обеспечение перевозки XIX корпуса из Алжира в Марсель. Французское правительство приказало адмиралу Лапейреру начать перевозку войск на отдельных неохраняемых транспортах. Однако 7 августа Лапейрер получил телеграмму, в которой допускалась возможность выхода в море австрийского флота. Адмиралу приказывают находиться в Тулоне. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
23 мая (1915 г.) Италия объявила войну Австро-Венгрии, при этом итальянцы ухитрились до августа сохранять дипломатические отношения с Германией. 26 апреля в Лондоне представители Англии, Франции и Италии подписали договор, одна из статей которого предусматривала заключение специального соглашения о совместных действиях флотов 3 стран. О значении этого события лучше всего говорит то, что ведущие историки британского флота его просто не заметили. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Хотя мы и говорили, что собираемся рассказать о действиях подводных лодок и сил ПЛО в третьем томе нашей работы, все-таки придется немного рассказать об Отрантском барраже. Ведь иначе описание действий флотов в Адриатике просто закончится 1915 годом. Если набеги германских эсминцев в район Дуврского пролива были не более чем мелким эпизодом действий Флота Открытого Моря, то рейды австрийских легких сил против дрифтеров Отрантского барража стали основным занятием Императорского и Королевского флота. Полная запись…
Больных А.Г.
Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок (главы из книги)
Если итальянский флот в целом не преуспел в этой войне (впрочем, в остальных войнах он тоже, мягко говоря, не блистал), то отдельные итальянские офицеры продемонстрировали примеры выдающейся отваги, предприимчивости и энергии. Даже странно, что их достижения никак не были использованы командованием. Полная запись…
В московском издательстве «КоЛибри» вышла книга «Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи». Авторы — Андрей Шарый и Ярослав Шимов. Последний уже знаком отечественному читателю, интересующимуся историей одной из крупнейших центрально-европейских монархий прошлого, своей отличной работой «Австро-Венгерская империя», вышедшей в свет в 2003 г. Также на страницах сайта был опубликован ряд его статей: Полная запись…
Капитан 1 ранга Д. Козлов, кандидат исторических наук
[65] Военно–политические и дипломатические перипетии, связанные с планами развертывания сил австро–венгерского флота в Черное море, остаются одним из наименее известных (во всяком случае, отечественному читателю) сюжетов истории начального периода Первой мировой войны. В настоящей статье предпринята попытка пролить свет на эту интересную тему с использованием материалов и документов, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот. Полная запись…
Книга воспоминаний австро-венгерского морского офицера Олафа Рихарда Вульфа о действиях речной флотилии на Дунае в годы Первой мировой войны. Автор участвовал в боевых действиях с момента объявления войны до падения Австро-Венгерской империи, находясь на различных командных должностях вплоть до командующего Дунайской флотилией.
Капитан 2 ранга С. Гаврилов
капитан 2 ранга П. Трайнин
Действия австро-венгерской Дунайской флотилии в войну 1914–1918 годов привлекли к себе внимание многочисленных авторов. Помимо отдельных журнальных статей и упоминаний об этих действиях в различных трудах, посвященных деятельности сухопутных войск (Из таких статей и трудов можно отметить: Мацетти «Австро-Венгерская Дунайская флотилия» (Морской сборник. 1928, №5); «Invalid Navy of Austria» (U.S.N.I.P.1934, №9); O. Regele «Kampf um Flüsse»; I. Suhay «Die Rolle der Donau im Weltkriege» (Schweizerische Monatschrift fur Offiziere aller Waffen), 1930.), Дунайской флотилии посвящены два капитальных труда: «Völkerringer um Donau» (Веrlin, 1919) и вышедший в 1934 году труд вице-адмирала Олафа Рихарда Вульфа: «Die Österreichisch-Ungarische Donauflottille im Weltkriege 1914–1918», обработанный применительно к труду «Война Австро-Венгрии на море в 1914—18 г.» капитан-лейтенантом Соколом, с приложением очерка работы Дунайского торгового флота во время войны капитана 2 ранга в отставке Габор фон Дебрентей (Вена—Лейпциг, 1934). Полная запись…