k.u.k. Kriegspressequartier (KPQ)
Первая мировая война стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором не последнюю роль сыграла пропаганда. Чтобы не отдавать все на откуп гражданским журналистам, военные власти всех государств создали специальные органы, которые не только контролировали исходящую информацию, но и направляли ее в правильное для них идеологическое русло. В австро-венгерских вооруженных силах таким органом управления стала военная пресс-служба общей армии, сформированная приказом от 28 июля 1914 г. при верховном командовании (Armeeoberkommandos). Ее возглавил оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен (Max Ritter von Hoen). В марте 1917 г. его на этом посту до конца войны сменил оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна (Wilhelm Eisner-Bubna).
В 1914 г. было создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства «Телеграфное бюро» (k. u. k. Telegraphen-Korrespondenz-Bureau). Оно, кстати, существует и по ныне, но уже под другим названием — «Австрийское пресс-агентство» (Austria Presse Agentur (APA)). Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ фактически стало его подразделением. В течении войны к сотрудничеству было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, из которых 346 были художниками! Конечно, большая часть сотрудников были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и такие, которые за пропагандистской работой скрывались от фронта, и даже такие, которых насильно привлекли против их желания.
Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов.
Все сотрудники KPQ полностью находились на государственном содержании, им выдавали обмундирование и к нему специальные черно-желтые нарукавные повязки с надписями белого цвета «PRESSE», «KUNST» или «KRIEGSPRESSEQUARTIER».
Журналисты
К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь многих выдающихся «мастеров пера». Вот только некоторые из них:
- художник и писатель, идейный вдохновитель венской художественной школы фантастического реализма Альберт Пэриса Гютерсло (Albert Paris Gütersloh, настоящие имя и фамилия Альберт Конрад Китрейбер (Albert Conrad Kiehtreiber), 1887–1973). В 1914 г. он издавал журнал «Knockabout», из которого после начала войны был приглашен к сотрудничеству с KPQ;
- дизайнер, писатель и иллюстратор произведений Достоевского и Эдгара По, соучредитель «Нового мюнхенского художественного объединения» (впоследствии — «Синего всадника») Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin, 1877–1959);
- писатель и командир венской Красной Гвардии в 1918 г., участник-интернационалист Гражданской войны в Испании Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch, 1885–1948), который считается одним из величайших репортеров в истории журналистики. Происходил из пражской еврейской семьи торговцев текстилем. В октябре 1904 г. после окончания школы пошел однолетним добровольцем в армию, но из-за постоянных конфликтов с военным начальством, которое считало его анархистом, большую часть службы провел под арестом. Поэтому звания офицера резерва не получил, и был уволен в запас в звании капрала. Одним из самых ярких эпизодов в предвоенной профессиональной деятельности Киша стало освещения событий вокруг «Дела Редля». В начале Первой мировой войны он был призван в родной полк и отправлен на фронт в Сербию. Вместе со своими товарищами пережил позор первого поражения на реке Дрина. В феврале 1915 г. вместе с частями VIII Корпуса был передислоцирован на Восточный фронт, а 18 марта был тяжело ранен. После выписки из больницы он был признан непригодным к воинской службе. В 1916 г. работал в Дьюла в Венгрии военным цензором в этапной команде. В 1917 г. он (уже будучи в звании лейтенанта) написал прошение о переводе в Вену в военную пресс-службу, где был поставлен приводить пресс-релизы в соответствие с официальной гасбургской пропагандой. Эта работа окончательно сформировала взгляды Киша, как абсолютно левые;
- писатель, драматург и эссеист Роберт Музиль (Robert Musil, 1880–1942);
- писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Лео Перуц (Leopold Perutz, 1882–1957). Его семья имела еврейско-испанское происхождение, отец торговал текстилем в городке Раковник в 50 км от Праги. 1 октября 1903 г. Леопольд поступил однолетним добровольцем в 8-й Пражский ландверный полк (k. k. Landwehrregiment Nr. 8 Prag), однако насколько плохим учеником он был в нескольких школах, настолько плохим оказался и на военной службе, потому что его оставили дослуживать на общих основаниях второй год. Он вышел в запас всего лишь в звании капрала. Так как писатель страдал близорукостью, то с началом Первой мировой войны его не призвали. Только в августе 1915 г. он был направлен на четырехмесячный курс военной подготовки под Будапешт, а в конце марта 1916 г. отправлен на Восточный фронт, где под Рогатином 4 июля получил легкое огнестрельное ранение. Впоследствии он все же был произведен в лейтенанты и в августе 1917 г. направлен на работу в военную пресс-службу;
- журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (Alice Therese Emma Schalek работала под псевдонимом «Пауль Михаэли» (Paul Michaely, 1874–1956). Родилась в семье венского еврея, который занимался организацией рекламных акций. В 1914 г. она стала одним из организаторов благотворительной организации «Черно-желтый крест» (Schwarz-Gelbe-Kreuz), заботившейся о воинах. В 1915 г. начала сотрудничество с военной пресс-службой и писала корреспонденцию из Доломитовых Альп, с Сербского (Южного) фронта и с фронта на реке Изонцо — фронты в горах ей были близки, так как она была заядлым альпинистом. За свою благотворительную деятельность Шалек была награждена в 1917 г. «Золотым Крестом заслуг с Короной на ленте Медали за храбрость» — очень необычная награда для женщины. В этом же году она оставила профессию военного репортера, предположительно из-за того, что ее патриотические отзывы о войне были подвергнуты уничижительной критике в обществе;
- писатель, поэт и драматург, основатель и ныне существующего Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (Hugo von Hofmannsthal, 1874–1929). Происходил из семьи с чешскими, еврейскими и ломбардскими корнями. Его прадед Исаак Лев Гофман выкрестился в православную веру и за успехи в развитии австрийской промышленности был возведен в рыцарское достоинство императором Фердинандом I (1793–1875). Его дед перешел в католичество и женился на итальянке. После первого курса юридического факультета Венского университета в разрез с мнением отца Гуго пошел однолетним добровольцем в 6-й драгунский полк (k. u. k. Dragoner-Regiment Friedrich Franz IV. Großherzog von Mecklenburg-Schwerin, Nr. 6), расквартированный в Брно и Годонин (Моравия), и после прохождения службы стал офицером резерва. Когда грянула Первая мировая война, фон Гофманшталю было уже 40 лет, он был женат и имел слабое здоровье, поэтому его призвали офицером в ландштурм и направили на службу в Истрию. Потом он получил назначение в «Отдел военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt), ездил с лекциями и выступлениями, в том числе за границу;
- журналист и писатель-юморист Александр Рода Рода (Alexander Roda Roda, 1872–1945). Родился в семье еврея, служившего тюремным надзирателем в одном из хорватских городков. После окончания «Венской школы права» начал военную карьеру 1 октября 1893 г. в корпусном артиллерийском полку в Аграме (теперь столица Хорватии Загреб). В 1894 г. принял христианство, в 1899 г. поменял фамилию с Шандора Розенфельда (Sándor Friedrich Rosenfeld) на Рода, а в 1906 — на Рода Рода. В 1907 г. из-за «дискредитации офицерской чести» он был лишен военного звания. В ответ Рода Рода отнес свой мундир портному, который пришил к нему красную (генеральскую) подкладку — в нем он выступал перед публикой, этот наряд стал его визитной карточкой. С 11 августа 1914 г. он был военным корреспондентом «Ной Фрай Пресс» и до 1917 г. написал для газеты более 700 статей;
- писатель и драматург Ференц Мольнар (Ferenc Molnár, 1878–1952) считается самым великим венгерским драматургом ХХ века. Родился в семье будапештского врача-еврея. В 1914 г. был призван и отправлен на фронт в Галицию, откуда присылал корреспонденцию в свою газету «Вечер», а оттуда ее перепечатывали «Морнинг Пост Лондон» и «Нью-Йорк Таймс». В 1916 г. его статьи были собраны в книгу «Военный дневник корреспондента», за которую император наградил его «Орденом Франца Иосифа»;
- писатель Роберт Михель (Robert Michel, 1876–1857). Родился в чешско-немецкой семье государственного служащего. В 1890 г. поступил в пражскую Школу кадетов, в 1895 г. в звании лейтенанта был переведен в Вену, в 1911–1914 гг. работал в военном архиве, начал сотрудничать с военной пресс-службой в 1914 г., писал военные рассказы и повести. В 1915–1917 гг. служил секретарем комиссии Министерства иностранных дел по вопросам оккупированных территорий в Польше и Галиции. В 1917–1918 гг. — на фронте, дослужился до майора. В последние два месяца войны руководил Городским и Академическим театром г. Вена;
- австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (Franz Viktor Werfel, 1890–1945). Родился в чешско-еврейской семье известного в Праге производителя перчаток. В 1911–1912 гг. прошел службу однолетним добровольцем в одном из полков, расквартированных в Праге в Градчанах. В 1915–1917 гг. служил на Восточном фронте в Галиции, после чего начал сотрудничество с военной пресс-службой.
Группа художников (Kunstgruppe)
Группой художников в 1914–1916 гг. руководил оберст Вильгельм Йон (Wilhelm John), который с 1909 г. возглавлял Военно-исторический музей. В 1916 г. и до конца войны пост командира группы художников занимал майор Георг Собичка (Georg Sobicka). Военные власти не пустили дело на самотек — было издано «Предписание по живописному освещению войны» (Vorschrift für die bildliche Berichterstattung im Kriege), в котором, в частности, говорилось, что задачей художников было «…эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооруженных силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе». Согласно этой инструкции художники должны были изыскать «…эффектные и интересные моменты фронтовой жизни», а военное начальство всячески им в этом помогать. Причем не обязательно требовалось передавать только бравурную и победоносную стороны деятельности армии — широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.
Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты — в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов оставалось также делом будущего. Гораздо большая роль отводилась мастерам жанровой живописи — они должны были в кратчайшие сроки создавать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных жанровых картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжет был посвящен конкретным подвигам. Художников командировали на фронт и они были обязаны раз в неделю выдавать минимум один эскиз, а раз в месяц сдать минимум одну картину. Гораздо большей свободой пользовались скульпторы…
Конкуренция между художниками была огромная — в KPQ обращались и маститые метры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения — нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооруженные силы все больше и больше требовали «пушечного мяса», и вне зависимости от того, какими талантами «оно» обладало, кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин. И многие из них оставили яркий след в искусстве ХХ века:
- Фредерика («Фрици», «Фредди») Ульрейх (Friederike Ulreich, 1865–1936) была самой пожилой художницей в группе. Она происходила из семьи офицера и была инвалидом. С самого начала Первой мировой войны она начала сотрудничество с KPQ и в этом же году была направлена на Балканский фронт. Оттуда она привезла много картин, среди которых особое место занимали руины Белграда и солдатские могилы. Весь свой гонорар она передала в фонд помощи инвалидам австро-венгерской армии;
- Гелен Арнау (Helene Arnau, 1870–1958), дочь придворного актера, училась в молодости в венской Академии изящных искусств на скульптора. В феврале–мае 1917 г. она работала на фронте в Каринтии;
- Стефани Холленштайн (Stephanie Hollenstein, 1886-1944) была самой юной сотрудницей KPQ. Она отличилась тем, что переодевшись в мужское платье, записалось в тирольское ополчение (k.k. Standschützen) и даже приняла участие в боях!
Среди мастеров мужского пола можно выделить таких выдающихся художников:
- Альбин Эггер-Линц (Albin Egger-Lienz, 1868–1926) — автор возможно наиболее известной (по крайней мере часто цитируемой) австрийской картины на тему Первой мировой войны — «Безымянные 1914» (1916). Эггер-Линц был незаконнорожденным сыном церковного художника и рано проявил талант, обучался в мюнхенской Академии изящных искусств, неоднократно получал награды за свое искусство. В 1909 г. он стал членом объединения «Венский сецессион». На следующий год ему предложили стать профессором венской Академии изящных искусств, но в дело вмешался всесильный наследник престола Франц Фердинанд — его оскорбил подарок императору от художника к 60-летия восшествия на престол, представленный на специально организованной к юбилею выставке. Эрцгерцог посчитал, что картина «Пляска смерти Девятого Года» (Der Totentanz von Anno Neun) не патриотическая и недостаточно благочестива для престарелого монарха. Сама работа была посвящена сбору австрийского ополчения в 1809 г. Еще до вступления Италии в Первую мировую войну, в апреле 1915 г. Эггер-Линц, не служивший срочную службу в вооруженных силах, записался добровольцем в тирольский ландштурм (k.k. Standschützen). На войне талант художника в первую очередь пригодился в рытье окопов и маскировке казематов горной крепости Томбио (Tombio). От этого его спас полковой врач, поставивший диагноз 47-летнему художнику «проблемы с сердцем в высокогорье». После оставления фронта Альбина начал сотрудничество с KPQ и много рисовал для австрийского Красного Креста, «Отдела военного попечительства» (Kriegsfürsorgeamt) и других благотворительных организаций. С мая 1916 г. он творил только у себя в студии;
- Антон Файстауер (Anton Faistauer, 1887–1930) происходил из крестьянской семьи, проживавшей в Тироле. Художественное образование получил в частной школе, а затем в венской Академии изящных искусств. В 1916 г. был призван в 59-й пехотный полк общей армии и направлен на фронт. В 1918 г. был признан непригодным к строевой службе и прикомандирован к KPQ, в котором главным образом занимался организацией выставок;
- Фердинанд Андри (Ferdinand Andri, 1871–1956) был сыном позолотчика скульптур и в первую очередь освоил искусство резьбы по дереву, а образование получил сначала в Государственной индустриальной школе в Инсбруке, а потом в венской Академии изящных искусств в Вене. Он был членом «Венского сецессиона» и в 1905–1906 гг. даже возглавлял объединение. В 1915 г. он подал заявление на сотрудничество в KPQ, которое было удовлетворено. В ноябре–декабре того же года он работал в Белграде, в 1916 г. сначала ездил в Черногорию и Албанию, а потом — в горные массивы Ортлер и Доломитовые Альпы на Итальянском фронте. В 1918 г. он находился при командовании 10-й Армии в Тироле. Много работал на «Детский фонд» (Kinderhilfswerks) и «Фонд помощи военным инвалидам» (Kriegsinvalidenstiftung);
- Александр Деметриус Гольц (Alexander Demetrius Goltz, 1857–1944) родился в семье инженера путей сообщений и вырос в Вене, а художественное образование получил сначала в мюнхенской, а затем венской Академиях изящных искусств. Первоначально он приобрел славу исторического живописцы, затем — пейзажиста и портретиста. Позже он стал известным художником театральных декораций. Наиболее известной его работой во время сотрудничества с KPQ стала картина «Осада Антверпена в 1914 г.», на которой он изобразил расчет 30,5-см мортиры;
- Оскар Ласке (Oskar Laske, 1874–1951) родился в Черновцах на Буковине в семье промышленного архитектора. Он закончил архитектурный факультет венской Академии изящных искусств, но в 1904 г. переключился на живопись. Он является автором серии акварелей, изображающих пейзажи, жанровые сценки, городскую архитектуру, написанные после путешествий по Европе и Северную Африку. Также Ласке был известен как график и книжный иллюстратор. В Первую мировую войну он служил офицером в Галиции, с 1915 г. — на Итальянском фронте на р. Изонцо. Затем сотрудничал с KPQ;
- Карл Фридрих Гсуер (Karl Friedrich Gsur, 1871–1939) был сыном известного скульптора и гравера Карла Людвига Гсуера. Образование получил естественно в венской Академии изящных искусств, путешествовал по Тунису, Франции и Нидерландам. С началом Первой мировой войны он, как офицер ландштурма, был призван в действующую армию и служил порученцем (Ordonnanzoffizier) при штабе 25-й пехотной дивизии для связи с 4-м «Хох- и Дайчмайстера» и 84-м «барон фон Больфрас» пехотными полками общей армии, а также 10-м егерским батальоном «оберст Карл фон Копаль». поэтому художник стал участником боевых действий при Комарове, Львове, над Бугом и Сапанове. В мае 1917 г. его назначили ординарцем эрцгерцога Петера Фердинанда, а в ноябре произвели в гауптманы. Одновременно с октября 1914 г. он активно сотрудничал с KPQ, куда регулярно отсылал свои работы. Заслуги художника и солдата были отмечены сначала «Военной медалью заслуг», а затем — «Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа»;
- Людвиг Генрих Юнгникель (Ludwig Heinrich Jungnickel, 1881–1965) был сыном плотника из Восточной Баварии. Когда будущему художнику исполнилось четыре года, семья переехала в Мюнхен, где Людвиг учился в Школе прикладного искусства (Kunstgewerbeschule). Когда мать умерла, Людвиг с младшим братом эмигрировали в Италию в Рим, где старший Юнгникель зарабатывал, продавая туристам рисунки архитектуры «вечного города». Итальянский археолог Орацио Маручи предложил ему зарисовывать коллекцию ватиканского музея. Рисунки были настолько хороши, что вскоре Людвиг уже копировал картины, а затем был направлен в монастырь Танцберг в Клагенфурте, чтобы выучиться на церковного художника. В 1899 г. он поступил на отделение живописи венской Академии изящных искусств. Художник много путешествовал и много учился, он получил признание и множество наград. В конце 1915 г. Юнгникеля призвали в германскую армию, в которой он прослужил шесть месяцев, но на фронт так и не попал. В 1918 г. получил австрийское гражданство;
- Александр Пок (Alexander Pock, 1871–1950) закончил венскую Академсию изящных искусств. Талант художника проявился в изображении военных и лошадей, благодаря чему на него обратил внимание наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Сразу после убийства своего покровителя в Сараево и начала войны, Пок был призван в KPQ. Художник посетил фронты в Галиции, Трансильвании, на Изонцо и в Южном Тироле. Он делал много эскизов карандашом и, возвращаясь в свою мастерскую, немедленно переводил их в картины маслом;
- Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka, 1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей свое происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства (Universität für angewandte Kunst Wien), где одним из его преподавателей был Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошел добровольцем и попал на фронт в Галиции, на котором получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжелое штыковое ранение в легкое. Ему повезло, так как удалось добраться до своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 г. был откомандирован на фронт на Изонцо;
- Альфред Базель (Alfred Basel, 1876–1920) был сыном венского владельца фабрики и, как и Кокошка, закончил Венскую школу прикладных искусств, путешествовал по Италии и Германии. Он был офицером резерва, поэтому в марте 1915 г. был призван в чине лейтенанта в действующую армию и вместе с 4-й Армией воевал в Галиции, участвовал в наступлении в Царстве Польском, попал на фронт в Карпатах. После болезни он был комисован осенью 1915 г. и начал сотрудничать с KPQ. В 1916 г. Базель посетил военную флотилию на Висле, фронты в Карпатах, Албинии, на Изонцо и в степной части Украины.
Первоначально местом «штаб-квартиры» художественной группы выбрали военный архив (k. u. k. Kriegsarchiv), располагавшийся в здании военно-исторического музея (k. u. k. Heeresmuseum) — именно туда художники сдавали свои работы и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Но весной 1916 г. управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.
За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. На них было выставлено более 9000 работ!
Фотографы
Военная пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооруженных сил двуединой монархии была еженедельная газета «Наш воин» (Unsere Krieger). Более 33 000 фотографий периода Первой мировой войны хранится в фотоархиве Австрийской национальной бибилиотеки!
Одним из самых известных фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (Hugo Eywo, 1877–1953). Известный впоследствии и как актер и оператор кино, Хуго происходил из древнего артистократического рода, его отец сражалася вместе с мексиканским императором Максимилианом I (младшим братом Франца Иосифа) против инсургентов. В 1914 г. Хуго Эйво создал в Вене информационное фотоагенство «Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale».
Кинематографическое отделение (Filmexpositur)
В 1915 г. в структуре KPQ появилось специфическое отделение, основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром Йзефом Коловрат-Краковским (Alexander Joseph Graf Kolowrat-Krakowsky, 1886–1927). Александр спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчетны военному архиву.