императорская и королевская Военная пресс-служба

k.u.k. Kriegspressequartier (KPQ)

Первая мировая война стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором не последнюю роль сыграла пропаганда. Чтобы не отдавать все на откуп гражданским журналистам, военные власти всех государств создали специальные органы, которые не только контролировали исходящую информацию, но и направляли ее в правильное для них идеологическое русло. В австро-венгерских вооруженных силах таким органом управления стала военная пресс-служба общей армии, сформированная приказом от 28 июля 1914 г. при верховном командовании (Armeeoberkommandos). Ее возглавил оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен (Max Ritter von Hoen). В марте 1917 г. его на этом посту до конца войны сменил оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна (Wilhelm Eisner-Bubna).

Фельдмаршал-лейтенант Максимилиан фон Хоен (рисунок Оскара Бруха, нач. 1915 г.)

Фельдмаршал-лейтенант Максимилиан фон Хоен (рисунок Оскара Бруха, нач. 1915 г.)

Оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна

Оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна

В 1914 г. было создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства «Телеграфное бюро» (k. u. k. Telegraphen-Korrespondenz-Bureau). Оно, кстати, существует и по ныне, но уже под другим названием — «Австрийское пресс-агентство» (Austria Presse Agentur (APA)). Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ фактически стало его подразделением. В течении войны к сотрудничеству было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, из которых 346 были художниками! Конечно, большая часть сотрудников были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и такие, которые за пропагандистской работой скрывались от фронта, и даже такие, которых насильно привлекли против их желания.

Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов.

Все сотрудники KPQ полностью находились на государственном содержании, им выдавали обмундирование и к нему специальные черно-желтые нарукавные повязки с надписями белого цвета «PRESSE», «KUNST» или «KRIEGSPRESSEQUARTIER».

Журналисты

К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь многих выдающихся «мастеров пера». Вот только некоторые из них:

Военный корреспондент на фронте (хорошо видно нарукавную повязку с надписью «ПРЕССА»)

Военный корреспондент на фронте (хорошо видно нарукавную повязку с надписью «ПРЕССА»)

Альбин Эггер-Линц «1915» (1915)

Альбин Эггер-Линц «1915» (1915)

Теодор Майерхофер «Александр Рода Рода» (не позднее 1907 г.)

Теодор Майерхофер «Александр Рода Рода» (не позднее 1907 г.)

Майор Роберт Михель (1918)

Майор Роберт Михель (1918)

Группа художников (Kunstgruppe)

Нарукавная повязка военного корреспондента

Нарукавная повязка военного корреспондента

Группой художников в 1914–1916 гг. руководил оберст Вильгельм Йон (Wilhelm John), который с 1909 г. возглавлял Военно-исторический музей. В 1916 г. и до конца войны пост командира группы художников занимал майор Георг Собичка (Georg Sobicka). Военные власти не пустили дело на самотек — было издано «Предписание по живописному освещению войны» (Vorschrift für die bildliche Berichterstattung im Kriege), в котором, в частности, говорилось, что задачей художников было «…эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооруженных силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе». Согласно этой инструкции художники должны были изыскать «…эффектные и интересные моменты фронтовой жизни», а военное начальство всячески им в этом помогать. Причем не обязательно требовалось передавать только бравурную и победоносную стороны деятельности армии — широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.

Альфред Базель «После прорыва при Тальяменто» (1918)

Альфред Базель «После прорыва при Тальяменто» (1918)

Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты — в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов оставалось также делом будущего. Гораздо большая роль отводилась мастерам жанровой живописи — они должны были в кратчайшие сроки создавать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных жанровых картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжет был посвящен конкретным подвигам. Художников командировали на фронт и они были обязаны раз в неделю выдавать минимум один эскиз, а раз в месяц сдать минимум одну картину. Гораздо большей свободой пользовались скульпторы…

Нарукавная повязка военного художника

Нарукавная повязка военного художника

Конкуренция между художниками была огромная — в KPQ обращались и маститые метры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения — нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооруженные силы все больше и больше требовали «пушечного мяса», и вне зависимости от того, какими талантами «оно» обладало, кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин. И многие из них оставили яркий след в искусстве ХХ века:

Фредерика Ульрейх «Военный мост в Белграде» (1915)

Фредерика Ульрейх «Военный мост в Белграде» (1915)

Среди мастеров мужского пола можно выделить таких выдающихся художников:

Альбин Эггер-Линц «Мертвый солдат после героической миссии» (1918)

Альбин Эггер-Линц «Мертвый солдат после героической миссии» (1918)

Альбин Эггер-Линц «Безымянные 1914» (1916)

Альбин Эггер-Линц «Безымянные 1914» (1916)

Скандальная картина Альбина Эггер-Линца «Пляска смерти Девятого Года» (1908)

Скандальная картина Альбина Эггер-Линца «Пляска смерти Девятого Года» (1908)

Альбин Эггер-Линц «Финал» (1918)

Альбин Эггер-Линц «Финал» (1918)

Карл Фридрих Гсуер «Портрет генерал-майора Адольфа фон Боога»

Карл Фридрих Гсуер «Портрет генерал-майора Адольфа фон Боога»

Карл Фридрих Гсуер «Оборонительный бой пулеметного отделения»

Карл Фридрих Гсуер «Оборонительный бой пулеметного отделения»

Александр Пок «Торжественное прохождение 4-го пехотного полка перед эрцгерцогом Евгением в Пратере» (1896)

Александр Пок «Торжественное прохождение 4-го пехотного полка перед эрцгерцогом Евгением в Пратере» (1896)

Альфред Базель «Бой в Карпатах» (1915)

Альфред Базель «Бой в Карпатах» (1915)

Первоначально местом «штаб-квартиры» художественной группы выбрали военный архив (k. u. k. Kriegsarchiv), располагавшийся в здании военно-исторического музея (k. u. k. Heeresmuseum) — именно туда художники сдавали свои работы и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Но весной 1916 г. управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.

За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. На них было выставлено более 9000 работ!

Фотографы

Генерал-оберст Карл Терстынский фон Надяш позирует для скульптора

Генерал-оберст Карл Терстынский фон Надяш позирует для скульптора

Военная пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооруженных сил двуединой монархии была еженедельная газета «Наш воин» (Unsere Krieger). Более 33 000 фотографий периода Первой мировой войны хранится в фотоархиве Австрийской  национальной бибилиотеки!

Военный фотокорреспондент (Владимир-Волынский, март 1918 г.)

Военный фотокорреспондент (Владимир-Волынский, март 1918 г.)

Одним из самых известных фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (Hugo Eywo, 1877–1953). Известный впоследствии и как актер и оператор кино, Хуго происходил из древнего артистократического рода, его отец сражалася вместе с мексиканским императором Максимилианом I (младшим братом Франца Иосифа) против инсургентов. В 1914 г. Хуго Эйво создал в Вене информационное фотоагенство «Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale».

Кинематографическое отделение (Filmexpositur)

Военный кинодокументалист

Военный кинодокументалист

В 1915 г. в структуре KPQ появилось специфическое отделение, основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром Йзефом Коловрат-Краковским (Alexander Joseph Graf Kolowrat-Krakowsky, 1886–1927). Александр спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчетны военному архиву.

Опубликовал: Дмитрий Адаменко | 20 Грудня 2012
Рубрика: Збройні сили, Перша світова війна
Позначки:, ,

Последние опубликование статьи