Дмитрий Зазанский
Во время ночных маршей по узким тропам и ледяным дорогам в горах любой ложный шаг мог бы означать смерть. Легко управляемый источник света в виде свечного фонаря приобрел особое значение. Также он нашел применение для освещения галерей и пещер.
По этим причинам в экипировку включили универсальный фонарь, работавший как на масле, так и при помощи свечи. Он был похож на довоенный фонарь для горных туристов. Первая модель была скорее предназначена для движения в колонне, так как имела на ручке втулку, для крепления в стволе винтовки — на марше фонарь нужно было нести в голове колонны и, если это было возможно, сзади и равномерно распределив по колонне. Фонари должны были быть немедленно погашены, если возникала угроза обнаружения колонны противником.
Конструкция фонаря была одновременно простой и оригинальной: коробчатый корпус был выштомпован из листового железа и выкрашен в защитный цвет (краска одновременно прикрывала металл от ржавчины). Спереди и сзади были устроены дверцы на петлях. Передняя прикрывала стенку с овальным отверстием, которое было закрыто стеклом. На задней дверце были смонтированы вращающиеся в вертикальной плоскости проволочные петли, при помощи которых фонарь можно было повесить на пояс. Внизу корпуса были пробиты небольшие отверстия, которые вместе с отверстиями побольше в верхней части и большой горловиной на верхней грани корпуса обеспечивали тягу. Горловина была прикрыта выдвигающейся крышкой, при помощи которой можно было регулировать тягу. Крышка также препятствовала попаданию дождевой влаги в фонарь. На верху корпуса также была смонтирована проволочная рукоять, которая свободно вращалась вокруг него. На задней дверце изнутри был прикреплен рефлектор из полированной белой жести, который увеличивал количество светового потока от горящих масла или свечи.
Через заднюю дверцу в фонарь вставляли кубический резервуар для масла, изготовленный из луженной жести. На одной из его стенок монтировали вращающееся в вертикальной плоскости проволочное полукольцо, при помощи которого резервуар можно было извлекать из фонаря. В верхней крышке фонаря была устроена горловина, через которую наливали масло. В нее же вставлялся фитиль. Горловина имела резьбу, при помощи которой на нее навинчивалась крышка, имевшая вертикальный заостренный штырь — на него надевали свечу в случае, если масло было недоступно. Чтобы свеча не упала с крышки, на резервуар припаивали четыре изогнутых держателя. А чтобы не потерять крышку, ее приковывали к резервуару цепочкой. В зависимости от изготовителя внутри корпуса или к резервуару крепили шипчики для снятия со свечи нагара.
В 1918 году была введена модель «Доломит»: фонарь изготовлялся из жести и селенита (вместо стекла) и состоял из передней, задней, двух боковых стенок, дна и крышки. Корпус монтировался на задней стенке, на которой также закреплялся овальный рефлектор из полированной жести. Свеча вставлялась в углубление на дне и удерживалась пружиной.
Левая боковая стенка была цельной, а в правой и передней стенке были большие прямоугольные вырезы, закрытые селенитом. На правой боковой стенке было два проволочных ограждения, предупреждавших выпадение селенита. На двух узких сторонах передней стенки было по 3 прямоугольных защелки шириной 6 мм, которыми фиксировались дно и крышка. С одной стороны стенки в верхней части было шесть вентиляционных отверстий. В середине верхней крышки было круглое отверстие, над которым был приклепан колпак так, чтобы по бокам оставалось 3 отдушины. В крышку же впаивалась «П»-образная рамка, к которой крепилась дуга, согнутая из железной проволоки. Дно, крышка и боковые стенки были присоединены к задней стенке петлями. Кроме того, петли дна и крышки имели пружины, препятствовавшие произвольному складыванию фонаря. Сложенный фонарь фиксировался проволочным подвесом. Фонарь хранился в чехле, изготовленном из вощеной парусины или брезента, с клапаном на пуговице — фонарь в чехле переносился во одном из внешних карманов рюкзака. Фонарь весил 350 гр.
Как и другие элементы снаряжения, в ходе войны использовались не только уставные или фабричные модели фонарей, но различные произвольные. Принцип действия всех был похож, но размеры и детали конструкции отличались. Обычно, металлические части окрашивались матовым защитным серо-зеленым или коричневым лаком.