«Россия — страна контрастов, и нигде это свой свойство не проявляется так ясно, как в плену…»
Отечественной историографией довольно полно исследованы вопросы участия военнопленных Первой мировой войны в революционных событиях в России, в том числе в Гражданской войне. При этом проблемы их пребывания в России до октября 1917 года — как правовые, так и организационные — чаще всего оставались в тени и широкому читателю мало известны. В данной статье предпринята попытка исследования одного из аспектов проблемы — побегов немецких и австрийских военнопленных на родину через страны Скандинавии. Полная запись…
«Императорские и королевские Саперные войска» (k.u.k. Sappeure) были частью сухопутных войск вообще и инженерных войск в частности и входили в состав общей армии. Они были воссозданы 1 октября 1912 г. из части пионерных войск, исходя из опыта неевропейских войн. Полная запись…
«Императорские и королевские Пионерные войска» (k.u.k. Pioniere) были частью сухопутных войск вообще и инженерных войск в частности и входили в состав общей армии. Они были созданы в 1893 г., когда императорское и королевское Военное министерство издало предписания, в которых точно очертило задачи формируемых 15 пионерных батальонов
Императорский и королевский военно-технический комитет (k.u.k. Technische Militärkomitee) входил в состав императорского и королевского Военного министерства и, таким образом, был частью общей армии. Он располагался в Вене на Зерновой площади (Wien VI. Bez. Getreidemarkt 9).
В задачи комитета входило развивать техническую сторону вооруженных сил, для чего он, в частности, имел представителей в Министерстве путей сообщения (Ministerium Gutachten und Anträge). Полная запись…
Транспортный бум 90-х годов XIX века, связанный с появлением и началом массового изготовления автомобильного транспорта, привел к тому, что австро-венгерское верховное командование обратило внимание на новый вид транспорта и в 1898 г. приобрело первый грузовик, который, кстати, единственный из всех европейских армий в 1914 г. все еще был в строю! Таким образом началось создание «императорских и королевских Автомобильных войск» (k. u. k. Militär-Automobilwesen) в составе сухопутных войск общей армии. Полная запись…
«Императорская и королевская Бригада военных сообщений» (k. u. k. Verkehrstruppenbrigade) существовала в составе общей армии, состояла из разных подразделений различных родов войск сухопутных сил и была призвана обеспечивать логистику и связь вооруженных сил Австро-Венгрии. Несмотря на свой состав она не была частью инженерных войск, а подчинялась верховному командованию. Полная запись…
Операция под Капоретто является лишь одной из фаз итало-австрийской войны. Вполне понять ее можно, лишь восстановив ее исторический фон, бросив взгляд на предшествующие события 1915-1917 гг.
С мая 1915 г. по октябрь 1917 г. численно более сильная итальянская армия, несмотря на тяжелые потери, добилась лишь очень незначительных положительных результатов, совершенно несоразмерных принесенным ею жертвам. Полная запись…
В основе разгрома под Капоретто лежит тактическая в стратегическая (оперативная) внезапность. Эта внезапность вытекала:
Эффект внезапности был усилен горным характером театра военных действий. Полная запись…
Австро-германское командование намечало одним натиском прорвать итальянскую оборонительную полосу на левом фланге 2-й армии и этим первым решительным ударом сразу же создать самые благоприятные условия для развития операции. Чтобы нанести этот мощный удар, надо было обеспечить максимальную энергию и стремительность первой атаки и, прежде чем успеют вступить в дело резервы противника, использовать повсюду и до конца смятение, вызванное внезапностью нападения. Полная запись…