Хотя в течении Первой мировой войны австро-венгерские вооруженные силы внедряли самые современные средства связи, голуби все еще оставались одним из необходимых элементов воюющей армии. Казалось бы: почему? Посудите сами: до портативных радиостанций вообще и ранцевых в частности было еще ой как далеко. А развернуть незаметно для противника полноценные телеграфные и телефонные станции в первой линии окопов было просто невозможно — те становились легкой добычей вражеской артиллерии. А войска на марше? Им оставались только конные, велосипедные и мотоциклетные посыльные. В тоже время ящик с почтовыми голубями практически ничего не весил.
Но почему же голуби составили конкуренцию посыльным или, например, служебным собакам? Скорость! Скорость, дальность и непревзойденная ориентировка! Голубь точно находил свою голубятню. При этом летел по прямой, а не следовал по дорогам или пересеченной местности. И мог со скоростью около 1 км/мин пролететь до 500 км (покрыть максимальное расстояние за 10–12 часов)! Конечно, объемистый пакет, с которым мы привыкли представлять себе посыльного, почтовый голубь донести никак не мог. Но ведь большинство донесений этого и не требует! Сообщение писали на тонкой и легкой папиросной бумаге весом около 4 грамм формата «октава» (1/8 часть листа, согнутого трижды. Приблизительно соответствовал привычному нам формату А5 (половина общепринятого машинописного листа)), которую плотно сворачивали и помещали в полый стержень птичьего пера и запечатывали воском. Этот тубус или крепили шелковой ниткой к срединному перу хвоста, которое не было подвержено линьке, то есть никогда не терялось, или двумя резиновыми колечками к ноге птицы.
Естественно, почтовые голуби были «изобретением» тысячелетней давности. И к Первой мировой войне её участники подошли с уже устоявшимся «видом оружия». Подсчитано, что с 1914 по 1918 годы габсбургская армия использовала около 100 000 голубей! Согласно «Военной энциклопедии» (СПБ: Из-во Сытина, 1911) военно-голубиная почта получила новый толчок к развитию и с её помощью была установлена постоянная связь руководящего центра с опорными пунктами на русской, балканской и итальянской границах. Они были объединены в 23 военные голубятни.
Голуби обычно летали между передовой линией окопов и задними линиями обороны, чтобы, например, передать целеуказание для артиллерии, просьбу о помощи, сообщения от окруженных частей или осажденных крепостей. Однако, например, германские летчики брали с собой голубей и на самолеты наблюдателей. А так как голуби были мишенью для вражеских снайперов, то рекомендовалось посылали минимум двух голубей с одинаковым сообщением, а лучше при возможности — от трех до пяти. Хотя следует признать, что потери среди голубей за всю войну составили всего 5% от списочного состава. Среднее расстояние полета составляло 15–20 км от передовой линии окопов.
Специфика использования отразилась на устройстве военно-полевой голубиной почты: она была разделена на отделения (Taubenabteilung), которые состояли из стационарных и мобильных голубятен (Taubenschlag), где птицы жили и куда возвращались, и мобильных патрулей (Betreuern) с голубями, сопровождавших войска. Естественно, первые располагались вблизи штабов соединений.
Непосредственно к линии фронта, когда это было необходимо, голубей доставляли в наплечных плетеных из лозы ящиках.
Так как с самого начала войны войска на фронтах начали активно применять отравляющие газы, то для голубей, неспособных, в отличии от коней и собак, носить противогазные маски, оберлейтенант общей армии Лёв (F. Löw) придумал специальный защитный контейнер, так называемый «газозащитный ящик» (Gasschutzkästen).
- Schmid H.: Taktisches Handbuch, 3. Auflage, 1916.
- Organisationshandbuch der k.u.k. Armee im Ersten Weltkrieg 1914–1918, Verlag Militaria.
- Bildarchiv Österreichische Nationalbibliothek