Автор-составитель С.А. Балакин
Австро-Венгрия
Австро-Венгрия, часто именуемая как «лоскутная» империя или «двуединая» монархия, к началу 1-й мировой войны являлась одним из крупнейших государств Европы. Так, по численности населения (52,8 млн. человек) она уступала лишь России и Германии. Несмотря на свой «сухопутный» статус, страна обладала значительным (протяженностью в 370 миль) участком побережья Адриатического моря с хорошо оборудованными базами и верфями в Триесте, Поле (ныне Пула), Фиуме (Риека), Себенико (Шибеник), Спалато (Сплит), Порто-Ре (Кралевица) и Каттаро (Котор).
Флот «двуединой» монархии (эта «двуединость» подчеркивалась даже его официальным названием «Kaiserlich und Königlich» — «Императорский и Королевский», в честь австрийского кайзера и венгерского короля) к августу 1914 года насчитывал 3 линкора-дредноута, 3 мощных линкора-додредноута, 9 быстроходных броненосцев и броненосных крейсеров, 3 современных легких крейсера, 6 больших эсминцев, 6 подводных лодок и значительное количество малых и устаревших судов. Флот был хорошо сбалансирован, а его относительная немногочисленность компенсировалась достаточно высокими боевыми качествами кораблей. Так, линкоры типа «Вирибус Унитис», крейсера типа «Адмирал Шпаун», эсминцы типа «Татра» по совокупности своих элементов существенно превосходили боевые единицы аналогичных классов итальянского флота.
Организационно в августе 1914 года ВМС Австро-Венгрии состояли из 1-й и 2-й эскадр линкоров, флотилии крейсеров, 1-й и 2-й флотилий миноносцев, специальной группы береговой обороны, пяти отрядов обороны военно-морских баз и Дунайской речной флотилии. Основной ударной силой являлась 1-я эскадра линкоров, включавшая в себя 1-й («Вирибус Унитис», «Тегетгоф», «Принц Ойген») и 2-й («Эрцгерцог Франц Фердинанд», «Радецкий», «Зриньи») дивизионы. 2-я эскадра состояла из 3-го («Эрцгерцог Карл», «Эрцгерцог Фридрих», «Эрцгерцог Фердинанд Макс») и 4-го («Габсбург», «Арпад», «Бабенберг») дивизионов. Во флотилию крейсеров входили все три броненосных крейсера и три бронепалубных — типа «Зента». 1-я флотилия миноносцев включала в себя все 6 современных эсминцев типа «Татра», 6 типа «Хуссар» и 10 номерных миноносцев; в качестве лидера — флагманского корабля — служил легкий крейсер «Сайда». 2-я флотилия миноносцев — 6 эсминцев типа «Хуссар» и два дивизиона малых миноносцев (18 единиц); флотилию возглавлял легкий крейсер «Адмирал Шпаун». Специальная группа береговой обороны состояла из трех броненосцев типа «Монарх» и старых крейсеров «Кайзер Франц Йозеф I» и «Пантер». Из отрядов береговой обороны баз самым мощным был отряд Полы, включавший в себя флотилию подводных лодок (6 единиц и плавбаза «Пеликан»), 7-й дивизион миноносцев («Трабант», «Планет», «Сателлит» и 8 номерных миноносцев) и флотилию тральщиков (7 переоборудованных миноносцев и 8 буксиров). Кроме того, местные отряды береговой обороны имелись в Триесте (4 миноносца, 6 вооруженных пароходов), Себенико (торпедная канонерка «Комет», 8 миноносцев, 4 тральщика), Луссине (торпедная канонерка «Магнет», 4 миноносца, 2 вооруженных парохода) и Каттаро (торпедная канонерка «Блитц», минзаг «Дромедар», 4 миноносца и 2 тральщика). Старый крейсер «Кайзерин Элизабет» война застала в Китае, в германской базе Циндао. Флагманским кораблем командующего флотом адмирала Антона Гауса с 24 августа 1914 года был линкор «Вирибус Унитис». Младший флагман вице-адмирал Негован держал флаг на линкоре «Тегетгоф», командующий 2-й эскадрой линкоров контр-адмирал Лефлер — на линкоре «Эрцгерцог Карл», командующий флотилией крейсеров вице-адмирал Фидлер — на броненосном крейсере «Санкт Георг».
В годы войны наиболее активно использовались легкие силы австрийского флота — крейсера, эсминцы, миноносцы, подводные лодки. Дредноуты применили свою артиллерию лишь однажды – 24 мая 1915 года: в этот день они обстреляли итальянский порт Анкона. Следующая попытка ввести линкоры в бой была предпринята лишь в июне 1918 года новым командующим флотом, будущим диктатором Венгрии адмиралом Н. Хорти (А. Гауе умер 8 февраля 1917 года), но закончилась неудачей: «Сент Иштван» погиб, а остальные дредноуты вернулись в Полу.
Австро-Венгрия была единственной европейской страной, имевшей в годы 1-й мировой войны мощную речную флотилию, состоявшую из весьма совершенных кораблей специальной постройки. К декабрю 1917 года Дунайская флотилия насчитывала 8 мониторов, 6 бронекатеров, 3 тральщика и значительное число вспомогательных канонерок и вооруженных пароходов. В 1917 году в г. Линце заложили два крупнейших монитора (водоизмещение 1240 т, 2 — 190 мм и 5 — 90 мм орудий), однако их так и не ввели в строй. Кроме того, весной 1918 года в составе австрийского флота появилось новое подразделение — Черноморская флотилия, состоявшая из судов, брошенных русской армией в Рени и Одессе. Увы, через несколько месяцев «лоскутная» монархия распалась, а вместе с ней перестал существовать и «императорский и королевский» флот.
Список сокращений для обозначения фирм-строителей
Австро-венгерские верфи
- АП — морской арсенал в Поле.
- ДанБ — «Данубиус» (Danubius), Будапешт (ранее верфь «H. Schonichen»).
- ДанПР — «Данубиус», Порто-Ре.
- ДанФ — «Данубиус», Фиуме.
- КНТ — «Кантьере Наваль Триестино» (Cantiere Naval Triestino), Монфальконе (в 1916г. верфь эвакуирована в Полу).
- Лц — верфь в Линце (филиал СТТ).
- СТТ — «СтабилиментоТекникоТриестино» (SIT), Триест (в 1916 г. переименована в «Austriawerft»).
- УБАГ — завод УБАГ (UВАG), Будапешт.
Верфи других стран:
Шх — «Шихау» (Германия).
Яр — «Ярроу» (Англия).
Список других сокращений: бенз. — бензиновый двигатель, брт — брутто-регистровая тонна, ВЛ — ватерлиния, ГБ — глубинные бомбы, ГК — главный калибр, диз. — дизельный двигатель, зен. — зенитное орудие, КО — котельное отделение, МО — машинное отделение, ПВО — противовоздушная оборона, ПК — паровые котлы, ПЛ — подводная лодка, ПЛО — противолодочная оборона, ПМ — паровые машины, ПТ — паровые турбины, ПТЗ — противоторпедная защита, СК — средний калибр, cл. — сдача на слом, ТА — торпедный аппарат, ТКА — торпедный катер, уг. — уголь, ЭД — электродвигатели, Эк. — экипаж, ЭУ — энергетическая установка.
Линкоры
Линкоры типа «Вирибус Унитис» — 4 ед.
“Тегетгоф” (Tegetthoff) СТТ 24.9.1910 / 21.3.1912 / 21.7.1913 — cл. 1924
“Принц Ойген” (Prinz Eugen) СТТ 6.1.1912 / 30.11.1912 / 17.7.1914 — затоплен 28.6.1922
“Сент-Иштван” (Szent Istvan) ДанФ 29.1.1912 / 17.1.1914 / 13.12.1915 — погиб 10.6.1918
Единственные дредноуты австро-венгерского флота и первые в мире линкоры с артиллерией ГК, расположенной в трехорудийных башнях. «Сент Иштван» строился на принадлежавшей венгерскому капиталу верфи в Фиуме, комплектовался венгерскими фирмами, имел двухвальную паротурбинную установку и отличался меньшей надежностью механизмов. На испытаниях наибольшую скорость показал «Тегетгоф» — 20,98 уз. Дальность плавания 10-узловым ходом составляла 4200 миль. В ходе войны 6 66-мм пушек были заменены зенитками такого же калибра.
Главный недостаток этих достаточно хорошо сбалансированных кораблей — слабая ПТЗ. По этой причине два линкора погибли: «Сент Иштван» был торпедирован итальянским ТКА MAS15, а «Вирибус Унитис» подорван в Поле итальянскими боевыми пловцами. После войны «Тегетгоф» передали Италии (в строй не вводился), а «Принц Ойген» — Франции (использовался как плавучая мишень и потоплен на маневрах).
20 014/21 595 т, 152,2×27,3×8,9 м. ПТ — 4, 12 ПК, 25 000 л.с. = 20 уз., 2000 т уг. Броня: пояс 280 — 150 мм, башни 280 — 60 мм, казематы 180 мм, палуба 48–30 мм, рубка до 280 мм. Эк. 1046 чел. 12 — 305 мм/45, 12 — 150 мм/50, 18 — 66 мм/50, 4 ТА 533 мм.
Линкоры типа «Радецкий» — 3 ед.
“Эрцгерцог Франц Фердинанд” (Erzherzog Franz Ferdinand) CTT 12.9.1907 / 30.9.1908 / 5.6.1910 — сл. 1926
“Зриньи” (Zrinyi) CTT 20.1.1909 / 12.4.1910 / 15.9.1911 — сл. 1920
14 500/15 846 т, 138,8×24,6×8,1 м. ПМ — 2, 12 ПК, 20 000 л.с. = 20,5 уз., 750/1350 т уг. Броня: пояс 230-100 мм, башни ГК 250–60 мм, башни СК 200-50 мм, казематы 120 мм, палуба 48 мм, рубка до 250 мм. Эк. 890 чел. 4 — 305 мм/45, 8 — 240 мм/45, 20 — 100 мм/50, 6 — 66 мм, 3 ТА 450 мм.
Один из самых удачных в мире проектов броненосцев додредноутной эпохи. Хотя по своей концепции к началу войны эти корабли уже устарели, хорошая защита и мощное вооружение делали их серьезными противниками даже для первых итальянских дредноутов. В 1915 г. две 66-мм пушки заменены на зенитки такого же калибра. После войны все три линкора переданы Италии, где были разобраны на металл.
Линкоры типа «Эрцгерцог Карл» — 3 ед.
“Эрцгерцог Фридрих” (Erzherzog Friedrich) CTT 4.10.1902 / 30.4.1905 / 31.1.1907 — сл. 1921
“Эрцгерцог Фердинанд Макс” (Erzherzog Ferdinand Max) CTT 9.3.1904 / 21.5.1905 / 21.12.1907 — сл. 1921
Быстроходные корабли со скорострельной артиллерией относительно небольшого калибра. Развитие типа «Габсбург». Новые 190-мм пушки установлены в полностью электрифицированных башнях. Первые из капитальных кораблей австрийского флота, вся «начинка» которых, включая артиллерию и броню, изготовлена на отечественных заводах. После окончания боевых действий «Эрцгерцог Фердинанд Макс» был передан Англии, остальные два — Франции. «Эрцгерцог Карл» сел на мель у Бизерты и там же был разобран на металл, а оба его систершипа продали на слом в Италию.
10 640 т полн., 126,2×21,8×7,5 м. ПМ — 2, 18 ПК, 18 000 л.с. = 20,5 уз., 550/1315 т уг. Броня: пояс до 210 мм, башни до 240 мм, казематы 150 мм, траверзы 200 мм, палуба 55 мм, рубка до 220 мм. Эк. 769 чел. 4 — 240 мм/40, 12 — 190 мм/42, 12 — 66 мм/45, 8-47 мм, 2 ТА 450 мм.
Линкоры типа «Габсбург» — 3 ед.
“Арпад” (Arpad) CTT 10.6.1899/11.9.1901/15.6.1903 — сл.1921
“Бабенберг” (Babenberg) CTT 19.1.1901/4.10.1902/24.5.1904-ел. 1921
8250 т полн., 114,6×19,9×7,4 м. ПМ — 2, 16 ПК, 15 000 л.с. = 19,6 уз., 500/840 т уг. Броня: пояс 220-180 мм, башни до 210 мм, казематы до 135 мм, палуба 66–40 мм, рубка до 200 мм. Эк. 630 чел. 3 — 240 мм/40, 12 — 150 мм/40, 10 — 66 мм/45, 6 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Самые маленькие линкоры в мире, фактически — броненосные крейсера. Отличались хорошей скоростью хода («Габсбург» на испытаниях развил 19,98 узла). Дальность плавания 10-узловым ходом — 3600 миль. «Габсбург» и «Арпад» в 1911–1912 гг. модернизированы, с них снята часть надстроек, что позволило уменьшить водоизмещение по сравнению с проектным. «Бабенберг» сохранил свой первоначальный вид и водоизмещение (8823 т). В конце войны переклассифицированы: «Арпад» и «Габсбург» стали учебными кораблями (соответственно с сентября 1917 и февраля 1918), а «Бабенберг» — плавказармой (с января 1918). В 1920 г. переданы Англии, но сразу же были проданы на слом в Италию.
Броненосные крейсера
Броненосный крейсер «Санкт-Георг» — 1 ед.
“Санкт Георг” (Sankt Georg) АП 11.3.1901 / 9.12.1903 / 21.7.1905 — сл.1920
7289/8070 т, 124,3x19x6,8 м. ПМ — 2, 12 ПК, 15 000 л.с. = 22 уз., 1103 т уг. Броня: пояс 210–165 мм, башни до 210 мм, траверзы 190 мм, палуба 50–36 мм, рубка до 200 мм. Эк. 630 чел. 2 — 240 мм/40, 5 — 190 мм/42, 4 — 150 мм/40, 9 — 66 мм/45, 6 — 47 мм, 2 — 37 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Увеличенный вариант крейсера «Кайзер Карл VI» с двухорудийной башней ГК. В 1916 г. довооружен одной 66-мм зениткой. Участвовал в нескольких боевых операциях; после восстания матросов 1–3 февраля 1918 г. исключен из боевого состава; с апреля — штабной корабль в Каттаро. В 1920 г. достался Англии, но сразу же был продан на слом в Италию.
Броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» — 1 ед.
“Кайзер Карл VI” (Kaiser Karl VI) СТТ 1.6.1896 / 4.10.1898 / 23.5.1900 — сл. 1920
6864 т полн., 118,9×17,3×6,75 м. ПМ — 2, 18 ПК, 12 000 л.с. = 20,8 уз. 820 т уг. Броня: пояс 220-170 мм, башни до 200 мм, казематы 80 мм, палуба 60-40 мм, рубка до 200 мм. Эк. 535 чел. 2 — 240 мм/40, 8 — 150 мм/40, 18 — 47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Корабль, сочетавший черты броненосца «Габсбург» и крейсера «Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия». Участвовал в нескольких боевых операциях. В марте 1918 г. исключен из боевого состава, до конца войны служил штабным кораблем в Себенико.
Броненосный крейсер «Мария Терезия» — 1 ед.
“Кайзерин унд Кёнигин Мария Терезия” (Kaiserin und Königin Maria Theresia) СТТ 6.10.1891 / 29.4.1893 / 11.1894 — сл. 1920
6026 т полн., 113,7×16,25×6,8 м. ПМ — 2, 6 ПК, 9755 л.с. = 19,3 уз., 746 т уг. Броня: пояс и башни до 100 мм, казематы 80 мм, палуба 57–38 мм, рубка 50 мм. Эк. 475 чел. 2 — 190 мм/42, 8 — 150 мм/35, 14 — 47 мм, 4 — 37 мм, 4 ТА 450 мм.
Увеличенный вариант крейсера типа «Кайзерин Элизабет» с броневым поясом по ВЛ. Первоначально имел вооружение из двух 240-мм и восьми 150-мм орудий Круппа, но в 1909-1910 гг. пушки ГК заменили на 190-мм завода «Шкода». В 1914-1916 гг. базировался на Себенико. 31.1.1917 разоружен и превращен в плавказарму для экипажей германских ПЛ. Артиллерия крейсера передана на сухопутный фронт.
Легкие и бронепалубные крейсера
Легкие крейсера типа «Адмирал Шпаун» — 4 ед.
“Сайда” (Saida) КНТ 9.9.1911 / 26.10.1912 / 1.8.1914 – искл. 1937
“Гельголанд” (Helgoland) ДанФ 28.10.1911 / 23.11.1912 / 29.8.1914 — искл.1937
“Новара” (Novara),OaH0 9.12.1912 / 15.2.1913 / 10.1.1915 — сл. 1941
3500/4000 т, 130,6×12,8×5,3 м. ПТ — 4, 16 ПК, 25 130 л.с. = 27 уз., 771 т уг. Броня: пояс 60 мм, палуба 20 мм, рубка 50 мм. Эк. 327 чел. 7 — 100 мм/50, 1 — 47 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.
Приведены данные головного корабля; последние 3 отличались увеличенным водоизмещением («Новара» 3580/4417 т), усиленным вооружением (9 — 100 мм и 6 ТА) и типом энергетической установки (ПТ – 2, 30 000 л.с.). Экипаж насчитывал 340 чел., остальные параметры те же.
«Адмирал Шпаун» стал первым кораблем австро-венгерского флота, оснащенным паровыми турбинами (6 турбин системы Парсонса, работавших на 4 вала). На момент своего появления это был один из самых совершенных легких крейсеров в мире.
Все четыре единицы серии активно использовались в боевых действиях на Адриатике, уничтожили несколько неприятельских транспортных судов. «Гельголанд» 29.12.1915 протаранил и потопил французскую ПЛ «Монж». 15.5.1917 участвовали в бою с британскими легкими крейсерами, причем “Новара” получила серьезные повреждения, а находившийся на ее борту командир отряда капитан 1 ранга Н. Хорти был тяжело ранен. В 1917 г. на крейсерах установили по одному 66-мм зенитному орудию, но предполагавшееся перевооружение их 150-мм артиллерией так и не состоялось.
После войны «Сайда» и «Гельголанд» достались Италии (с 1920 г. соответственно «Венеция» и «Бриндизи»), «Новара» — Франции («Тионвилль»), «Адмирал Шпаун» — Англии (сдан на слом в 1920 г.). Долгожителем оказалась бывшая «Новара»: исключенная из боевого состава французского флота в 1932 г., она служила в качестве плавказармы в Тулоне до 1941 г.
Бронепалубные крейсера типа «Зента» — 3 ед.
“Асперн” (Aspern) АП 4.10.1897 / 3.5.1899 / 29.5.1900 — сл. 1920
“Сигетвар” (Szigetvar) АП 25.5.1899 / 29.10.1900 / 30.9.1901 – сл. 1920
2350/2543 т, 96,9×11,7×4,25 м. ПМ — 2, 4 ПК, 8160 л.с. = 20,5 уз., 469 т уг. Броня: палуба 50–25 мм, казематы 35 мм, рубка 50 мм. Эк. 308 чел. 8 — 120 мм/40, 10 — 47 мм, 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Удачные малые крейсера, специально предназначавшиеся для дальних плаваний. У «Асперна» подводная часть корпуса была обшита медью, и он имел водоизмещение 2456/2625 т. На ходовых испытаниях «Зента» развила мощность 8584 л.с. и скорость 21,87 уз. Все 3 крейсера совершили походы на Дальний Восток, а «Асперн» в 1907 г. вместе с броненосным крейсером «Санкт Георг» посетил США. К началу войны уже устарели, но использовались достаточно активно. «Зента» потоплена 16.8.1914 французскими линкорами вблизи порта Антивари (ныне югославский Бар). В 1917 г. на два оставшихся корабля установили по одному 66-мм зенитному орудию. В марте 1918 г. оба исключены из боевого состава и переоборудованы в плавказармы.
Бронепалубные крейсера типа «Кайзер Франц-Йозеф I» — 2 ед.
“Кайзерин Элизабет” (Kaiserin Elisabeth) АП 7.1888 / 25.9.1890 / 24.1.1892 — затоплен 2.11.1914
3967/4494 т, 103,7×14,75×5,7 м. ПМ — 1, 4 ПК, 8450 л.с. = 19 уз., 584/ 709 т уг. Броня: палуба 38 мм, барбеты 90 мм, рубка 50 мм. Эк. 367 чел. 2 — 150 мм/40, 6 — 150 мм/35, 14 — 47 мм, 4 ТА 400 мм.
Устаревшие крейсера, первоначально несли в двух барбетах по одному 240-мм орудию. В 1905–1906 гг. перевооружены и модернизированы. «Кайзер Франц-Йозеф I» в 1914 г. участвовал в бомбардировке французских батарей на горе Ловчен, затем находился в Каттаро. В 1917 г. превращен в блокшив. В октябре 1919 г. затонул при буксировке в Которском заливе. «Кайзерин Элизабет» находилась в Циндао; во время осады крепости японцами из ее артиллерии была создана береговая батарея «Элизабет». Перед капитуляцией корабль затопили.
Броненосцы береговой охраны
Броненосцы береговой обороны типа «Монарх» — 3 ед.
“Монарх” (Monarch) АП 31.7.1893 / 9.5.1895 / 11.5.1898 — сл. 1920
“Вин” (Wien) СТТ 16.2.1893 / 6.7.1895 / 13.5.1898 — погиб 10.12.1917
“Будапешт” (Budapest) СТТ 16.2.1893 / 27.4.1896 / 12.5.1898 — сл. 1920
5547/5078 т. 99.2x17x6.4 м. ПМ — 2. 8 ПК («Будапешт» 16 ПК), 8500 л.с.= 17,5 уз., 300/500 т уг. Броня: пояс 270–220 мм. башни 250 мм. казематы 80 мм. палуба 40 мм. рубка 220 мм. Эк. 426 чел. 4 — 240 мм/40, 6 — 150 мм/40, 14 — 47 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм.
Компактные корабли, являющие собой пример хорошо сбалансированных характеристик при ограниченном водоизмещении. К началу 1-й мировой войны устарели. «Монарх» участвовал в восстании моряков в Каттаро в феврале 1918 г., в апреле переоборудован в плавказарму для подводников. «Вин» потоплен итальянским катером МА59 вблизи Триеста. «Будапешт» в марте 1918 г. превращен в плавказарму в Поле, но в мае вновь введен в строй и летом переоборудован специально для бомбардировки побережья (вместо носовой башни ГК установлена 380-мм гаубица), но принять участие в боях ему не довелось. Оба оставшихся броненосца были разобраны на металл в Италии в 1920–1921 гг.
Старые броненосцы — 2 ед.
Из числа эскадренных броненосцев постройки 70-х и 80-х годов XIX века до 1-й мировой войны дожили два: «Марс»» (бывший «Тегетгоф», 1881 г., 7500 т, 15 уз., 6 — 240 мм/35) и «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф»» (1889 г., 6900 т. 16 уз., 3 — 305 мм/35, 6 — 120 мм/35). Оба корабля были модернизированы в 1894 г., но к началу войны могли развивать скорость не более 13 узлов. В боевых действиях не участвовали: «Марс» служил сторожевым кораблем в Поле, с 1917 г.— учебное судно, в 1920 г. сдан на слом. «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф» базировался в Каттаро и в 1919 г. даже вошел в состав флота Югославии под названием «Кумбор». В 1922 г. разобран на металл.
Эсминцы и миноносцы
Эсминцы типа «Татра» — 10 ед.
1-я серия:
2-я серия:
850/1000 т (1-я серия), 880/1045 т (2-я серия). 83,5×7,8×2,5 м. ПТ — 2, 6 ПК, 20 600 л.с. = 32.5 уз.. 131 т уг. + нефть. Эк. 105 чел. 2 — 100 мм/50, 6 — 66 мм/45, 4 ТА 450 мм.
Лучшие эсминцы австрийского флота, единственные с паровыми турбинами и котлами с угольным и нефтяным отоплением. На испытаниях в основном превысили проектную скорость: «Триглав» — 22 967 л.с. = 32,8 уз., «Лика» (II) — 21 300 л.с. = 33,6 уз., «Ужок» — 22 500 п.с. = 33,6 уз., «Дукла» — 20 650 л с. = 33,8 уз. Эсминцы 2-й серии имели корпус длиной 85,3 м.
Активно использовались в годы войны. «Чепель», «Татра» и «Лика» совместно с крейсером «Гепьсоланд» 24.5.1915 потопили итальянский эсминец «Турбине»; «Чепель» и «Балатон» 15.5.1917 пустили на дно итальянский эсминец «Бореа»; «Ликз» 23.11.1915 уничтожила итальянскую вооруженную шхуну «Галлинара». «Лика» и «Триглав» погибли на минах вблизи албанского побережья; позже их названия присвоили кораблям 2-й серии. В 1920 г. «Дукла» досталась Франции (получила название «Мателот Леблан»), остальные — Италии. «Муджа» («Чепель») погиб во время тайфуна у берегов Китая. «Фасана» и «Ценсон» (соответственно «Татра» и «Балатон») исключены из состава флота уже в 1923 г. «Пола» (бывший «Орьен», с 1931 г. — «Ценсон»), «Градо» («Триглав» II), «Монфальконе» («Лика» II) и «Кортелаццо» («Ужок») служили в итальянском флоте до конца 30-х гг.
Эсминцы типа «Хуссар» — 13 ед.
390/414 т, 68,4×6,3×1,9м. ПМ — 2, 4 ПК, 6000 л.с. = 28 уз., 90 т уг. Эк. 65 чел. 1 — 66 мм/45, 5 — 66 мм/30, 2 ТА 450 мм.
Головной эсминец серии «Хуссар» построен в Англии фирмой «Ярроу» в 1905 г., но 3.12.1908 он разбился во время шторма. Его вооружение и часть оборудования были подняты и позже установлены на одноименном корабле, заложенном 29.11.1909 в Поле. Последний эсминец серии — «Варасдинер» — строился по заказу Китая как «Лун-Туань», но с началом войны вошел в состав австрийского флота. Он отличался несколько меньшими размерами (386/400 т, осадка 1,7 м) и при той же мощности развивал скорость 30 уз.
Корабли этого типа являлись последними в мире представителями многочисленного семейства английских «истребителей», находившихся в составе флотов многих стран. К началу войны по концепции считались уже устаревшими, но действовали довольно активно. «Вильдфанг» погиб на мине, «Штрейтер» — в результате столкновения с пароходом «Петка». В 1920 г. оставшиеся эсминцы переданы Италии и Франции, но все немедленно были сданы на слом, за исключением «Улана», который служил в составе ВМС Греции под названием «Смирни» до 1928 г.
Миноносцы «250-тонного» типа — 27 ед.
262/320 т (1-я серия), 266–270/330 т (2-я и 3-я серии), 58,2×5,7×1,5 м (1-я серия), 58,5×5,8×1,5 м (2-я серия), 60,4×5,6×1,5 м (3-я серия), 2,2 ПК, 5000 л.с. = 28 уз. (3-я серия 28,5 уз.), 17,5 т уг.+24 т нефти. Эк. 41 чел. 2 – 66 мм/30, 1 пул., 4 ТА 450 мм.
Удачный проект мореходного миноносца для Адриатики. Строились в 1913–1916 гг. разными фирмами: 1 -я серия — СТТ (буква “Т” в их наименовании означает «Триест»), 2-я серия — ДанФ (“F” означает «Фиуме»), 3-я серия — КНТ (УМФ означает «Монфальконе»). (Приказом от 21.5.1917 в обозначении всех миноносцев оставлены только номера).
Последние 3 корабля достраивались в Поле. Оснащались турбинами разных типов и отличались внешне: миноносцы 1-й серии были однотрубными, остальные — двухтрубными. В 1917 г. одну 66-мм пушку на большинстве кораблей заменили зениткой того же калибра.
В годы 1-й мировой войны ни один из миноносцев данного типа не погиб. В 1920 г. 74Т, 75Т, 80Т, 81Т, 82F, 83F и 84F были переданы Румынии (соответственно получили названия «Вифорул», «Вертежул», «Виджелия», «Сборул», «Налука», «Смеул» и «Фульгерул»). 85F, 86F, 88F, 89F, 90F и 91F достались Португалии (стали соответственно «Две», «Садо», «Лиз», «Мондего», «Зезере» и «Кавадо»; последние два разбились 29.12.1921 у берегов Алжира по пути в Лиссабон). 92F, 94F, 95F, 98М, 99М и 100М вошли в состав ВМС Греции под названиями «Проусса», «Панормос», «Пергамос», «Кизикос», «Киос» и «Кидониай». 76Т, 77Т, 78Т, 79Т, 87F, 93F, 96F и 97F стали югославскими Т-1–Т-8. Многие из этих кораблей участвовали во 2-й мировой войне. Наибольшими долгожителями оказались румынский «Смеул» и югославские «Коленица» (бывший Т-1, бывший 76Т) и «Цер» (бывший Т-5, он же бывший 87F), сданные на слом соответственно в 1960, 1959 и 1963 гг.
Миноносцы «110-тонного» типа —12 ед.
115т (1-я серия), 131 т (2-я серия), 44,2×4,3×1,2 (1,5 м — 2-я серия) м. ПМ — 1, 2 ПК, 2500 л.с. = 26 уз. Эк. 20 чел. 2 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Первые корабли австрийского флота с нефтяным отоплением котлов. Строились в 1909–1910 гг. фирмами СТТ (1-я серия) и ДанФ (2-я серия). Первоначально имели обозначения Тв1 — ТвХН. Интенсивно использовались в годы войны; на № 11 произошел бунт, 5.10.1917 он пересек Адриатику и сдался итальянцам, где служил до 1925 г. под именем «Франческо Ризмондо». В 1920 г. все остальные были переданы Англии и Италии; №№ 3 и 7 служили в итальянской таможне до 1925–1926 гг., остальные сразу же пошли на слом.
Миноносцы типа «Кайман» — 24 ед.
50Е, 51Т–63Т, 64F–73F
210 т норм., 56,9×5,4×1,4 м. ПМ — 1, 2 ПК, 3000 л.с. = 26 уз., 36/47 т уг. Эк. 38 чел. 4 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Сначала имели названия («Кайман», «Анаконда», «Аллигатор», «Зеехунд», «Швальбе» и др.), но 19.11.1913 получили литерно-цифровые обозначения. Головной «Кайман» (50Е) построен в 1905 г. в Англии заводом «Ярроу», остальные строились в 1905–1910 гг. фирмами СТТ и ДанФ (соответственно корабли с буквами «Т» и «F» в названиях).
Сами австрийцы оценивали проект «Каймана» как очень удачный. Миноносцы активно использовались в боевых действиях, неоднократно подрывались на минах, но все дожили до заключения перемирия. 54Т, 60Т, 61Т и 69F служили в югославском флоте под обозначениями Т-12, Т-9, Т-10 и Т-11 соответственно до 1927–1928 гг. Остальные были разобраны в Италии на металл в 1920–1922 гг.
Миноносцы типа «Кобра» — 4 ед.
№№ 13–16
115/135 т, 46,6×4,6×2,3 м. ПМ — 1, 2 ПК, 1800 л.с. = 24 уз. Эк. 21 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 450 мм (№ 14-2 ТА).
Построены в Англии фирмой «Ярроу» в 1898–1900 гг., модернизированы в Австро-Венгрии в 1912–1914 гг. Первоначально имели названия «Кобра», «Боа», «Питон» и «Кигьо». Являлись улучшенной версией миноносца «Випер». В годы войны є 14 был приписан к морской авиации и служил спасательным судном. В 1920 г. все проданы на слом.
Миноносец «Випер» — 1 ед.
№ 17 (бывший “Випер”)
107/126 т, 44,9×4,5×2,4 м. ПМ — 1, 2 ПК, 1800 л.с. = 25 уз., 30 т уг. Эк. 21 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Построен в Англии фирмой «Ярроу» в 1895–1896 гг. На испытаниях развил скорость 26,7 уз., но на высоких скоростях сильно страдал от вибрации. В годы 1-й мировой войны служил патрульным кораблем и тральщиком, в 1920 г. сдан на слом.
Миноносец «Наттер» — 1 ед.
№ 18 (бывший “Наттер”)
134/166 т, 47,3×5,3×2,8 м. ПМ — 1, 2 ПК, 2300 л.с. = 24 уз., 30 т уг. Эк. 21 чел. 2 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Построен в Германии фирмой «Шихау» в 1895–1896 гг. Первоначально нес 3 ТА. Из-за сильной вибрации не мог ходить на больших скоростях. В годы 1-й мировой войны служил в отряде обороны Полы. Сдан на слом в 1920 г.
Миноносцы типа «Шихау» — 21 ед.
№№ 19–27, 29–40.
78/90 т, 39,9×4,8×1,9 м. ПМ — 1, 2 ПК, 1000 л.с. = 19 уз. Эк. 16 чел. 2 — 37 мм, 2 ТА 356 мм.
Строились в 1885–1891 гг. немецкой фирмой «Шихау» (7 единиц) и австро-венгерскими СТТ и АП. Модернизированы в 1900-1910 гг. (заменены котлы, корабли стали двухтрубными). Первоначально имели названия («Шпербер», «Хабихт», «Эльстер» и др.). К началу 1-й мировой войны устарели. В 1911 г. № 28 исключен из состава флота, в 1911–1913 гг. №№ 27, 29, 30, 33–38, 40 переоборудованы в тральщики. В 1917 г. тральщиками становятся и все остальные, хотя ТА на некоторых сохраняются. 23.8.1914 № 26 погиб от подрыва на мине. 3.3.1916 № 22 выброшен на берег вблизи Себенико, но спасен и позже восстановлен. После войны большинство миноносцев было сдано на слом, №№ 22, 24, 25, 29 и 32 служили в Италии таможенными судами, №№ 19, 21, 36 и 38 стали тральщиками ВМС Югославии. Все они были списаны в 1924–1925 гг.
Кроме этих кораблей до первой мировой войны дожили старые миноносцы типа «Шихау» №№ 44, 45 и 48 (1890–1891 гг., 64/71 т). В 1912–1914 гг. они были переданы в ведение сухопутной армии и служили тендерами «Мамула», «Обостник» и «Арса».
Подводные лодки
К началу 1-й мировой войны подводный флот Австро-Венгрии был более чем скромным: он состоял из 6 субмарин, 2 из которых (U1 и U2) находились в ремонте. Первый же боевой опыт показал важность нового вида оружия, и на верфях «двуединой» монархии с помощью Германии развернулось серийное производство подлодок. Кроме того, в Полу по железной дороге было переброшено значительное количество немецких субмарин, которые действовали на Адриатике и Средиземном море с германскими экипажами, но по политическим мотивам несли флаг Австро-Венгрии (Италия, объявившая 23.5.1915 войну Австрии, более года формально оставалась нейтральной по отношению к Германии). Почти все эти лодки получили следующие австрийские обозначения (в скобках — прежние германские): U7–U9 (UB–UB9), U18 (UC14), U19 (UC15), U24 (UC12), U25 (UC13), U26 (UB14), U33–U35 (U33–U35), U36 (U21, затем U47), U37 (U32), U38 (U38), U39 (U39), U42–U47 (UB42–UB47), U54–U58 (UB128–UB132), U60 (UC20), U62 (UC22), U63 (UC23, затем U63), U64 (U64), U65 (U65), U66 (UB66, затем UC66), U67 (UB67), U68 (UB68), U69 (UB69, затем UC69), U70 (UB70), U71 (UB71), U72 (U72), U73 (U73), U74 (UC34), U75 (UC35), U77 (UC37), U78 (UC38, затем UC116), U79–U82 (UB48– UB51), U83 (U63, затем последовательно UC23, UB52, UC120), U84 (UB53, затем U121), U88 (UC24), U89 (UC25), U90 (UC27), U91 (UC67), U92 (UC73), U93 (UC74), U94–U96 (UC52–UC54), U97 (UB105), U99 (UC103), U110 (UC108), U133–U135 (UB133–UB135), U146 (UB146), U147 (UB147). 1.10.1916 все они подняли германские флаги, и только U35, U38 и U39 сохранили австрийское «подданство». Кстати, для своей подводной флотилии немцы перевезли по железной дороге 2 миноносца (А51 и А82), служившие в качестве посыльных судов под германским флагом.
С 1913 г. на верфи «Германия» в Киле для Австро-Венгрии строились 5 больших (791/933 т) подлодок U7–U11, однако из-за начавшейся войны прибытие их на Адриатику через Гибралтар посчитали нереальным, и они вошли в состав германского флота под номерами U66–U70.
Сами австрийцы наряду с лицензионным строительством подлодок разработали ряд собственных проектов. Среди них следует упомянуть оригинальный (но так и оставшийся на бумаге) подводный транспорт для перевозки ценных грузов. Всего за годы войны в состав австро-венгерского флота вошла 21 подлодка. К моменту заключения перемирия на стапелях стояли еще 11 недостроенных кораблей. Среди них в 90-процентной готовности находилась весьма совершенная U50 (840/1100 т, 2300/1200 л.с. = 16,5 / 9 уз., 6 ТА, 2 — 100 мм) и в 70-процентной готовности — U48 (818/1184 т, 2400/1200 л.с. = 16,25 / 8,5 уз., 6 ТА, 2 — 90 мм).
Результативность всех 27 чисто австро-венгерских субмарин оказалась достаточно высокой. Ими были потоплены 2 броненосных крейсера, 5 эсминцев, 2 подводные лодки, уничтожены или захвачены 108 торговых судов общим тоннажем 196 тыс. т брутто. Еще ряд кораблей был поврежден (в том числе французский линкор «Жан Бар», английские крейсера «Дублин» и «Веймут», японский эсминец «Сакаки»).
Подводные лодки типа UBII —10 ед.
278/312 т (1-я серия), 272/305 т (2-я серия), 37,7×4,4×3,7 м. Диз. — 2 / ЭД — 2, 300/280 л.с. = 9/6 уз. Эк. 19 — 23 чел. 1 — 75 мм (1-я серия) или 1 — 88 мм (2-я серия), 2 ТА 450 мм (1-я серия) или 500 мм (2-я серия).
Лодки 1-й серии строились по германской лицензии фирмами ДанФ и КНТ (с достройкой в Поле). Заказаны в 1916 г., вошли в строй в 1917-м (U41 — 19.2.1918).
U41 отличалась увеличенной на 0,8 м длиной и более мощными (400 л.с.) дизелями, первоначально предназначавшимися для U6. Лодки 2-й серии (бывшие UB43 и UB47) построены фирмой «Везер» в Бремене, вошли в состав германского флота в 1916 г., но затем перевезены по железной дороге в Полу и в июле 1917 г. вступили в строй ВМС Австро-Венгрии. Перевозка и сборка-разборка субмарин отрицательно повлияла на их боевые качества.
U30 погибла по неизвестной причине весной 1917 г. (вероятно, подорвалась на мине в районе Отрантского барража примерно 1.4.1917). U31 25.10.1917 затонула в Фиуме в результате аварии, но через два дня поднята и восстановлена. Все сданы на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Хавманден» — 4 ед.
U20–U23
173/210 т, 38,8x4x2,8 м. Диз. — 1/ ЭД — 1, 450/300 л.с. = 12/9 уз. Эк. 18 чел. 1 — 66 мм, 1 пул., 2 ТА 450 мм.
В 1911–1913 гг. верфь Уайтхеда в Фиуме построила для ВМС Дании 3 ПЛ типа «Хавманден». 27.3.1915 практически по тем же чертежам были заказаны 4 лодки для австрийского флота. Строительство велось по кооперации сразу несколькими заводами — венгерским UBAG, австрийским машиностроительным в Линце; сборка осуществлялась в Фиуме и Поле. Из-за многочисленных трудностей и нестыковок в работе подлодку флот принял официально только во второй половине 1917 г. По некоторым источникам, фактическая мощность электродвигателей у них составляла всего 160 л.с., а скорость подводного хода не превышала 7–7,3 уз.
Боевое применение лодок оказалось весьма ограниченным. U20 погибла 6.7.1918 (торпедирована итальянской ПЛ F12), U23 потоплена 21.2.1918 итальянским миноносцем «». Остальные две сданы на слом в 1920 г.
Подводная лодка типа «Брюмер» — 1 ед.
U14 (бывшая “Кюри”)
425/554 т, 52,2×5,2×3,2 м. Диз. — 2 / ЭД — 2, 840/660 л.с. = 12,2/9 уз. Эк. 28 чел. 1 — 88 мм, 7 ТА 450 мм.
Бывшая французская подлодка «Кюри» (типа «Брюмер», 1912 г.), запутавшаяся в сетях на подходе к Поле 20.12.1914 и потопленная артиллерийским огнем. Поднята в феврале 1915 г. и введена в строй под обозначением U14. С марта 1916 г. по февраль 1917-го модернизирована и перевооружена (новые ТТХ приведены выше). Вместо 37-мм пушки установлена 88-мм немецкая, ТА (1 носовой трубчатый и 6 бортовых системы Джевецкого) переделаны под калибр 450 мм (вместо 533 мм). В 1918 г. два ТА Джевецкого заменены кормовыми трубчатыми. Трофейная субмарина оказалась наиболее совершенной подлодкой австрийского флота, хотя ее скорость под водой, по некоторым данным, не превышала 7 уз. Она лидирует по тоннажу потопленных торговых судов. В 1919 г. U14 возвращена Франции, где служила под старым названием до 1928 г.
Подводные лодки типа UBI — 5 ед.
U10, U11, U15, U16, U17
127/141 т, 27,9×5,2×2,7 м. Диз. — 1/ ЭД — 1, 60/120 л.с. = 6,5/5 уз. Эк. 16–17 чел. 2 ТА 450 мм, 1 пул.
Построены в Германии в 1914–1915 гг. U10 (бывшая UB1) и U11 (бывшая UB15) приняты в Поле австрийцами в июне-июле 1915 г.; поначалу они выходили в море со смешанными немецко-австрийскими экипажами. Последние 3 лодки строились фирмой «Везер» в Бремене специально для флота «двуединой» монархии. В ходе войны на них были установлены пушки: сначала 37-мм, затем 47-мм, а на U11 — даже 66-мм.
Активно использовались в боевых операциях. U10 27.6.1915 потопила итальянский миноносец 5PN, U11 10.6.1915 — итальянскую ПЛ «Медуза». U16, отражая атаку на конвой, 17.10.1916 потопила итальянский эсминец «Нембо», но при этом погибла сама (по одной версии, от взрыва под водой хранившихся на палубе «Нембо» глубинных бомб, по другой — в результате столкновения с австрийским транспортом «Борминда»). U10 9.7.1918 подорвалась на мине, и, хотя ее отбуксировали в Триест, до конца войны она так и не была восстановлена. Все лодки в 1920 г. пошли на слом.
Подводные лодки типа «Голланд» — 3 ед.
U5, U6, U12
236/273 т, 32,1×4,2×4,9 м. Бенз. — 2 / ЭД — 2, 400–220 л.с. = 10,1/8 уз. Эк. 19 чел. 2 ТА 450 мм.
Строились на заводе Уайтхеда в Фиуме по американской лицензии. Первые две собирались из готовых секций и вошли в строй в 1910 г. Третья лодка (первоначально имевшая обозначение SS-3) построена в 1910–1911 гг. за счет средств фирмы, предлагалась по очереди Перу, Португалии, Голландии, Бразилии и Болгарии, но в конце концов вошла в строй австро-венгерского флота под номером U12.
В ходе войны неоднократно модернизировались. В 1914–1915 гг. на всех трех установлено по одной 37-мм пушке; на U5 в июле 1915 г. это орудие заменили на 47-мм, а в 1917 на 75-мм. На U12 в 1915 г. установили два дополнительных наружных ТА, а бензиновые двигатели заменили дизельными.
Субмарины данного типа, несмотря на весьма скромные характеристики и однокорпусную конструкцию, оказались одними из самых результативных.
U5 27.5.1915 потопила французский броненосный крейсер «Леон Гамбетта», 5.8.1915 — итальянскую ПЛ «Нереиде», 29.8.1915 — греческий транспорт «Кефалония» (1034 брт), 8.6.1916 — итальянский вспомогательный крейсер «Принчипе Умберто» (7919 брт), причем на последнем погибло 1750 человек. U6 18.3.1916 торпедировала французский эсминец «Реноден». Два месяца спустя, 13.5.1916 она запуталась в противолодочных сетях в районе Отранто и была затоплена экипажем (по другим источникам добита британскими вооруженными траулерами). U12 21.12.1914 повредила двумя торпедами французский линкор «Жан Бар», позже захватила три черногорские шхуны. 12.8.1916 лодка погибла, подорвавшись на итальянской мине при попытке проникнуть в гавань Венеции. Оставшаяся U5 сдана на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Германия» — 2 ед.
U3, U4
237/296 т, 43,2×3,7×2,8 м. Диз. — 2/ ЭД — 2, 600/340 л.с. = 12/8,5 уз. Эк. 21 чел. 2 ТА 450 мм.
Эти двухкорпусные лодки построены на верфи «Германия» в Киле в 1907–1909 гг. Весьма совершенные для своего времени субмарины, хотя поначалу они плохо держали глубину, из-за чего потребовалась переделка горизонтальных рулей. В апреле 1915 г. установлено по одному 37-мм орудию на рубке и по 4 наружных ТА (типа системы Джевецкого). В 1917 г. на U4 дополнительно смонтировали одну 66-м пушку, наружные ТА сняли.
U3 после неудачной атаки 12.8.1915 протаранена итальянским вспомогательным крейсером «Читта ди Катанья», получила повреждения, ушла на глубину, но на следующий день, вынужденно всплыв, была уничтожена французским эсминцем «Биссон». U4 активно использовалась в боевых действиях; на ее счету: потопленные итальянский броненосный крейсер «Джузеппе Гарибальди» (18.7.1915), итальянский пароход «Италия» (1305 брт, 30.5.1917), французские «Жан Бар» (475 брт, 2.2.1916), «Эдуарде Корбьер» (475 брт, 19.6.1917) и «Бертильд» (1500 брт, 12.7.1917), английский «Инверберби» (4390 брт, 14.8.1916) и греческий «Кефира» (411 брт, 19.6.1917), несколько шхун, а также поврежденный торпедой английский легкий крейсер «Дублин» (9.6.1915). Лодка сдана на слом в 1920 г.
Подводные лодки типа «Лэйк» — 2 ед.
U1, U2
230/270 т, 30,5×3,4×3,2 м. Бенз. — 2/ ЭД — 2, 720/200 л.с. = 10,3/6 уз. Эк. 17 чел. 3 ТА 450 мм.
Построены морским арсеналом в Поле по проекту американского конструктора Саймона Лэйка в 1907–1909 гг. Испытания выявили множество недостатков, и лодки вошли в строй только в 1911 г. К началу первой мировой войны находились в ремонте (бензиновые двигатели были заменены на дизели общей мощностью 640 л.с.). Считались устаревшими и служили преимущественно учебными кораблями. В 1920 г. сданы на слом.
Сверхмалые подводные лодки — 2 ед.
В 1913 г. конструкторы фирмы Уайтхеда по заказу одного из немецких научно-исследовательских институтов разработали проект экспериментальной мини-субмарины (44/50 т, 12,2×2,7×2,2 м, ЭД — 1, 30 л.с. = 7/4 уз., эк. 3 чел.). В августе 1914 г. ее спустили на воду в Фиуме, и вскоре она вошла в состав австро-венгерского флота под названием «Лолико». Однако испытания оказались неудачными. Предлагалось в дополнение к электромоторам поставить бензиновый двигатель в 60 л.с. и вооружить лодку двумя ТА, что требовало ее полной перестройки и увеличения надводного водоизмещения до 60 т. Вступление в войну Италии внесло свои коррективы: «Лолико» планировали переоборудовать специально для использования на озере Гарда. Но все эти планы остались на бумаге, мини-субмарина была брошена, и судьба ее неизвестна.
В 1918 г. у австрийцев появилась еще одна сверхмалая подлодка — бывшая русская № 3 (типа «Голланд-27»), захваченная 12.3.1918 в Рени. Она была поставлена на ремонт на румынской верфи в Турну-Северине, где и простояла до конца войны, а затем ее сдали на слом.
Канонерские лодки и сторожевые корабли
Торпедная канонерская лодка «Магнет» — 1 ед.
485/510 т, 71×8,2×3,3 м. ПМ — 2, 4 ПК, 6000 л.с. = 26 уз. Эк. 80 чел. 6 — 47 мм, 3 ТА 450 мм.
Построена в 1895–1896 гг. в Германии фирмой «Шихау». В годы войны служила лидером 9-го дивизиона миноносцев, представлявшего собой отряд обороны Луссина. В 1916 г. две 47-мм пушки заменены на 66-мм. В 1920 г. сдана на слом.
Торпедная канонерская лодка «Сателлит» — 1 ед.
529/616 т, 69,2×8,1×2,9 м. ПМ — 2, 3 ПК, 4000 л.с. = 21,9 уз. Эк. 86 чел. 1 — 66 мм, 6 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.
Построена в 1892–1893 гг. в Германии фирмой «Шихау». Первоначально была однотрубной, в 1913 г. 4 старых котла заменены на 3 новых. В ходе модернизации оснащена минными рельсами. В годы войны служила в отряде береговой обороны Полы. В 1921 г. сдана на слом.
Старые торпедные канонерские лодки — 5 ед.
Построены в 1886–1890 гг., «Трабант» — в Триесте, «Планет» — в Англии фирмой «Палмерс», остальные — в Германии фирмой «Шихау». Нормальное водоизмещение «Трабанта» — 490 т, «Планета» — 480 т, остальных — 350–360 т. Скорость на испытаниях — 20–21 уз., в годы 1-й мировой войны — 15–16 уз. Вооружение: 2 ТА 450 мм и 8 — 47 мм пушек (на «Планете» дополнительно 2 — 66 мм). В 1920 г. все сданы на слом.
Старые сторожевые корабли — 3 ед.
Бывшие так называемые «торпедные корабли», построенные в Поле и Триесте в 1878–1882 гг. К началу 1-й мировой войны служили учебными судами. Водоизмещение 840–890 т, скорость 14 уз. Неоднократно перевооружались; несли артиллерию калибром до 120 мм. «Зара» в июне 1917 г. подорвалась на мине, но позже восстановлена. Все сданы на слом в 1920 г.
Минно-тральные корабли
Минный заградитель «Хамелеон» — 1 ед.
1100/1165 т, 87,1×9,2×2,7м. ПМ — 2, 4 ПК, 5500 л.с. = 20,8 уз. Эк. 154 чел. 2 — 90 мм зен., 2 — 90 мм, 300 мин.
Наиболее совершенный минный заградитель австрийского флота, один из немногих в мире кораблей этого класса специальной постройки. Строился в Поле, вошел в строй 2.12.1914. Активно использовался в годы войны. В 1920 г. сдан на слом.
Тральщики-заградители типа МТ-130 — 3+11 ед.
МТ-130–МТ-143
128/145т, 30,1×6,7×1,7м. ПМ-2, 1 ПК, 280л.с. = 11,6уз. Эк. 27 чел. 1 — 47 мм, 2 пул., тралы/мины.
Универсальные корабли, предназначенные для использования в качестве тральщиков (в этом варианте водоизмещение уменьшается до 115 т и осадка до 1,4 м) и прибрежных минных заградителей (могли взять от 24 до 39 мин). Строились фирмой ДанПР с 1917 г., до окончания войны в строй успели войти только три (МТ-130, МТ-131, МТ-132), в 1920 г. их включили в состав итальянского флота. В 1931 г. 5 единиц (МТ-133 — МТ-137) достроены для ВМС Югославии, остальные разобраны.
Малые минные заградители — 3 ед.
Малые суда, построенные в 1891–1903 гг. Водоизмещение 175-–314 т, скорость 10–11 уз., могли принять на борт от 50 до 143 мин. Все сданы на слом в 1920 г.
Тральщики-заградители типа Т-53 — 19+6 ед.
Т-53–Т-77
I 47т, 18×9,3×1,3 м. ПМ — 1, 1 ПК, 17о л.с. = 10 уз. Эк. 12 чел. 1 — 47 мм, 1 пул., тралы/мины.
Строились фирмами СТТ и ДанФ; первые 10 единиц (Т-53–Т-62) в 1908–1909 гг., остальные — в 1916–1918 гг., последние 6 (Т-72–Т-77) не достроены. Также не достроены и два увеличенных тральщика МТ-50 и МТ-51 водоизмещением 53 т, заложенные в июне 1918 г. После войны часть судов этого типа служила в Италии и Югославии как вспомогательные и гражданские.
Кроме перечисленных, в качестве тральщиков использовались старые миноносцы, а также 10 моторных катеров, несколько буксиров и 5 малых пароходов и яхт («Акте Старшевич», «Истриано», «Фасана», «Элере» и «Кэти»).
Боевые катера
Катера-охотники типа «Глейтбот» — 2+4 ед.
G-I–G-VI
6,2/6,7 т, 13,5×2,9×0,44 м. Бенз. — 4, 600 л.с. = 33,8 уз. Эк. 5–7 чел. 2 пул., 4 ГБ.
Строились в Поле по проекту инженера Шомбати в 1917–1918 гг. До окончания войны успели войти в строй только G-I и G-II. Первоначально проектировались как торпедные катера (1 ТА 350 мм и 4 пул.), позже предполагалось использовать в качестве артиллерийских (1 66-мм пушка), но после испытаний из вооружения остались только 2 пулемета. В боевых действиях не участвовали, позже переданы Италии. В августе 1918 г. заводам в Будапеште и Вене были заказаны еще 4 катера улучшенного типа (7 т, 40 уз.). Они остались недостроенными.
Торпедный катер «Верзухсглейтбот» — 1 ед.
7,6 т, 13x4x0,4 м. Бенз. — 2, 480 л.с. = 32,3 уз. Эк. 5 чел. 2 ТА 450 мм (или 350 мм), 1 пул.
Экспериментальный катер — первое в мире скеговое судно на воздушной подушке. Построен в 1915 г. в Поле по проекту инженера Мюллера-Томамюля. В боевых действиях не участвовал и после серии испытаний был разобран.
Бронекатера типа Мb-107 —1+6 ед.
Мb-107–Мb-113
24,6/27 т, 24,6×4,6×0,6 м. Бенз. — 3, 600 л.с. = 24 уз. Эк.12 чел. 1 — 66 мм зен., 2 пул., 2 ТА 450 мм.
Спроектированы профессором Э. фон Лабином и заказаны верфи АП в декабре 1916 г. Единственные в своем роде торпедные катера (2 носовых ТА), защищенные 40-мм броней. До конца войны вошел в строй только Мb-107. Он до 1925 г. служил итальянским таможенным судном, остальные после 1918 г. сданы на слом.
Штурмовые торпедные катера типа «Клеттербот» — 2 ед.
Mb-164, Мb-165
10,5 т, 13,3×2,4×0,9 м. ЭД — 2, 4 уз. Эк. 3 чел. 2 ТА 450 мм.
Австрийский вариант итальянского торпедного катера «Грилло» со вспомогательными гусеницами для преодоления бонов. Получили название «Клеттербот» — «Штурмовой катер». Построены на заводе «Эппель» в Вене. Спущены на воду в октябре 1918 г. Испытаны на Дунае, но попасть на Адриатику (а они предназначались для атаки Анконы) катера не успели.
Бронекатер «Линц» — 1 ед.
27 т, 18,5×3,2×1,7 м. Бенз. — 2, 220 л.с. = 14 уз. Броня до 10 мм. Эк. 8 чел. 1 — 66 мм, 3 пул.
Заказан армейским командованием для использования на озере Гарда. Построен в Линце в 1915 г., некоторое время находился на Дунае, но затем передан ВМС и перевезен в Триест. Служил в отряде охраны базы.
Бронекатер «Гизелла» — 1 ед.
14 т, 18,5×3,2×1,3 м. Бенз. — 2, 200 л.с. =14 уз. Броня до 5 мм. Эк. 8 чел. 2 пул.
Построен по заказу армейского командования в 1914г., находился на Дунае, в 1917 г. перевезен в Триест, где перевооружен (1 37-мм пушка). Служил в отряде охраны базы.
Дунайская флотилия (K. and K. Donauflotille)
Мониторы типа «Сава» — 2 ед.
580 т, 62×10,3×1,3 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1750 л.с. = 13,5 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 91 чел. 2 — 120 мм/45, 2 — 120 мм/10, 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 7 пул.
Наиболее мощные дунайские мониторы. «Босна» первоначально получила название в честь погибшего «Темеша», но после того как последний был поднят, ее переименовали (9.5.1917). После войны «Сава» передана Румынии (получила название «Буковина»), а «Босна» — Югославии («Вардар»). В 1944–1951 гг. бывшая «Сава» входила в состав советской Дунайской флотилии под именем «Измаил».
Мониторы типа «Эннс» — 2 ед.
540 т, 57,9×10,3×1,3 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1500 л.с. = 13 уз. Броня: как на типе «Сава». Эк. 95 чел. 2 — 120 мм/45, 3 — 120 мм/10, 2 — 66 мм зен., 6 пул.
Участвовали в боевых действиях на Дунае. «Инн» 22.9.1917 подорвался на мине в 14 км от г. Браилова и в считанные минуты затонул. 28.11.1917 поднят, ремонтировался в Будапеште, но до окончания войны в строй не вошел. В 1920 г. передан Румынии, назван «Бессарабией». «Эннс» стал югославской «Дравой». Бывший «Инн» в 1944–1951 гг. находился в составе советской Дунайской флотилии под названием «Керчь».
Мониторы типа «Темеш» — 2 ед.
442 т, 57,7×9,5×1,2 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1400 л.с. = 13 уз. Броня: борт 40 мм, палуба 25 мм, рубка 75 мм. Эк. 86–89 чел. 2 — 120 мм/35, 1 — 120 мм/10, 2 — 37 мм, 1 пул.
Первоначально вместо 66-мм пушки несли по две 37-мм. Активно участвовали в боях против Сербии. «Темеш» 23.10. 1914 подорвался на русской мине на р. Саве у о. Грабовец (погиб 31 человек). 27.6.1916 монитор подняли, отремонтировали в Будапеште и вновь ввели в строй 29.7.1917. Корпус корабля удлинили на 2,6 м. Водоизмещение при этом возросло до 470 т, бронирование рубки было уменьшено до 40 мм. Новый состав вооружения: 2 — 120 мм/35, 2 — 90 мм/45 и 4 пул. В 1920 г. «Темеш» передали Румынии (получил название «Ардеал»), «Бодрог» — Югославии («Сава»), «Ардеал» в 1944–1951 гг. входил в состав советской Дунайской флотилии под названием «Бердянск».
Мониторы типа «Кёрёш» — 2 ед.
448 т, 54x9x1,2 м. ПМ — 2, 2 ПК, 1200 л.с. = 10 уз. Броня: борт 50 мм, палуба 19 мм, рубка 75 мм («Шамош» — 50 мм). Эк. 84 чел. 2 — 120 мм/35, 2 — 66 мм, 2 пул.
Родоначальники целого семейства дунайских мониторов. Для своего времени очень удачные корабли, не имевшие аналогов в мире. В 1914–1915 гг. активно использовались в боевых действиях против Сербии. 23.4.1915 английские паровые катера с линкоров, доставленные на Саву, безуспешно атаковали «Кёрёш» (ошибочно сообщив о его потоплении). После окончания 1-й мировой войны «Кёрёш» передан Югославии (переименован в «Мораву»), а «Шамош» превращен в понтон.
Мониторы типа «Лейта» — 2 ед.
315т, 50,6x8x1,1 м. ПМ — 2, 2 ПК, 700 л.с. = 8 уз. Броня: борт 44 мм, палуба 25 мм, рубка 50 мм. Эк. 59 чел. 1 — 120 мм/35, 2 — 47 мм, 1 пул.
Построены в Будапеште, вошли в строй в 1871–1872 гг., реконструированы и перевооружены в 1893–1894 гг. В 1915 г. вновь перевооружены: «Лейта» получила 1 — 120 мм/35, 1 — 66 мм/45, 1 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош»: 1 — 120 мм/35, 3 — 66 мм/18, 3 пул. «Марош» в 1920 г. сдан на слом, «Лейта» превращена в понтон.
Бронекатера типа «Вельс» — 4 ед.
133 т, 44x6x1 м. ПТ — 2, 2 ПК, 1200 л.с. = 15 уз. Броня: борт 8 мм, палуба 6 мм, рубка 10 мм. Эк. 40 чел. 4 — 66 мм/26, 4 пул.
Построены заводом ДанБ в 1915–1916 гг. под литерными обозначениями, сразу по вступлении в строй получили имена собственные. Первые речные суда с паротурбинной ЭУ. На испытаниях развили скорость 18,5 уз. В 1918 г. на Черном море использовались как тральщики. После окончания войны «Вельс» и «Виза» стали венгерскими «Сегетом» и «Кечкеметом», остальные два остались в Австрии под прежними названиями, но в 1927–1929 гг. проданы Венгрии («Компо» переименован в «Дьер», «Барш» — в «Байя»).
Бронекатера типа «Штёр» — 2+1 ед.
140т, 45,5x6x1 м. ПТ — 2, 2 ПК, 1400 л.с. = 16 уз. Броня: борт 10 мм, палуба 6 мм. Эк. 42 чел. 2 — 75 мм/30, 6 пул.
Оригинальные речные патрульные корабли с паротурбинной ЭУ. Заложены на заводе ДанБ в 1916–1917гг. под обозначениями «p», «g» и «r»; первые два вошли в строй в августе 1918 г., третий не достроен. По существу представляли собой увеличенный вариант катеров типа «Вельс» с новыми пушками, способными вести огонь по воздушным целям. После войны «Лахс» достался Венгрии (назывался «Комаром», затем «Дебрецен»), «Штер» — Австрии, но в 1927 г. тоже продан Венгрии (получил название «Сорпон»).
Бронекатера типа «Чука» — 2 ед.
60 т, 36×4,6×0,9 м. ПМ — 2, 2 ПК, 800 л.с. = 12 уз. Броня: до 5 мм. Эк. 27 чел. 1 — 66 мм/30, 2 пул.
Построены в Будапеште в 1915–1916 гг., в 1916 г. получили имена собственные. После окончания войны «Фогаш» сначала находился в Австрии, а в 1927 г. был продан Венгрии и переименован в «Гедело». «Чука» в 1920 г. стала венгерским «Сефок», но в 1929-м ее поменяли на австрийский «Барш». В Австрии «Чука» получила название «Бираго».
Бронекатера типа «f» — 3 ед.
15 т, 18,3×2,7×0,8 м. Бенз. — 3, 350 л.с. = 22 уз. Броня до 5 мм. Эк. 7 чел. 2 пул.
Всего в 1907–1910 гг. построено 4 единицы («е» и «f» — фирмой «Яр», «g» и «h» — ДанБ), но головной катер списан в 1913 г. Бронекатер «g» затоплен экипажем у Панчовы 9.9.1914, два оставшихся активно участвовали в боевых действиях. В 1916г. «f» и «h» переименованы соответственно в «Штер» и «Лахс», в 1917 г. — в РМ-1 и РМ-2. В том же году перевезены на Адриатику и перевооружены (один пулемет заменен на 37-мм автоматическую пушку). Их дальнейшая судьба неизвестна.
Бронекатера типа «b» —3 ед.
39 т, 30×4,3×0,7 м. Бенз. – 2, 600 л.с. = 14 уз. Броня до 5 мм. Эк. 12 чел. 2 пул.
Головной «b» построен фирмой ДанБ в 1906 г., отличался несколько меньшими размерами (36,5 т, 28×4,4×0,7 м) и типом ЭУ (бенз. — 4, 400 л.с.). Остальные два построены на верфи в г. Лустенау в 1909 г. 23.8.1915 «b» исключен из списков флотилии, 15.5.1915 «с» потоплен сербской артиллерией у Белграда, 9.9.1914 «d» затоплен экипажем на р. Саве у Панчовы.
Вспомогательная канонерская лодка «Балатон» — 1 ед.
230т, 54×14,2×1,1 м. ПМ, 450 л.с. = 10 уз. Эк. 14 чел. 2 — 66 мм, 2 — 47 мм, 2 пул.
Бывший речной буксир, переоборудован и введен в строй 23.2.1915. Наиболее мощный из мобилизованных пароходов, защищен противопульной броней. В 1916 г. переоборудован в минный заградитель (30 мин), 28.12.1917 разоружен.
Литература
-
Австро-венгерская Дунайская флотилия в мировую войну 1914–18 гг. Л., ВМА РККФ, 1938.
-
А. Томази. Морская война на Адриатическом море. М. — Л., Воен-мориздат, 1940.
-
Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860–1905. London, Conway Maritime Press, 1979.
-
Conway’s All the World’s Fighting Ships 1906–1921. London, Conway Maritime Press, 1985.
-
A. Fraccaroli. Italian Warships of World War I. London, Ian Allan, 1970.
-
G.Giorgerini, A.Nani. Le Navi di linea Italiane. Roma, 1966.
-
R.Greger. Austro-Hungarian Warships of World War I. London, Ian Allan, 1974.
-
K.Gogg. Österreichs Kriegsmarine 1848–1918. Salzburg–Stuttgart, 1967.
-
B.Josef, C.Karoly, L.Galor, S.Gyula. Hadihajok. Budapest, Zrinyi, 1984.
-
E.Sieche. Austro-Hungarian Submarines-Warship, Vol. II, 1978, pp.14-27.
-
A.Sokol. The Imperial and Royal Austro-Hungarian Navy. Annapolis, 1968.
Морская коллекция № 4 (16) 1997 г.